Дмитрий ДАЩИНСКИЙ: Будто на другую планету попал

Хотя Азия является самой большой частью света как по площади, так и по численности населения, Олимпиады на её территории проводились лишь пять раз, причём трижды – в Японии. Именно эта страна была хозяйкой и обоих зимних Игр. На первых из них в 1972-м в Саппоро наших земляков в составе сборной СССР не оказалось, а на вторых в 1998-м в Нагано Беларусь выступала самостоятельной командой и добыла две «бронзы». Одну из них завоевал 20-летний дебютант тех главных стартов четырёхлетия Дмитрий ДАЩИНСКИЙ, которого и попросили выступить экспертом по «азиатскому вопросу». [caption id="" align="alignright" width="378"] sb.by[/caption] Как признался титулованный фристайлист, уже первый приезд в Японию в 1997-м  произвёл на него неизгладимое впечатление: -- Не могу сказать, что к 19 годам я объехал полмира, но во Франции, Италии, США, Канаде успел побывать и, как говорят, кое-что увидеть. Однако в Нагано, где мы должны были убить двух зайцев – разыграть медали чемпионата мира и опробовать олимпийский склон, было ощущение, будто попал на какую-то другую планету. Сами соревнования я помню смутно, потому как ещё ни на что не претендовал. Занял тогда 18-е место. Но в памяти отложилось, какой фурор произвёл на заключительном ужине канадский тренер Питер Джадж, сейчас возглавляющий национальную Ассоциацию фристайла. Видимо, поспорив с кем-то, после победы Николя Фонтена он выбрил плеши на голове и с этой смешной причёской появился в ресторане. По-настоящему же впечатлили в Японии высокие технологии, с которыми прежде сталкиваться не приходилось.  Уже тогда многие их машины были оснащены навигаторами, которые мы нигде, кроме как в фантастических фильмах, не видели. Чем-то нереальным представлялись и мобильные телефоны, с помощью которых возившие нас водители автобусов постоянно были на связи. Именно там я впервые увидел в гостинице лифты с сенсорными кнопками и краны, до которых, чтобы пошла вода, даже дотрагиваться не обязательно. В магазины электроники мы вообще ходили, как на экскурсию. С восторгом глазели на навороченные по тем временам магнитофоны и плейеры с мини-дисками, а ещё – на массажные кресла, какие в Европе появились намного позже. А ещё меня поразили холодные напитки, которые нам предлагали во время остановок по дороге в Нагано: тем, что при открытии они сразу становились горячими. Необычными и странными казались и сами японцы, приветствовавшие нас поклоном. Они относились ко всем гостям с непривычным почтением и вниманием, что особенно почувствовалось на Олимпиаде: стоило появиться где-то в экипировке, как у хозяев загорались глаза, и они сразу просили сфотографироваться.

То травма, то грипп

-- Олимпийский сезон начался для вас с травмы, полученной на батуте… -- Да, на одной из тренировок неожиданно лопнула пружина, угодившая мне в голову. Пришлось, по-моему, на неделю прекратить тренировки – пока не сняли швы. Из-за этого чуть позже отправился на вкатывание, но это было не страшно, поскольку к прыжковой работе ещё не приступали. -- По прибытии в Олимпийскую деревню вас ждала очередная напасть – грипп… -- Не знаю, в Японии я вирус подхватил или, что более вероятно, в дороге, но довольно долго провалялся с высокой температурой. Затем, чтобы нормально адаптироваться и получше привыкнуть к склону, мы приехали заранее. Но в итоге я успел провести лишь пару полноценных тренировок. Поэтому, наверное, и акклиматизации особо не почувствовал. Хотя обычно, когда потом летали на восток – в Китай или Австралию — она намного тяжелее проходила, чем при вояжах в обратную сторону – в ту же Америку. Особенно на австралийских этапах Кубка мира почему-то долго не удавалось уснуть, нередко почти до утра. Это было непростое испытание, ведь днём потом ходил, как вареный. -- А чем вам запомнилась Олимпийская деревня? [caption id="" align="alignright" width="510"] Дмитрий ДАЩИНСКИЙ в Нагано[/caption] -- Своими размерами. В Японии не было деления на кластеры, все жили в одном. Там запросто можно было сфотографироваться с легендарным хоккеистом Уэйном Гретцки, с фигуристами Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе, Оксаной Грищук и Евгением Платовым... Российский лыжный акробат Саша Михайлов, который жил в одном блоке с выигравшим турнир мужчин-одиночников Ильёй Куликом, рассказывал, как тот повесил золотую медаль на гвоздь над входом в свою комнату, а уборщица чуть ли не молиться на неё стала. Японцы искренне восхищались каждым успехом, радовались каждому олимпийцу. Возле той же деревни постоянно стояла толпа, желавшая сфотографироваться с любым из участников Игр. Для них это был настоящий праздник, большое событие. -- А какой нашли организацию Игр? -- Отличной, всё было продумано до мелочей. Тот же транспорт ходил чётко по графику. И соревнования прошли на высочайшем уровне. Наш склон, к примеру, был идеально «вылизан». Помню, смотрел на него, как на картинку. Хотя по сравнению с теперешними тот кажется смешным.

Звёздный час для  «тёмной лошадки»

-- Кто в лыжной акробатике значился фаворитами турнира? -- По ходу сезона очень сильны были американцы – Эрик Бергуст, который в итоге и стал чемпионом, а также Бритт Свортли. Они по очереди если не выигрывали, так завоёвывали места на подиуме на этапах Кубка мира. Главными их конкурентами, как правило, являлись канадцы – уже упомянутый Николя Фонтейн, Энди Капичик, Джефф Бин. И Михайлов, наш Вася Воробьёв на североамериканских этапах  неплохо себя показали. Все они подошли к Играм в хорошей форме. -- Вы же были «тёмной лошадкой»? -- Наверное. Хотя и я к тому моменту на одном из этапов – в американском Бреккенридже — успел пробиться в число призёров. Кстати, в отличие от соперников, ещё без тройного сальто с четырьмя винтами. И это придало уверенности. А когда в Нагано выиграл квалификацию, в которой почти все соперники исполняли максимальные программы, понял, что действительно реально рассчитывать на пьедестал. Даже с моим набором прыжков. Два варианта тройного сальто с четырьмя винтами тогда, конечно, прыгали немногие – Бергуст, Фонтейн и, по-моему, Свортли. Но если мне удалось их всех за счёт качества опередить однажды, почему не сделать это вновь? -- Тот факт, что на предыдущей Олимпиаде в Лиллехаммере Алексей Парфенков был лучшим в предварительном круге, а в финале затем оказался 12-м, не смущал? -- Абсолютно. Я помнил эту историю, но никаких параллелей не проводил. Напротив, после квалификации почувствовал какой-то азарт. Благо погода в финале помогла: пусть и тепло было, но спокойно. Я стартовал последним. Видел, что Бергуст классно прыгнул и француз Себастьян Фукрас. За всеми, конечно, не следил, старался сосредоточиться на своей программе. Тем более что «три с тремя» в первой попытке классно получились, оставалось стабильно выписать «три с четырьмя». Что и удалось. Первая реакция: неужели это не сон? Ведь хотя и стремился пробиться на пьедестал, на тот момент эта мечта казалась несбыточной. -- А у болельщиков лыжная акробатика вызвала интерес? -- По-моему, вся трибуна была заполнена. Хотя среди участников был лишь один японец – Казуаки Андо, ничем особо не порадовавший. Вообще, большой команды у них никогда не было, но периодически то появлялись какие-то единичные лыжные акробаты, то пропадали, причём в основном какие-то возрастные. Как тот же Наойя Табара, довольно долго в одиночку представлявший страну в кубковом розыгрыше. И только в последнее время они взяли тренера, который всерьёз занялся молодёжью. И уже прошлый сезон показал, что за спиной у Табары подрастают толковые ребята. Хотя японцы довольно специфичные. Работавший с ними канадец рассказывал, что их тяжело готовить, поскольку вроде слушают, соглашаются, а делают всё по-своему.

А эмоций -- ноль

-- В Южной Корее вам побывать не довелось, зато не однажды выступали в соседнем Китае, где добыли четыре медали из 30, завоёванных на этапах Кубка мира. Какое впечатление оставили они? -- Особенно первые из них запомнились, прежде всего сильными морозами. Кроме того, показалось, что китайцы, которые сами по себе довольно исполнительные, не понимали, чего от них хотят: мол, мы делаем, а как получится, так получится. Хотя к склонам больших претензий не было. Правда, они были необычные, особенно первый возле Харбина, часть которого (зона плоского транзита и приземление) была вылита из бетона. В подготовке их всегда задействовали много людей, которые с ходу выполняли все требования начальника: иерархия у них строгая. И китайский размах  удивлял: как ширина самих трамплинов, так и расстояние между  ними. А рядом на откосе ещё и фигуры из снега могли установить. Но зрителей – ноль, а если и забрели какие-то, так болели молча. Словом, своеобразные они. На прошлогоднем тестовом этапе Кубка мира в Пьенчане, кстати, за подготовку склона отвечал китаец. Он довольно опытный, но никакого языка, кроме родного, не знает. А на ратраках работали европейцы. Видимо, из-за недопонимания они поставили трамплины, как рассказывали ребята, наискосок. И тренерам пришлось ночью всё кардинально переделывать. Насколько знаю, на Олимпиаду они взяли других людей – австрийца Али Штогнера, который готовил склон на последнем чемпионате мира, а также голландца Мишеля Де Ройтера. Не знаю, почему их, ведь, к примеру, в Канаде есть люди более опытные и ответственные. На Олимпиаде в Ванкувере они безупречно отработали. -- В Южной Корее начали развивать лыжную акробатику. И их команда уже не однажды приезжала на сбор в Минск… -- Сначала они набрали бывших гимнастов, с которыми взялся работать известный тренер-гимнаст. Но в прошлом году на Всемирную универсиаду в Казахстан приезжала уже другая команда. Пока они, конечно, ещё сырые – не все даже на уровень двойных сальто вышли. -- А кого, на ваш взгляд, следует считать фаворитами грядущей Олимпиады? -- Пока сезон не начался, сложно сказать. Но, думаю, как обычно, австралийцев, китайцев, американцев… Та же Эшли Кэлдвелл, которая нередко выигрывала кубковые старты, а официальные заваливала, на чемпионате мира в Испании завоевала «золото», дав понять, что и в Пьенчане будет одной из главных претенденток на подиум. И наша команда серьёзно готовится. Сильные ребята есть и в российской, канадской сборных. Так что борьба будет очень серьёзной.  

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты