Алёна ОМЕЛЮСИК: ТАК ПРОСТО НЕ СДАМСЯ

На прошедшем в Наровле и Мозыре чемпионате страны по велогонкам на шоссе оба титула у женщин завоевала Алёна ОМЕЛЮСИК. Уже выход на старт чемпионки мира и Первых Европейских игр для всех остальных участниц означал, что пределом мечтаний они могут считать лишь второе место. Правда, сама спортсменка из Берёзы, как выяснилось, отнюдь не была уверена в своих безоговорочных победах и очень обрадовалась им.

Фото автора

Без него, как без рук

— Так получилось, что два чемпионата мне пришлось пропустить. В 2016-м накануне сильно отравилась. А в прошлом году не выступала из-за перелома таза. И вот теперь вернула обе майки в международный пелетон, чему очень рада. Потому что всегда счастлива представлять белорусский флаг. К тому же всем очень нравится наша чемпионская майка, её считают самой красивой из всех, о чём мне постоянно говорят.

— Какой нашли наровлянскую трассу для индивидуальной «разделки»?

— Круг хороший. Правда, не под меня, поскольку равнинный, а больше под силовых гонщиц. Но я довольна результатом, ведь готовлюсь и к индивидуальной гонке тоже. Для меня это был своего рода тест. Месяц назад я ехала равнинную «разделку». И сейчас по всем показателям добавила, чем порадовала своего тренера. Нужно уметь сражаться на любых трассах — и холмистых, и плоских. Ведь в программе многодневок всегда есть индивидуальные гонки, которые мне нужно подтягивать.

— В отсутствие совсем недавно ставшей мамой Татьяны Шараковой — единственной, кто мог составить конкуренцию, — сомнений в победе не было изначально?

— Да, у Татьяны сейчас другая «гонка», другая медалька. Я за неё очень рада. Но, думаю, уже совсем скоро — буквально через пару месяцев — она вернётся в строй. А что касается сомнений, то они всегда есть. С открытием велоклуба «Минск» у нас появились сильные спортсменки, которые не работают, а пашут. Думаю, и серьёзные результаты не заставят себя долго ждать. В равнинной «разделке» я уже сейчас опасалась их. Потому что трековые гонщицы обычно хорошо едут этот вид,  у них есть и мощность, и скорость. Я понимала, что сама способна показать хороший результат. Потому что после всех своих травм наконец вернула боевую форму. Но не была на сто процентов уверена, что кто-то не окажется сильнее.

— Кто вас сопровождал на дистанции?

— Брестский тренер Андрей Гаврилюк и молодой механик Никита Борбат. О последнем хочу сказать особо.  По мере того, как у нас растут сильные гонщики, развивается и персонал. Того же Никиту  я уже сейчас могу сравнить с опытным механиком моей команды Canyon — SRAM, работающим на суперпрофессиональном уровне. Видно, что этот парень впитывает всю информацию, как губка, интересуется современными технологиями, стремится иметь все необходимые гаечки, ключики, эксцентрики и т.д. Таких специалистов необходимо поддерживать. Уверена, он далеко пойдёт. Без него я была бы здесь, как без рук.

Никто не примкнул

— Групповая гонка в Мозыре выдалась особенно суровой?

— Ой, да, я таких с марта не ездила. Весь день лил дождь и было всего 6 градусов тепла. А я прилетела из Италии, где сейчас плюс 35. Поэтому замёрзла жутко. Думаю, и девчонки тоже, но все показали бойцовский характер. В принципе, нас не удивишь такими условиями. Весной приходится выступать и в худших. Правда, сейчас лето…

— У вас был план на гонку?

— Сначала просто смотрела, как девчонки едут, а затем надеялась с кем-то уехать в отрыв. Именно с кем-то, чтобы подсказать попутчицам, передать им накопленный опыт. В принципе, некоторые спортсменки пытались атаковать, другие ни разу на смену не вышли, видимо, у них такая тактика, не знаю. Когда сильно замёрзла, решила ускориться. К сожалению, желающих составить компанию мне не нашлось. Поэтому проехала 35-километровую индивидуальную гонку.

— У Брестской области, которую представляли, командная тактика была?

— Нет. Возможно, она имелась у клуба «Минск». И, я считаю, это правильно. Так и должно быть. Потому что на международных соревнованиях без этого никак, они должны учиться ездить вместе, выдерживать свой план. Я же понимала, что могу рассчитывать только на себя.

Кто кого?

— Прошлый год оказался для вас серьёзным испытанием на прочность: три травмы, последняя из которых особенно напугала. Каково было возвращаться после неё?

— Да, сезон выдался очень тяжёлый. В январе сломала руку. Только восстановилась — ударилась челюстью, которая долго напоминала о себе зубной болью. А когда затем вновь упала и узнала очередной диагноз — перелом тазовой кости, подумала: наверное, это всё, с велоспортом придётся расстаться, просто не выдержу таких испытаний. Но через две недели постельного режима и абсолютного покоя мышцы начали просить тренировок. Потихоньку начала заниматься лечебной физкультурой. Через полтора месяца, ещё передвигаясь на костылях, села сначала на велотренажёр, затем — на велостанок. Оказалось, что нагрузка при этом на мои тазовые кости была меньшей, чем при ходьбе на костылях. Но крутила станок, конечно, вхолостую. И начинала с десяти минут. Через два месяца впервые вновь выехала на шоссе, но в Италии, здесь это сделать побоялась. Почувствовав ветер на своей коже, поняла, как мне этого не хватало. И тогда сказала себе: так запросто я не сдамся, ведь ещё не реализовала свои спортивные амбиции и мечты.

— Возвращаться к гонкам после восьмимесячного перерыва не страшно было?

— Страшно. Даже просто находиться в группе было некомфортно. Потому что забылось ощущение ритма гонки. Да и давил сам факт, что в последней из них случилось серьёзное падение с травмой. Но у меня замечательная команда, в которой с пониманием относятся к моим проблемам. Никаких задач передо мной не ставили,  предложив просто вспомнить вкус соревнований, что  с удовольствием и сделала — атаковала, отрабатывала какие-то участки и после этого всё пошло о’кей.

— Уже в начале марта на одной из любимых классических однодневок «Страде бьянке» вы напомнили о себе…

— Она, кстати, тоже получилась суровой. За день до этого в Тоскане выпал снег, который местами полностью не растаял. Температура воздуха опустилась до нуля градусов. Лил дождь. У меня было большое желание что-то показать. Поэтому уехала в отрыв. И хотя сработались с попутчицами, нас догнали за 15 км до финиша. Я стала 15-й, классно проведя гонку. И это дало уверенность в том, что мы на верном пути, что не зря я столько часов отдала физиотерапии, специальным упражнениям. В тренажёрном зале занималась даже в дни отдыха. И это дало свои плоды.

Фото: borax.by

— На следующей аналогичной однодневке — «Трофео Альфреда Бинды» — уже пятой стали…

— Там я 30 км проехала в отрыве. Но, к сожалению, на последних пяти меня догнали, после чего атаковала моя одноклубница Кася Невядома. Я заехала пятой, что тоже здорово. Ведь это была лишь вторая гонка Мирового тура. С каждым стартом затем чувствовала себя всё увереннее, плавно набирая форму к многодневке «Джиро д’Италия».

— А самым удачным оказался «Тур Йоркшира», второй этап которого завершили второй?

— В последние два года мне не везло в Великобритании. Перед самой Олимпиадой я там сильно отравилась, в прошлом сезоне упала и сломала таз. Поэтому в этот раз ехала в Йоркшир с опаской: кто кого победит — я Англию или она меня?  К счастью, моя взяла. Мне удалось открыть счёт ворлд-туровским подиумам и войти в тройку в генеральной классификации. Это убедило, что я по-настоящему вернулась и вновь могу в горах в элитном пелетоне сражаться за топ-5. Описать это ощущение сложно, оно настолько приятно, что не хочется останавливаться.

Затем предстоял злополучный «Тур Авива», на котором сломала таз. Команда опять не настаивала на моём участии, предоставив право выбора. Но я сказала, что не зацикливаюсь на плохих воспоминаниях, упасть можно и на любой тренировке, страна здесь ни при чём. На третьем этапе, когда увидела знакомое место, дрожь, правда, немножко пробила. Но успокоила себя тем, что это было давно, а сейчас и год другой, и день. После финиша девчонки из других команд интересовались, как я пережила этап. В принципе, всё, что ни случается, — к лучшему. Обычно говорят: если чёрная полоса слишком большая, скорее всего, она окажется взлётной.

Экстрамотивация

— 6 июля стартует женская «Джиро». Какие задачи ставит в ней Canyon — SRAM?

— Самые максимальные. Показать себя с лучшей стороны, протестировать себя, свои ноги перед чемпионатом мира в Австрии, который обещает быть  тоже очень сложным. Я довольна тем, в какой форме подошла к гонке. Мне кажется, ещё никогда не была так сильно готова.

— А кто у вас будет капитаном?

— Состав мы уже знаем. А все основные цели и задачи обсудим непосредственно перед стартом на собрании. У нас есть и сильные спринтеры, и горнячки — это мы с Касей Невядомой, с которой, видимо, и будем бороться за генеральную классификацию. А кто из нас будет лидером, определимся по ситуации. Конечно, хочется попробовать выиграть этап.

— А в рамках мужской «Большой петли» женщины поедут однодневку?

— Да. Буквально через день после нашей «Джиро», продолжением которой эта однодневка и станет. У нас будет один день на переезд во Францию и отдых. Но, если расслабиться после 10 дней гонок, наверняка не сможешь включиться в борьбу. Поэтому 16 июля придётся сделать хорошую тренировку.

— На чемпионате мира в последний раз пройдут клубные командные «разделки». Как восприняли такое решение?

— Конечно, печально, что дисциплину убирают из программы. Она очень захватывающая. И это настоящий велоспорт, где терпишь с первого и до последнего метра, порой открывая в себе запредельные резервы. В дальнейшем её хотят проводить в национальном формате. Но не все сборные имеют четырёх сильных гонщиц. Посмотрим, что из этого получится.

— До Европейских игр, где вам предстоит защищать чемпионский титул, осталось меньше года…

— Наш спортивный директор говорит, что знает самого мотивированного их участника, имея в виду меня. И это действительно так, ведь трасса «разделки» будет проходить возле моего дома.

— Вы купили квартиру в Минске?

— Да, недалеко от «Минск-Арены». И для меня это служит экстрамотивацией. Да и многим соперницам после моих рассказов о любимой Беларуси не терпится осенью приехать в Минск, если не на тестовые соревнования, так просто на сбор.

211 просмотров

Ваш e-mail не будет опубликован.