Не разлей вода…

Они вместе начинали спортивную карьеру. Будучи юниорками, выступали в одной двойке. Правда, недолго. Затем какое-то время небезуспешно гребли в разных экипажах. На европейских и мировых регатах среди юниорок и молодёжи (до 23 лет) обе собрали по увесистой коллекции наград. На взрослом уровне Ольга КЛИМОВА всерьёз заявила о себе в 2014-м, завоевав «серебро» на чемпионате континента в Бранденбурге в каноэ-двойке на 500 м. Надежда МАКАРЧЕНКО в 2016-м на дебютном для себя таком же форуме в Москве в этом же виде программы и вовсе начала с победы. А потом обе ушли в тень.  [caption id="attachment_105439" align="aligncenter" width="835"] Надежда МАКАРЧЕНКО (на фото слева) и Ольга КЛИМОВА. Фото автора[/caption] В прошлом году неразлучные подружки, которые гребут с одной стороны, вновь сели в один экипаж. И с ходу напомнили о себе. В нынешнем сезоне они не только доминировали на всех молодёжных регатах, но и на взрослых неизменно боролись за пьедестал: на европейском чемпионате в Сербии на теперь уже олимпийской «пятисотке» завоевали «серебро» и на недавнем мировом в Португалии —  «бронзу», с вопроса о которой мы и начали разговор со спортсменками.

СТИМУЛ ОСТАЛСЯ

Надежда МАКАРЧЕНКО: С одной стороны, мы впервые поднялись на взрослый планетарный пьедестал. А с другой — осталось чувство недосказанности. Хотя к концу сезона, в целом удачного для нас, накопилась усталость, мне кажется, могли и чуть лучше выступить. Но есть к чему стремиться. И это отличный стимул. Ольга КЛИМОВА: Стартовали мы хорошо, а на концовку немного не хватило: мышцы забились, произошла раскоординация движений. Если на европейском чемпионате у нас лодка ехала, то здесь её приходилось толкать. — Вы удивили уже весной, когда на этапе Кубка страны обыграли лидеров сборной Камилу Бобр с Еленой Ноздрёвой… Н.М.: Я уже была в подобной ситуации, когда гребла с Леной Ноздрёвой, а Камила Бобр — с Дариной Костюченко. На нас тогда тоже никто не ставил. И когда мы в первый раз выиграли, сказали: мол, вам повезло. На каждом последующем старте мы доказывали свою силу. Сейчас было предчувствие, что можем с Олей перехватить лидерство, но понимала: придётся непросто, ведь Лена с Камилой уже и на мировой пьедестал в двойке поднимались. На чемпионате Беларуси нам предстояло подтвердить лидерский статус. С нетерпением ждали этого.  И очень расстроились, когда из-за травмы Камилы дуэль сорвалась. — С каким настроением летели в Португалию? О.К.: С хорошим. Когда я загребала в двойке, всегда жутко волновалась. А нынче мы поменялись местами. И я стала уверенной выходить на старт: знаю, что Надя сделает всё, как надо, а мне просто нужно сзади работать. Н.М.: Очень хотелось погоняться с грозными канадками, тем более они тоже две «левые». А до сих пор наши пути-дорожки не пересекались. Никаких медальных целей мы перед собой не ставили. Хотели просто выложиться полностью, показать свою греблю. — Канадок больше всего и опасались? Н.М.: Не только! Россиянок, венгерок и украинок, с которыми на европейской регате стартовали, тоже нельзя было недооценивать. За два месяца они могли заметно прибавить. — Воду для финала «выбирали»? О.К.: Да, это все, кто мог, делали. Даже легендарный немец Себастьян Брендель. Правда, в главном раунде, когда мы стартовали, ветер ещё был почти для всех одинаковым — встречным и слегка правым. Но заранее предвидеть это было нереально. И мы предпочли подстраховаться. — На стайерской «пятёрке», впервые у каноисток включённой в программу чемпионатов мира, обидно ограничиться четвёртым местом? О.К.: На большее пока не готова. Хотя до сих пор, в том числе на европейской регате, выигрывала эту дистанцию, а здесь соперницы показали, что нужно посерьёзнее к ней относиться. Мне не удалось сразу вырваться вперёд, догонять же потом, «в отработке», да в такую жару, очень тяжело. Я пыталась и по большему радиусу идти, но так и не смогла нейтрализовать отставание.

СИЛЕН СТЕРЕОТИП

— Вас, Надежда, тренер в своё время «выловил» в бассейне? Н.М.: Да. Плавание мне очень тяжело давалось и никаких радужных перспектив не сулило. К 12 годам я имела второй взрослый разряд. И в росте затормозилась.  Хотя тренировалась без особого энтузиазма, переходить в греблю побаивалась — никого ведь не знала там. Поначалу, конечно, немало покувыркалась. Но желания вернуться в бассейн, к собственному удивлению, не возникало. Азы я постигала под руководством ныне уже покойного Олега Гузаревича, потом стала работать с Виктором Капитоновым и Виктором Курляндчиком. О.К.: А я начинала с байдарки у Людмилы Козловской. Она долго уговаривала пересесть в каноэ, но я только в 2010-м решилась. — Поскольку гребёте с одной стороны, легко согласились сесть вместе в двойку? Н.М.: А мы не были первопроходцами. К тому моменту канадки, тоже обе «левые», уже заявили о себе. А коль им это не мешало выигрывать, то и мы никакого скепсиса не испытывали. Совсем скоро, думаю, это станет нормой. — А разве вам не сложнее держать равновесие? Н.М.: Нет, нужно только правильно отцентровать «подушки». О.К.: У канадок техника, конечно, своеобразная, но классная. Меня они вдохновляют. Хочется так же грести. И это, соглашусь с Надей, даже легче. Мы одинаково стоим, друг другу не мешая. И я вижу, как напарница работает, могу что-то подсказать. Она, правда, отмахивается от моих советов, но прислушивается. — А почему мужчины не хотят следовать вашему примеру? О.К.: Видимо, силён стереотип. То ли стыдно им, то ли страшно, не знаю. Хотя на чемпионате мира были французы, которые гребли с одной стороны и стали пятыми. И у казахов есть такой экипаж. Но всё равно они — исключение из правила. [caption id="attachment_105440" align="aligncenter" width="902"] Фото автора[/caption]

УХОД В ТЕНЬ

— После того как в 2016-м вы, Надежда, стали трёхкратной чемпионкой мира среди юниорок и обладательницей европейского «золота» среди взрослых, вас назвали лауреатом сразу двух премий, одну из которых — World Paddle Awards вручали как раз в Португалии… Н.М.: Да она учреждена для лучших молодых гребцов мира. Выиграть её было приятно, но получать страшно. Потому что лететь пришлось одной. Я должна была сказать небольшую речь. А английский у меня, скажем так, средний. Волновалась, как перед экзаменом. Но ничего, справилась. Хорошо, что там оказались на сборе россияне, которые и поддержали. Сама церемония проводилась на одной из баз фирмы Nelo и прошла довольно быстро. Мне вручили статуэтку в виде красивого весла, больше похожего на байдарочное. И оно у меня в тот же день от пластинки, на которой стояло, отвалилось… — Затем вы обе не избежали некоторого спада… Н.М.: У меня и раньше побаливало плечо, а на этапе Кубка мира я всерьёз усугубила проблему. Понимая, что, если не вылечить, это аукнется в будущем, решила взять паузу. Почти полгода вообще не тренировалась, но ничуть о том не жалею. О.К.: А я, став пятой в одиночке на молодёжном первенстве мира-2015 в Португалии, как бы подписала себе приговор — на меня махнули рукой. Но отчаяние  и близко не посещало. Хотя в 2014-м мы с Дариной Костюченко и завоевали «серебро» на чемпионате Европы, я не успела понять, что такое взрослый спорт. На молодёжные же крупные регаты попадала. Поэтому ущемлённой себя не чувствовала. А потом нам с Надей и в элите шанс проявить себя вновь предоставили.

НЕСЛУЧАЙНАЯ СМЕНА ИМИДЖА

— Вы и в жизни ведь не разлей вода? Н.М.: Да, и это здорово помогает. Даже если вдруг вспылим на воде, мы сразу успокаиваемся. Мне вообще всегда больно видеть, как  кто-то в двойке ругается: в экипаже важно понимать и поддерживать друг друга. Нам с Олей интересно вместе. Поэтому и после тренировок почти не расстаёмся. Любим в кино ходить — на фантастику и спортивные фильмы, такие как «Движение вверх», «Лёд», которые здорово мотивируют. — У вас и вкусы, увлечения одинаковые? О.К.: Нет. Мне ужастики нравятся, а Наде потом они снятся, поэтому не хочет на них ходить. Я же в фильм не погружаюсь, понимаю, что это — выдумка. Хотя, когда «Оно» смотрели, и мне было страшно. Кроме того, на меня может нахлынуть желание порисовать. Это, думаю, от мамы. На сборе даже как-то специально блокнотик купила и карандашом всё, что видела, рисовала. А вышивать, как Надя, не умею. — Вы и игрушки-талисманы назвали вроде производными от фамилий друг друга? Н.М.: Да, я своего зайца — Климом, а Оля её барашка — Макаром. Они везде с нами путешествуют. — Сразу после чемпионата вы обе резко сменили имидж. Не случайно? Н.М.: Да, перед отъездом в Португалию мы договорились: если завоюем медаль, пострижёмся налысо. И по возвращении домой друг друга побрили. Машинка у нас есть, пользоваться умеем. Как я говорю, медаль есть — волос нет. Кстати, выяснилось, и Олина тренер в своё время заключала такой же договор с напарницами по четвёрке, но они тогда четвёртыми стали. И она  не знала, радоваться этому или огорчаться. Ведь представить себя без волос не могла. — Слышала, и в отпуск вместе собираетесь? — О.К.: Да. Нам нравится путешествовать на машине. В этот раз хотим вместе с моим братом Романом и Надиным отцом объехать Литву, Латвию, Эстонию, а заодно и на Чудском озере порыбачить. Однажды мы уже отдыхали в Литве с палатками. И как-то загорелись на лодке порыбачить. Ромчик дал нам удочку и спиннинг. А как забрасывать последний, я не знала. Леска у меня запуталась, в несколько бантов завязалась. Надя потом долго пыталась их развязать, у меня же терпения не хватало. Но всё равно впечатления от первой рыбалки остались классные. Поэтому хотим повторить.

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты