Вокзал для Криушенко

Когда мой приятель узнал, что свой очередной материал по закавказским следам белорусской футбольной сборной я собираюсь назвать «Вокзал для Криушенко», то отнюдь не восхитился и совсем не порадовался за автора. То есть меня.

Игорь КРИУШЕНКО: сама, сама, сама…Фото: tut.by

Короткий диалог

«Послушай, Старик, — сказал он, — сколько можно проламывать головой стену? Неужели непонятно — ИНК из породы тех людей, что «за место не держатся», ибо в него врастают. И, никакие призывы «чемодан – вокзал – дача» на него не подействуют. Эта федерация, этот тренер и эта команда нашли друг друга. Гармония деградации. А значит, всё бесполезно. Агитация одуматься, осознать и уйти, освобождая места для условных радетелей и спасителей отечества, – бессмысленная трата нервов и времени в отношении всех персонажей, что нынче при футбольной власти».

Такой вот эмоциональный и даже в чём-то выспренний спич. Однако меня он совершенно не тронул, не обидел и не заставил изменить заголовок. «Старик, — сказал я, хлопая приятеля по плечу, — мы с тобой в одной лодке. Только мой «вокзал» про совсем другой «базар». Поверь и проникнись». По взгляду собеседника стало понятно, что он готов к познанию «высшей истины» (это, на всякий случай, самоирония), чего и вам искренне желаю.

Сама, сама, сама…

Итак, прежде всего о «вокзале». Всё дело в ассоциации с одним из знаменитых фильмов Эльдара Рязанова. С тем, где Олег Басилашвили главный герой, Людмила Гурченко главная героиня, а Никита Михалков хоть второстепенный, но очень яркий персонаж. Комедийная мелодрама «Вокзал для двоих».

В ней проводник пассажирского состава (Михалков) во время стоянки своего поезда ищет и находит стремительной интимной близости с официанткой привокзального ресторана (Гурченко). А так как времени в обрез и любовные игры никак не укладываются в график железнодорожного расписания, то герой Никиты Сергеевича, поощряя инициативность в засмущавшейся барышне, приговаривает: «Сама, сама, сама…»

Так вот, после того как в телевизионном репортаже Грузия – Беларусь в качестве комментатора выступил Станислав Драгун, нет никаких сомнений, что в этой присказке заключается вся футбольная философия Криушенко. Правда, не потому, что он испытывает дефицит времени и торопится в духе «хватай мешки – вокзал отходит». Нет. Просто, так он считает поступать правильно и единственно верно: «Сама, сама, сама…»

Вспомним, что же сказал в эфире полузащитник БАТЭ и сборной страны, не участвовавший в вояже в Ереван и Кутаиси. Первая фраза Станислава, задевшая за живое, была о прессинге, который белорусы, естественно, не использовали. Они играли «другую тактику», о которой Драгун сказал так: дескать, «сели» назад «по книжке». Расшифровывать этот образчик профессионального сленга необходимо только для предельно наивных болельщиков. Всё предельно понятно. Ушли за линию мяча и окопались.

Второй момент. В комментаторской беседе возникла тема пасов назад. Драгун отреагировал более чем конкретно: по его словам, Игорь Николаевич не настаивает на том, чтобы передачи делались исключительно вперёд, как это было принято у Эдуарда Малофеева. Наконец, третий нюанс. При счёте 2:2 Драгун сразу деловито расставил акценты: «Пусть они владеют мячом и лезут вперёд». А уж белорусам надо караулить грузинские ошибки и использовать свободное пространство…

Теперь даже у тех, кто по-прежнему вопрошает Криушенко: «Как, что, зачем и почему?», должны открыться глаза. Наш главный тренер сторонник философии «сама, сама, сама». Для того, чтобы белорусы добивались успеха, необходимо соблюдение нескольких ключевых условий. Как-то следующих. Самим надо окопаться в ростовых траншеях. Чтобы удачливо отбиваться и ждать, когда оппоненты сделают за нас как минимум 65 процентов атакующей работы. Пойдут вперёд, предоставляя свободное пространство. Это раз. Грубо ошибутся, потеряв мяч. Это два. Позволят развернуться ответу белорусов. Это три.

Всё на самом деле проще пареной репы. Никакого кролика в цилиндре и уж тем более цилиндра в кролике. Но вам это нравится? Когда ни кролика, ни цилиндра, ни фокусов, ни тайн? Вас это убеждает? Когда идея «жить за чужой счёт», и только, доминирует в тренерском сознании?

Если ещё не определились, то задумайтесь на тему: а если оппонент (любой оппонент) не пойдёт вперёд? Что тогда? Во что выродится футбол? А задумавшись, предпримите следующий шаг и увидьте сие вырождение воочию.

Это возможно в большинстве матчей белорусского юношеского календаря. Там философия «сама, сама, сама» едва ли не в абсолюте! И футбол выглядит следующим образом. Две окопавшиеся команды малолетних «старцев» пинают мяч с одной половины поля на другую, в надежде, что кто-нибудь да и учудит махровую глупость. А если вас не убеждает этот уровень, то обратитесь к стыковым матчам за право поехать на чемпионат мира-2018. Разве это не вырождение? В Италии уже не водятся футболисты, способные организовать и завершить атаку. Всё из-за «сама, сама, сама», ибо когда жар гребут чужими руками, то этого жара на всех не хватает.

Джавахарлал Неру как-то напутствовал свою дочь Индиру: «Люди делятся на две категории. В первой те, кто создают. Во второй те, кто пытается присвоить созданное – чаще всего успешно. Но я призываю тебя примкнуть к первой. В ней в десятки раз меньше конкуренция». Увы, но наш главный тренер выбрал вторую – массовую категорию.

«Но, Старик! — воскликнул приятель. – Это ведь ментальная белорусская черта. Мы сами не нападаем. Только отвечаем! Если отвечаем».

Но как же тогда теннис, как же тогда Арина Соболенко?! Ведь она в матче с США поставила жирнющий крест на всех штампах, что белорусы-де не любят, да и не могут диктовать условия и события, предпочитая действовать исключительно в ответ. Она доказала что такие «ментальные аксиомы» о «национальном характере» — несусветная чушь! Соболенко атакует всегда с первого мяча: подаёт ли, принимает ли – не важно. Это так для нас непривычно, что Арину даже укоряют за однообразие. Но это великолепное постоянство! И не надо ломать её сущности, призывая к терпению и долгим розыгрышам.

А вот философию «сама, сама, сама» необходимо презирать. И пока этого не будет, быть нам в футболе теми, кем мы являемся ныне. И там, где мы ныне являемся миру.

146 просмотров
Ваш комментарий
  1. 1

    Серж

    С приятелем Васильева полностью согласен…печально это всё.

    Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.