Пока ближе к омеге

В пятницу в жизни белорусского футбольного чемпионата случилось важное событие: у нашего первенства впервые в истории появился генеральный партнёр. Поэтому в нынешнем году отечественный футбольный турнир будет называться по-модному: «Альфа-банк — Чемпионат Республики Беларусь по футболу 2012 года». Прямо как «СОГАЗ-Чемпионат России» или английская «Барклайс-Премьер-лига». Правда, сумма договора между федерацией и её партнёром не оглашалась, да и польза от сотрудничества определена расплывчато: «Ещё активнее популяризировать и пропагандировать белорусский футбол, привлекая к нему всё больше внимания и значительно расширяя зрительскую аудиторию». Так говорится в пресс-релизе на официальном сайте АБФФ. На следующий день начался он, чемпионат, и сразу принялся «привлекать и значительно расширять зрительскую аудиторию». О том, насколько успешно это получилось, свидетельствует тот факт, что только два клуба из пяти играли действительно дома. Стартовали ведь непривычно рано, не дождавшись апреля, потому что давно хотели расширить границы белорусского футбольного сезона. К тому же некоторые отчаянные головы не покидает мысль, что наш чемпионат должен со временем перейти на систему «осень-весна», а если это случится, то без игр в марте никак не обойтись. Прежний глава федерации Геннадий Невыглас утверждал, что уже с 2013-го, то есть следующего, года можно вести речь о таких переменах. Мол, к этому времени наши клубы могут улучшить свою инфраструктуру до такого уровня, что появится возможность играть ранней весной. Однако прошло уже семь лет с тех пор, как УЕФА внедрил систему лицензирования клубов. И, согласно тогдашним требованиям лицензирования, к текущему году у всех наших клубов уже должны были появиться, если память не изменяет, стадионы с подогревом поля и крышами над трибунами. И вот идёт 2012 год, а у нас только два клуба из пяти играют первый тур у себя дома, а не на нейтральной, по сути, площадке. Стоит ли удивляться, что пять стартовых матчей чемпионата посмотрело воочию чуть более 12 тысяч зрителей, причём половина из них пришла на матч в Гомеле. Где есть хорошие арены, нормальный сервис, там и посещаемость хорошая. Гомель — яркий пример. Отличный, чисто футбольный стадион, на котором всегда приятно смотреть игру. Поэтому даже когда «Гомелю» довелось выступать в первой лиге, количеству зрителей, приходивших на его матчи, могли позавидовать представители сильнейшего дивизиона. И клуб делает всё, чтобы не потерять свою аудиторию. Команда с берегов Сожа оказалась одной из двух, сумевших провести первый домашний матч на родном стадионе. Пускай на плохоньком поле, но на своём. Болельщики это оценили. Несмотря на отвратительную погоду и довольно дорогие билеты (от 20000 до 40000 рублей), на трибуны пришли более шести тысяч болельщиков. Антипример — «Минск». В прошлом сезоне клуб имел самую низкую посещаемость, редко собирая на трибунах даже тысячу зрителей (при свободном входе на стадион!). Между тем в школе «Минска» занимаются несколько сотен детишек. Но почему-то немногие из них проявляют клубный патриотизм и приходят на матчи взрослой команды сами или вместе со своими родителями. Казалось бы, в таких реалиях клуб должен бороться за каждого болельщика. Вместо этого «горожане» уже в первом туре сделали многое, чтобы ходоков на его матчи не прибавилось, а, наоборот, убавилось. Первый тур, матч с чемпионом, главный стадион страны: когда, как не сейчас, заманивать людей на трибуны? Вместо этого — одно функционирующее окошко кассы, огромная очередь, медленный запуск на стадион (почему-то 15000 тысяч на «Минск-Арену» заходят быстрее и не создают заторы на входе), проблема купить себе чего-нибудь перекусить в перерыве: точки общепита находятся за милицейским заграждением, следовательно, нужно вновь проходить досмотр, рискуя опоздать на второй тайм. Потом клуб, конечно, принёс извинения, хоть и в довольно странном стиле: вы нас простите, но… Мол, билеты нужно было приобрести заблаговременно и не создавать ажиотаж перед матчем. Видимо, одна работающая касса непосредственно перед игрой — это, по мнению клуба, в порядке вещей. В общем, отличная антиреклама белорусскому футболу получилась. А ведь хороший сервис, всевозможные развлечения для зрителей до начала матчей и в перерыве, которые давно прижились и успешно практикуются на хоккейных аренах, могут хотя бы частично компенсировать другие недостатки. Например, отсутствие элементарного уюта на многих наших стадионах. «Динамо» и «Торпедо» в Минске, «Атлант» в Новополоцке, «Юность» в Мозыре устарели как и физически, так и морально и давно просятся на капитальный ремонт. На солигорском «Строителе» футбол в солнечные дни приходится смотреть, приставив ладонь как козырёк, потому что единственная трибуна возведена аккурат прямо напротив небесного светила. Благо с появлением электроосвещения матчи в городе горняков стали проводить ближе к закату. Увы, даже новые арены строятся по принципу «лишь бы на фотографиях выглядели красиво». А то, что с некоторых мест футбол смотреть невозможно, это проектировщиков и строителей, кажется, совсем не заботит. Таких стадионов уже немало, но вот свежий пример. В субботу матч высшей лиги впервые принимали Хойники, где решила квартироваться «Славия», пока поле на её «Юности» не подсохнет и не зазеленеет. Стадиончик в этом маленьком райцентре построили классный. Выглядит на фотографиях как игрушка: яркий, компактный, с крышей. Как раз такие стадионы строят в небольших городах и деревнях Англии и Голландии. Ну или почти такие же. Потому что там прямо посреди трибуны, где находятся самые удобные и дорогие места, нет строений, из-за которых не видно практически половины поля. А на стадионе в Хойниках есть... Так что сколько бы ни твердили «популяризация, популяризация», а многие потенциальные зрители по-прежнему чувствуют себя на наших стадионах ненужными, и белорусский футбол по большинству показателей всё ещё очень далёк от альфы.

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты