Екатерина БУЛЫНКО: БОС В ПОМОЩЬ

Руководители РНПЦ спорта не раз подчёркивали в беседах с журналистами, что сотрудниками данного учреждения после тщательного отбора становятся перспективные, заинтересованные и целеустремлённые специалисты. Отнюдь не всегда соискатели соответствуют строгим требованиям, которые к ним тут предъявляют. Те же, кто смог убедить руководство центра в своей компетентности, становятся частью дружного коллектива.

Фото автора

Одним из таких многообещающих молодых учёных является сегодняшняя гостья нашей рубрики — младший научный сотрудник лаборатории психологии спорта Екатерина БУЛЫНКО, ответившая на вопросы корреспондента «СП».

– Екатерина, какая из тропинок на вашем жизненном пути привела вас в РНПЦ?

– Откровенно говоря, даже когда только начинала учиться в БГПУ, знала, что пойду дальше. Меня всегда привлекала научная деятельность. Заканчивая обучение, уже работала в ведущем спортивном вузе страны. В один прекрасный день мне предложили сходить на собеседование в центр. Увиденное очень впечатлило: новые методы работы, аппаратные методики… Я увидела, как с их помощью за минимальное время добыть максимум информации… Мне это было очень интересно. Сейчас уже работаю здесь пять лет и о своём выборе нисколько не жалею.

– Молодые сотрудники порой сталкиваются с некоторым скепсисом своих более опытных коллег…

– Надо отдать должное, с таким отношением к себе не встречалась ни разу за то время, пока тут работаю. Напротив, все настроены доброжелательно и готовы выслушать любую идею, которой есть желание поделиться.  Начиная с заведующей нашей лаборатории Инны Чарыковой, все с удовольствием придут в случае необходимости на помощь, поддержат не только словом, но и делом.

– Чем занимается ваша лаборатория?

– Научно-методическим и практическим психологическим сопровождением членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по различным видам спорта. Психотесты, психо- и нейрофизиология, эгоскопия… Одной из главных задач является внедрять современные подходы в подготовку спортсменов и на основании данных различных обследований помочь тренеру индивидуализировать тренировочный процесс, полностью раскрыть потенциал подопечного. Есть возможность психофизиологической диагностики детей и подростков с использованием специализированного оборудования, чтобы определиться с их будущим в спорте.

– Лично вы над чем трудитесь?

– Сейчас работаю над диссертацией. Исследую формирование навыков саморегуляции  при помощи оборудования. Смотрим динамику показателей, обучаем тому, чтобы с помощью различных техник дыхания  спортсмены могли самостоятельно взять эмоции под контроль, избегая излишнего волнения. Конечно, этот навык формируется не с первого раза. Всё зависит от конкретного человека.

– Одно из направлений деятельности подразделения, в котором вы, — трудитесь БОС-технологии…

– БОС-технологии — это биологическая обратная связь, то есть  «физиологическое зеркало», помогающее спортсменам видеть и управлять своими физиологическими функциями. Метод основывается на принципе перевода информации, получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека в картинку или звук, сигналы обратной связи. Для этой работы у нас есть всё необходимое оборудование. Главное, насколько заинтересованы в нём наши клиенты из мира спорта.

– Насколько быстро достигается  необходимый эффект ?

– Конечно, многим из нас хотелось бы принять волшебную таблетку, пройти процедуру и молниеносно получить нужный результат. Но психология так не работает. Наше сознание одним словом не излечишь, стереотип поведения, вырабатывавшийся годами, за одну минуту не изменишь. Всегда важно понимать, что это работа, в первую очередь над самим собой.

– Как работать с детьми, ведь они отнюдь не всегда постоянны в своих желаниях: сегодня он хочет стать футболистом, завтра художником…

– Не стала бы обобщать, всё зависит от конкретного человека. Недавно работала с одним подростком. Парень весьма мотивирован. Уже в возрасте 15 лет он знает, что хочет от занятий спортом, упорно тренируется по нескольку раз в день.

– Не раз приходилось слышать от тренеров, что, если спортсмен отлично готов, никакой психолог ему не нужен…

– Действительно, есть такие люди, которые обладают большой внутренней устойчивостью. Они и в повседневной жизни ведут себя очень уверенно. Однако это дано отнюдь не каждому. Кто-то, напротив, вместо того, чтобы спокойно идти к своей цели, начинает самокопания, переживает. Есть примеры, когда спортсмены не умеют собраться в решающий момент, есть те, кто в такие моменты излишне зажат. Так что для многих лишней наша помощь не будет. Тем более если мы говорим о детях, которые не сразу становятся спортсменами экстра-класса, а растут и постепенно впитывают различную, не всегда позитивную информацию. Им мы тоже помогаем разобраться.

– Современные специалисты нередко придерживаются известной поговорки, что лучший психолог — это тренер…

– Знаете, таких до сих пор хватает. Но есть обратные примеры, когда люди ищут новые методики, способы и методы для улучшения результатов своих подопечных, стараются не замыкаться лишь на своих знаниях и воспринимают ту информацию, которую до них стараемся донести. Отмечу представителей фристайла, батута, конькобежного спорта, прыжков в воду, плавания, парусного спорта, фехтования, современного пятиборья, стрельбы из лука, волейбола, бильярда, большого тенниса. То есть интерес к нашим методикам есть, и он достаточно велик.

– А что вам даёт общение со спортсменами и наставниками?

– Безусловно, многое. Ведь эти люди много где бывают, знают иностранные языки, что говорит о их развитом мышлении. Они с удовольствием делятся опытом. Очень интересно слушать, когда речь идёт о их внутреннем состоянии на соревнованиях или во время тренировок. Психологическая культура у большинства из них на очень высоком уровне.

– Важная составляющая науки — обмен опытом…

– Используем для этого любую возможность. К нам часто приезжают коллеги из других стран. Стараемся участвовать в различных  методических семинарах и конференциях, которые проходят в нашей стране. Как правило, опытом делятся ведущие в своих областях специалисты. В том числе и из-за рубежа. Очень многое в плане знаний дала «Школа молодого учёного». Так что было бы желание…

 

4 638 просмотров