Президент Прохоров: штрихи к портрету

Горячая пора – это сейчас про биатлон и российский политический Олимп. Стреляющие лыжники находятся в состоянии последнего этапа подготовки к чемпионату мира, а граждане РФ 4 марта будут выбирать президента страны, на что претендуют пять кандидатов. Там тоже настоящая гонка! Причём гонка преследования. Все стараются догнать или хотя бы приблизиться к несомненному фавориту Владимиру Путину. К слову, в тот же день российских выборов – 4 марта – в Рупольдинге состоятся гонки… преследования. Символично, не правда ли?! Конечно, спорт должен находиться вне политики, однако не в этом случае. Ибо есть фигура, объединяющая и биатлон, и российскую политику – олигарх Михаил Прохоров, являющийся одним из конкурентов действующего премьера РФ. Причём, в отличие и от Владимира Владимировича, и трёх других кандидатов, Прохоров стремится к президентству уже в эти дни, таковым являясь. Разумеется, не страны, но Союза биатлонистов России (СБР). Поэтому и весьма странно, что во всех бурных дебатах и конфронтациях среди квинтета кандидатов сей момент упускается из вида, не учитывается конкурентами. Противники попрекают Прохорова связями, благодаря которым он со студенческой скамьи перепрыгнул на управляющий пост в один из банков. Ему ставят в вину то, как он стал собственником лакомых советских промышленных гигантов и потом руководил «Норильским николем». Его укоряет за Куршавель и за воинское звание полковник, пришедшее к Прохорову не понять за какие военные заслуги. Разумеется, у Михаила есть и сторонники, среди них много известных и популярных на всём постсоветском пространстве людей, включая незабвенного Леонида Ярмольника. Но ни соратники, ни ярые оппоненты почему-то, действительно, не анализируют деятельность Михаила Дмитриевича на посту президента СБР, хотя по этой малой модели вполне можно судить, как Прохоров собирается исполнять свои «глобальные обязанности» в случае победы на выборах 4 марта. Что ж, займёмся этим сами.

1. Формирование команды

Про Ярмольника и К` больше вспоминать не будем, но, безусловно, сконцентрируем внимание на личности исполнительного директора СБР Сергея Кущенко, в связке с которым Прохоров и пришёл в биатлон, наделив его как минимум полномочиями своей правой руки в мире стреляющих лыжников. Сам по себе Кущенко – персона уже давно известная в мире российского спорта. Тут и баскетбольные проекты, включая управление ЦСКА, и позиция босса во всём армейском спортивном обществе. Поэтому то, что Прохоров выбрал Кущенко, с которым сотрудничал в том же баскетбольном ЦСКА, никого не удивило. Да, Кущенко не имел раньше никакого отношения ни к биатлону, ни к любому другому зимнему виду спорта. Но олигарх наверняка приглашал давнего товарища заняться новым проектом не в качестве эксперта, а как сильного организатора, менеджера, управленца. При этом свою генеральную линию Кущенко сформулировал уже в первых интервью в ранге исполнительного директора СБР: дескать, задача задач, чтобы на всех пьедесталах почёта всех возможных соревнований поднимались исключительно российские спортсмены. Разумеется, патриотические порывы Кущенко были услышаны. Но во внешнем мире, тоже имеющем свои виды на медали Олимпиад и чемпионатов мира, не очень-то одобрены. Кущенко стали советовать ради реализации мечты не выезжать на международные соревнования, отслеживать результаты исключительно внутри российских стартов. После изучения протоколов таких состязаний исполнительный директор мог бы спать спокойно – одни россияне. Но, конечно, ни Прохорова, ни Кущенко такое злопыхательство не смутило. Год назад, открывая чемпионат мира-2011, Кущенко в своей речи пожелал успеха… только российским биатлонистам. Хотя к тому времени он являлся и первым вице-президентом Международного союза биатлонистов, а следовательно, нёс ответственность за процветание вида спорта во всех странах. Однако Кущенко прям и искренен – только своим удачи! Разумеется, вы можете сказать, что с точки зрения россиян – это хорошо и здорово. Но так кажется лишь на поверхностный взгляд. Давайте представим, что мечта Прохорова/Кущенко осуществилась и на пьедесталы этапов КМ, ЧМ и ОИ поднимаются одни россияне. К чему это приведет в весьма скором времени? Вначале потеряют интерес к развитию биатлона «малые» страны. Затем понизится рейтинг международных телевизионных трансляций, уйдут спонсоры. Потом и самим российским болельщикам наскучит отсутствие конкуренции. Таким образом, что биатлон впадёт в стагнацию, а затем и в кому. Это кому-то надо кроме Прохорова и Кущенко?!

2. Выдержка в критических ситуациях

Деятельность любого президента требует от увенчанного столь высокими полномочиями человека – выдержки, хладнокровия, воспитанности, человеческого такта. Но уже по заявлению Кущенко в Ханты-Мансийске стало очевидно, что с этим у команды олигарха, а значит, и самого Прохорова есть проблемы. Но это были лишь цветочки. Цветочки выросли во время женской эстафеты в Ханты-Мансийске. Автор этих слов стоял на тренерской бирже недалеко от Прохорова, который, отзываясь на провальную стрельбу россиянок на первых этапах, в прямом эфире телеканала «Россия-2», отправил в отставку по ходу соревнования, указал на дверь, а проще говоря – выгнал тренера Анатолия Хованцева. Естественно, без согласования с чинами профильного спортивного ведомства, с которым и заключал контракт наставник. Но в те минуты на этот факт никто особого внимания не обращал, ибо все и без того были шокированы расправой. Исключительный прецедент! Но это – биатлон. Прохоров же сейчас претендует на большее, и страшно подумать, к чему может привести его эмоциональность и невыдержанность при условии виктории 4 марта.

3. Права человека

Россия – страна большая, стреляющих лыжников в ней много. Хватает на десятки составов. И так уж повелось, что биатлонисты, не способные пробиться в главную команду родной страны, но таки мечтающие сказать своё слово в спорте, переходили под другие знамёна, в том числе и белорусский флаг. Плохо это или хорошо – судить трудно. У палки всегда есть два конца. Конечно, Прохорову надо печься об интересах своей сборной, но ведь и у человека должно сохраняться право на труд, прописанное во всех главенствующих международных хартиях. Однако, возглавив СБР, Прохоров и Кущенко стали с этой практикой переходов-переездов активно бороться, причём и оказавшийся под их влиянием Международный союз биатлонистов также принялся весьма вольно и пророссийски трактовать собственные уставные документы. В результате «новая украинка» Бурдыга долго не имела возможности стартовать в эстафетах (Наталью отпустили только при условии соблюдения такого карантина), а «новый белорус» Бабчин выпал из профессии на весь сезон-2010/2011. А всё потому, что Александр, никогда не входивший ни в какие списки российских сборных, выступил на одних летних соревнованиях под эгидой ИБУ. Правда, и в тех протоколах он не являлся членом российской сборной! Но ни эти обстоятельства, ни существовавший договор о сотрудничестве между федерациями Беларуси и России, подписанный с российской стороны предыдущим президентом СБР Александром Тихоновым, не воспрепятствовали объявлению стандартного двухлетнего карантина, благо Бабчин к тому времени уже год имел в зачёте. Нет никаких сомнений, что из России данная ситуация видится иначе, чем из Беларуси. Но ведь Бабчин по статусу не стоял рядом даже с той же Бурдыгой! Парень просто не имел дома перспектив, но и со спортом заканчивать не желал. Так почему его, лишать заработков, преследовать на профессиональном уровне?! Неужели сейчас, когда Бабчин уже выступает, россияне так испугались? Конечно, нет.

4. Международные отношения

В принципе, и предыдущая «главка» касалась этих пресловутых отношений. Но тут надо понимать, что, стараясь никого и никуда «не пущать», руководство СБР во главе с Прохоровым старается кое-кого заманить в Россию. Причём аппетиты завидные – это вам не Бабчин. Так неоднократно искали подходы к «белорусскому всё» в биатлоне – Дарье Домрачевой, суля ей золотые горы. На наше счастье, Даша стоически выдержала атаку соблазнами. По крайней мере, пока, хотя тот же Кущенко в процессе уговоров был настойчив, имея прицел на Сочи-2014 после отбытия спортсменкой гипотетического двухлетнего карантина. Домрачева ценит отношение к себе на родине, а заодно понимает, что между двумя командами огромная разница, о чём она и сказала в интервью, сравнив российскую сборную с «заводским конвейером», а белорусскую – с «семьёй». Но зато белорусская вакс-группа минувшим летом потеряла своего австрийского шефа Нойнера и его первого помощника Яскевича, пренебрегших действующими контрактами. Да и в российской команде «Б» « на смазке» работают белорусы, причём дома они трудились тренерами (!) национальной команды. Но сейчас у Прохорова такие зарплаты, что… даже вечный «допинговый» критик россиян Вольфганг Пихлер возглавил их женскую сборную, возможно, на свою беду и разочарование. Какая на это вызывающее богатство может быть реакция?! Конечно, завидуем и раздражаемся. Те же западные атлеты охотно идут на контакт с российскими СМИ, но в этих «контактах» постоянно говорят о ныне существующей огромной разнице – разнице в зарплате, обеспечении и так далее. А когда на авансцену выходят деньги и только деньги, то разговоры о любви и уважении бессмысленны.

5. Борьба с коррупцией

Прохоров пришёл в биатлон на волне допингового скандала-2009, выкосившего из российских рядов Юрьеву, Ахатову и Ярошенко плюс забравшего скорость у Чудова и Слепцовой, что также показательно. Ибо не зря Александр Тихонов в те дни, да и потом вёл речь о существовавшей Системе, касавшейся не только «залётного» трио. К слову, на чемпионате мира-2009 в южнокорейском Пьенчане, где Ольге Зайцевой, выступавшей весьма успешно, на каждой пресс-конференции задавали очень неприятные вопросы на эту тему, больше всех усердствовал в «охоте на российских ведьм» Пихлер. Поэтому то, что немецкий тренер согласился работать в России, является значительным достижением Прохорова в борьбе с допинговой коррупцией. Но похоже, что Пихлер сегодня, мягко говоря, чувствует себя не в своей тарелке. Причём дело заключается не только в том, что результат даёт одна Зайцева, а остальные не сумели переварить его нагрузок. Ведь Пихлера критикуют не только за неубедительные выступления. Существует настоящее лобби, в которое входят и известные журналисты, постоянно раскручивающие тему «почему не дают отдохнуть «Императрице»? Сама Зайцева от пауз отказывается, Пихлер уверен в их бесполезности, но немца уже не просто уговаривают – давят, прессингуют. Если не по поводу Зайцевой, чья история не таит в себе пятен, так в отношении Слепцовой. Светлана не выступала в Контиолахти – отправилась домой в Ханты-Мансийск, несмотря на все возражения Пихлера. Наставник предлагал вариант сбора (если устала, плохое самочувствие) в Рупольдинге, но Слепцова настаивала на Сибири, где желала найти психологический баланс, душевное равновесие. И Пихлера таки сломали либо просто игнорировали его мнение, хотя личный наставник Слепцовой – Захаров – в эти же дни вроде бы находился… в Контиолахти. То, что немцу всё это не нравится, – очевидно. Пихлер боится попасть впросак, оказаться в дурацком положение «чёрта, выглядящего недотёпой».

6. Генеральная линия

Пихлер, в принципе, ведёт себя в российских реалиях крайне глупо, и не будь Зайцевой, немец уже мог бы разделить судьбу Хованцева. Наставники мужской команды гораздо умнее и мудрее, но они аборигены – им и карты в руки. Никто из россиян не претендует на большой Хрустальный глобус, но при этом болельщики не ропщут – на каждом этапе кто-то да выстреливает. Достигнуть такого разброса в уровне готовности можно лишь одним образом: выведением на локальный пик формы то одного, то другого, то третьего и четвёртого спортсмена. Другое дело, что два пика за сезон – это задача, которую российским тренерам ещё надо будет решить в Рупольдинге. Но, во-первых, у них в рукаве есть ещё Черезов, готовящийся доказать, что нет лучшей «методики» подготовки к ЧМ, чем получить в межсезонье тяжелейшую травму. Во-вторых, при Прохорове, президенте СБР, российским биатлонистам есть за что умирать в спорте. И в этом отношении Михаил Дмитриевич, действительно, сделал очень многое, как бы ни раздражались соперники. Но во что выльется такая финансовая практика в отдалённой перспективе? Сейчас в российской сборной собраны биатлонисты, ещё генетически знающие, что значит выпасть из основного состава. Что такое безденежье, минимум надежд прорваться и реализоваться в биатлоне. Это по-хорошему злые волки – Устюгов, Черезов, Гараничев, тот же Шипулин, едва не переехавший в Беларусь. Ныне у них есть все возможности, и за них, за себя, за страну они будут драться. Парни умеют это делать. Но кто за ними?! Поколение Прохорова, привычное к довольству с юниорского возраста, не понимающее, что такое не иметь денег, пусть ты и пылишь лишь в третьем составе. У них без Кубка мира с Олимпиадами уже всё есть. Точнее, на жизнь хватает. Зачем дёргаться, не говоря уже о том, чтобы искать место под солнцами, например, Украины или Беларуси? Это обратная сторона медали финансовой политики Прохорова в биатлоне, пренебрегающего истиной «деньги разлагают». Разумеется, всё зависит от человека, но в какую-то экспансию российского биатлона ваш покорный слуга не верит. И, согласитесь, имею право: риски действительно существуют. Впрочем, они есть всегда. В этом убедимся совсем скоро – 4 марта. В России выборы, в Рупольдинге – гонки преследования.

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты