Надежда ОСТРОВСКАЯ: Побаивалась Дуброва. Но это тоже нужно

В апреле нынешнего года в пресс-центре «Чижовка-Арены» вместе с радостью от победы наших над швейцарками в журналисткой среде витал главный вопрос: с кем и где будем играть в финале Кубка федерации? Параллельно американки дома принимали чешек, и из-за разницы во времени итог этого матча мог появиться в лучшем случае ближе к полуночи. Так как хозяйки оказались сильнее, то они приедут к нам. В случае победы соотечественниц Мартины Навратиловой мы бы ехали к ним, скорее всего, в Прагу. В 1998 году в рамках четвертьфинала II Мировой группы, куда белоруски пробились впервые, мы принимали в Минске представительниц Чехии, потерпев сокрушительное поражение (0:5). Но для того времени проход на такую стадию турнира был большим достижением. Одной из участниц того поединка являлась Надежда ОСТРОВСКАЯ, которой на момент поединка было 17 лет. Молодую теннисистку в эти годы опекал Марат Зверев, но начинала карьеру нынче тренер отечественной Национальной академии под руководством Эдуарда Дуброва. За неделю до самого важного поединка в карьере Эдуарда Владимировича «СП» попросила рассказать Надежду о том, какие сильные стороны у сегодняшнего капитана сборной и чего она ожидает от финала главного командного турнира. Также экс-игрок поделилась радостными событиями в жизни. Недавно она стала мамой во второй раз.

Зверев многому научил

— Надежда, вы активно выступали за Беларусь в Кубке федерации в конце девяностых — начале нулевых. Что в первую очередь вспоминается из той поры? — Если говорить о результатах, то выход в четвертьфинал II Мировой группы в 1998 году. Тогда мы дома одолели сборную Венесуэлы и в вышеобозначенном матче принимали чешек. Формат Кубка федерации претерпевал некоторые изменения, но, по сути, выше той планки наша команда не забиралась вплоть до 2016 года. Что касается непосредственных впечатлений, то, безусловно, это пребывание в одной компании с Натальей Зверевой — великим мастером. Она была самым опытным бойцом в нашем коллективе, и все с неё старались брать пример. Я чувствовала ответственность, играя за страну. В то время со мной работал замечательный Марат Зверев, который многому меня научил. Светлая память Марату Николаевичу. — Во время активной карьеры у вас не было таких условий, как у нынешних лидеров сборной… — Тогда и время было абсолютно другое. Сложно рассчитывать на какую-то серьёзную помощь, когда теннису практически не уделялось внимания. Лично мною двигала мотивация. Понятное дело, далеко не удавалось выезжать. Играла чаще в Европе, где проходили самые престижные турниры, но в то же время собирались очень сильные составы участников. Было трудно набирать очки. Но, несмотря на это, у меня получилось войти в топ-100, чему очень рада. Можно, конечно, рассуждать, что было бы, будь у меня возможность посещать турниры на других континентах, но это уже история… С другой стороны, всегда играла против сильных оппонентов. Это помогало верить в себя и быстрее прогрессировать.

Помогаю переходящим во взрослый теннис

— После окончания игровой карьеры вы достаточно быстро переключились на тренерскую. — Тренером я работаю с 2006 года. Мне нравится моя работа. Стараюсь совершенствоваться, узнавать новое. В 2015 году получила диплом ITF level 2 coaches course, который проводила Европейская теннисная ассоциация. Стремлюсь передавать новые знания своим подопечным, делюсь опытом. — За это время вам довелось поработать с разными возрастами? — До ухода в текущий декрет трудилась в Национальной академии тенниса с юниорками возраста 16 — 18 лет. Это, можно сказать, уже мой профиль. В 2012 году ездила на юниорский чемпионат Европы (U18) с одним из лидеров нынешней сборной — Сашей Саснович. Там она вместе с Илоной Кремень в паре завоевала «золото». Также работала с Илоной Кремень, Лидой Морозовой, Аней Скабелкой, Никой Шитковской, Шалимар Тальби и многими другими теннисистками. Получается так, что сотрудничаю с девушками, которые совершают переход во взрослый теннис. — В таком возрасте к игрокам нужен особый подход. Необходимо быть ещё и хорошим психологом? — В женском теннисе психология играет немалую роль. У кого нервы крепче, тот чего-то и добивается. Безусловно, переходный период всегда непрост. Кто-то справляется, а кто-то нет. Увы, не всё зависит от тренера. Игрок должен понимать, что наставник может дать установку, а как её преобразовать в дело — уже прерогатива исполнителя. — Тренеру-женщине в таком возрасте проще справиться с девушками, чем мужчине? — В этом есть доля правды. Вспоминая себя, я всегда старалась и стараюсь передавать своим подопечным некоторые тонкости, чтобы они понапрасну не тратили время. Опыт — неоценимая вещь.

Теннис — долгая история

— Вашей дочери уже 10 лет, а в мае вы родили сына. Насколько трудно спустя столько лет вновь возвращаться к воспитанию юного создания? — Хватило недели-двух — и всё. Оказалось, что ничего не забыла. — Дочь отдали в спорт? — Да, ходит в группу, занимается теннисом. Пока трудно сказать, что будет дальше. Главное, чтобы ей нравилось. На мой взгляд, теннис самый гармоничный вид спорта. На физическое развитие оказывает благоприятное влияние, что в наше время достаточно важно. Если бы совсем не желала им заниматься, то мы подумали бы над тем, чтобы отдать дочь, скажем, в какой-нибудь командный вид спорта. Это ещё не поздно. — Другие виды спорта в раннем детстве не рассматривали? Скажем, художественную гимнастику. — Как по мне, в гимнастике всё непросто. С юных лет нужно много работать, а карьера профессионала скоротечна. Дальше приходится вливаться в другую жизнь. А теннис — это куда более долгая история. — Вы обмолвились про то, что в теннис на профессиональном уровне можно играть достаточно долго. В последнее время как раз такая тенденция, когда всё больше и больше игроков в возрасте за 30 лет продолжают карьеры. Яркий пример — 37-летняя Венус Уильямс в финале Итогового турнира года. — Значит, нет должной конкуренции. Не наступает на пятки молодёжь. Видела, что возвращается в Тур Вера Звонарёва, которой уже 33 года. Получается, видит, что есть шансы бороться с элитой. Раньше была топ-10, к которой не подступиться. Сейчас можно обыграть любого из лидеров, они постоянно меняются. — В своё время вы были бы рады поиграть в таком возрасте? — Я довольна тем, что получилось. У меня всё плавно перетекло в тренерскую карьеру и семейную жизнь. Для того чтобы успешно играть после 25 лет, нужно здоровье. У меня начались травмы. Так что всё в комплексе подтолкнуло к тому, чтобы идти другой дорогой.

Ключевая заслуга Азаренко

— В то же время костяк нынешней сборной Беларуси — это молодёжь, что не может не радовать. — Да, я очень рада за девчонок. Ещё больше за капитана, что к нему пришли слава и успех. Слава-то была всегда. Эдуард Владимирович воспитал много игроков, в том числе и меня. Но теперь есть и огромный успех, за которым следит вся страна. Пожалуй, ключевая заслуга в нём лидера отечественного тенниса Виктории Азаренко. Именно она помогла выбраться из того болота, в котором мы пребывали долгое время. Важно было выйти из зональной группы, пройти II Мировую группу. Без такой фигуры, как Виктория, нашей молодёжи было бы трудно это сделать. Сейчас, когда девушки выиграли несколько матчей подряд, у них появилась уверенность и необходимый опыт. Если бы квартет, который заявлен на финал, начинал без Азаренко, не берусь утверждать, что мы могли бы играть в таком матче. А так девушки большие молодцы, очень трудолюбивые. — Плюс сборной наверняка помог статус номинального аутсайдера что в четвертьфинале, что в полуфинале? — У наших была уверенность, и при поддержке местной публики они играли очень здорово. Тяжело было не показать хороший теннис в таких условиях. Эдуард Дубров во время этих поединков давал верные подсказки, направлял в нужное русло своих подопечных. Отлично, что девушки слышали тренера. — Вы уже вспомнили о том, что Эдуард Дубров являлся вашим первым тренером. С позиции нынешних лет, когда сами имеете приличный тренерский опыт, наверняка точно понимаете, какие у него сильные стороны. —Во-первых, Эдуард Владимирович выступает за дисциплину. Он требует её и на корте, и за его пределами. Где нужно, предъявляет достаточно жёсткие требования. Но может и пошутить, разрядить обстановку. Во-вторых, он хорошо видит ситуацию на корте. Может дать дельный совет в техническом плане. Вспоминая годы, когда он меня тренировал, скажу, что немного побаивалась наставника. Но это порой тоже нужно. Я понимала, что Эдуард Владимирович хорошо ко мне относится и делает всё, чтобы заиграла ещё лучше. Нынче в каких-то моментах равняюсь на него, использую его советы. — Наша сборная получила достаточно уверенности, которая несомненно поможет в финале. Что ещё нужно для победы? — На момент разговора мы не знаем, какой состав будет у американок. От этого зависит тактика, которую изберут тренеры отечественной команды. Но думаю, кто бы ни был, наши девушки покажут хороший теннис, порадуют зрителей, которые придут на «Чижовка-Арену».

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты