Через тернии к звёздам

Первые эмоции всегда самые яркие и сильные. Поэтому и мы не стали дожидаться, пока безоговорочный лидер нашей  женской сборной по велогонкам на шоссе Алёна ОМЕЛЮСИК выступит во втором номере программы проходящего в австрийском Инсбруке чемпионата мира, связались с ней буквально через пару часов после её триумфа в составе немецкой Canyon-SRAM в командной «разделке» среди профессиональных клубов. Теперь уже двукратная чемпионка планеты в этом виде охотно поделилась впечатлениями о тяжелейшей воскресной гонке. [caption id="attachment_105692" align="aligncenter" width="991"] Фото: Canyon SRAM Racing[/caption] -- Вновь выиграть планетарный форум с моими подругами по команде – это что-то удивительное! Мы показали очень высокую скорость, хотя сами не чувствовали, что так быстро едем. И потом удивились, увидев после финиша показатели на велосипедных компьютерах. Невероятно, насколько слаженно мы отработали всю дистанцию – будто единый механизм, а не шесть отдельных гонщиц. Я очень горжусь своей командой. -- Вы сознательно сделали ставку на относительно мягкое начало? -- Взорвись мы сразу, вряд ли потом смогли бы на максимуме отработать все 55 км. Первые минут семь-десять нужно вкатиться. Поэтому и не ставили перед собой цели на стартовом подъёме развалить всех, тем более у нас не все девчонки супергорнячки. Мы постарались спокойно в него заехать. Тянула на большей его части я, потому что могла задать ровный темп, при котором никого не потеряем и не забьём ноги. -- Вы уже на старте удивили всех разноцветными дисками. Кроме эстетики, есть и какой-то секрет? -- Да, наш спонсор колёс Zipp в этом году празднует 30-летие со дня основания компании. И начинали они выпускать диски именно такие – белые, голубые, розовые, жёлтые. В свой юбилей они напомнили об этом, сделав для нас специальную серию. Впервые мы показали их только накануне, на генеральной тренировке. Все были в шоке, сказали: «Вау!». Девчонкам хочется, чтобы инвентарь был не только быстрым, качественным, но и красивым, необычным. -- Некоторые гонщики-мужчины назвали австрийскую трассу странной… -- У нас она была немножко другой. Во-первых, на восемь километров короче. Во-вторых, нам не пришлось штурмовать шестикилометровый подъём со средним градиентом 5 процентов и максимальным 13 и преодолевать скоростной спуск. Женщинам предложили нормальный круг – преимущественно равнинный или слабопересечённый. Во всяком случае, мне он понравился. Несмотря на то, что был самым длинным за всю историю -- И как дался этот командный марафон? -- Иногда было очень больно. Ведь, когда ты едешь на результат, выкладываясь на все сто, мышцы сводит. Но мы не сдавались. Старались придерживаться своего плана, который заключался в следующем: все 55 км отработать чётко, без малейшей паники, ровными сменами.  Удалось это во многом благодаря тому, что усердно готовились к гонке. С 8 по 11 сентября провели в Инсбруке пять тренировок и на сам чемпионат приехали специально  пораньше -- за три дня до старта, чтобы продолжить знакомство с трассой. В общей сложности мы проехали её девять раз и, можно сказать, выучили  наизусть. Тем более и на видео тренировки снимали, потом записи анализировали. В итоге знали о дистанции всё. -- Тот факт, что в прошлом году единственный раз в истории команда осталась без подиума, добавлял мотивации? -- В норвежском Бергене из-за перелома тазовой кости я не выступала. Но для команды, конечно, четвёртое место стало большим разочарованием, ведь до этого она неизменно выигрывала и лишь однажды была второй. А тут вообще осталась без медалей. Вместе с тем в субботу на клубном собрании наш менеджер Ронни Лауке признался, что он начинает нервничать, и это отличный знак: мол, у него хорошие предчувствия относительно командной гонки. В прошлом же году он единственный раз был спокоен, потому что из-за травм не удалось собрать оптимальный состав, без которого рассчитывать на пьедестал было сложно, в лучшем случае могли зацепиться за тройку, но и этого не случилось. «Сейчас, --сказал он нам, -- я уверен в вас. Судя по тому, что показали в ходе контрольного просмотра трассы, вы здорово готовы и можете всех удивить, тем более вас никто не считает фаворитами. И напрасно». -- Вместе с тем из списка главных претенденток на «золото» Canyon-SRAM вычеркнули не случайно: в отличие от Sunweb и Boels Dolmans, в текущем сезоне вы не имели побед в командных «разделках»… -- Да, по ходу сезона у нас не всё получалось. Лично я проехала лишь одну такую гонку – на «Джиро», где мы оказались пятыми. Через несколько дней – 9 июля -- на этой же итальянской многодневке я упала и сломала плечо. 7 августа в Германии мне сделали артроскопию – сшили суставную губу плечевого сустава и сухожилия. И почти сразу после этого позвонил спортивный директор Ронни Лауке и сказал, что очень надеется на мою помощь в командной гонке. Такие слова дорогого стоят. Пообещала, что попробую. Хотя знала, что будет очень тяжело. До 20 августа я занималась реабилитацией в Минске и могла тренироваться только на станке, причём нередко, не скрою, плакала от боли. Кстати, хирург, делавший мне операцию, в выписке написал, что в ближайшие два месяца нельзя садиться на велосипед. По его мнению, я могла возобновить тренировки лишь 7 октября. Но хорошо, что у нас есть спортивный врач Валентина Терещенко, разрешившая сделать это раньше. Через две недели после артроскопии я попробовала выехать на шоссе. Чтобы максимально избавить от вибрации, механик обклеил мой руль поролоном. Боль, конечно, всё равно чувствовалась. Но я не обращала на неё внимания. У меня была цель – чемпионат мира. 27 августа я уже уехала тренироваться в Италию, а 8 сентября была на сборе с командой. Хотя и сейчас не могу сказать, что восстановилась. Поскольку до сих пор ограничена в движениях – не могу достать еду из кармана на спине и взять бачок с водой, групповую гонку на чемпионате мира не поеду. Попробую себя ещё только в индивидуальной гонке, где и рисков намного меньше. -- За два с половиной месяца у вас не было ни одного старта, то есть, по сути, выступали с листа. Не хотели накануне продышаться? -- Мой командный врач Катарина Шраннер разрешила гоняться только после 19 сентября. А её рекомендации нельзя нарушать. -- Тот злополучный четвёртый этап на «Джиро» вроде был равнинным? -- Да. На таком профиле ближе к финишу, когда скорости возрастают, нередко случаются завалы. Нам оставалось проехать шесть километров, а через три начинался город, в который важно было въехать на первых позициях. Везя своего спринтера, мы построили паровоз справа. Другие команды это сделали слева и посерединке. И когда кто-то в центре кого-то подбил, легла половина группы. Паровозы сцепились, поэтому падение оказалось очень жёстким. Мой велосипед сломался. Механик дал запасной, на котором и доехала до финиша. Но поскольку боль в плече была дикая, поняла, что проблема серьёзная. Снимок показал перелом. Кроме того, МРТ в Минске затем выявила разрыв связок и что-то ещё. Операции в Германии пришлось немножко подождать. -- И ведь к той «Джиро» вы подошли в отменных кондициях… -- Да, это было самое обидное, плакала долго. Cлава Богу, сейчас всё хорошо. -- А когда поняли, что успеете восстановиться и набрать форму к чемпионату мира? -- Я всячески старалась поддерживать её -- по два раза в день по несколько часов сидела на станке, делала упражнения на ноги в тренажёрном зале. И только на шоссе кататься не могла. Конечно, базу для длинных дистанций немножко потеряла, на станке её не удержишь. Но аэробную работу и всё остальное выполняла. Преодолевая боль, глотая пот и слёзы, я приближала цель –чемпионат мира. -- Никаких технических новинок в командной гонке не опробовали? -- Нет. Только нынче с нами начал работать новый аэродинамист из Англии Дэниэль Бигхэм. В начале года он провёл тестирование наших посадок, трубок, которые используем. Вместе со спортивным директором они тщательно продумали, кто за кем должен сидеть в командной «разделке». Кроме того, подсказывал, как правильно смены давать, правильно сидеть, чтобы восстанавливаться. А так – ничего особенно. Просто силы и наука сложились и вылились в классный результат. -- Понятно, что лёгких побед в «разделках» не бывает. И всё же – которая из них вам далась тяжелее? -- Наверное, эта. Хотя и в первой в 2015-м несладко пришлось, но сейчас довелось слишком много бороться с болью. Даже по ходу самой гонки, когда влетела колесом в ямку, думала, плечо на дороге останется. Но ничего, дотерпела до конца. -- Вроде в этом году вы собираетесь вернуться и к трековым соревнованиям? -- Да, я не отказываюсь от них. Тем более после вынужденного гоночного перерыва хочу немножко продлить сезон. Поэтому попробую потренироваться с девчонками в командной гонке. Если будет что-то получаться, выступлю на этапах Кубка мира. -- Нынче  у вас заканчивается контракт с Canyon-SRAM… -- Да, но его продлили на два года.

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты