Зима. Но гостей прибывает

В 2017-м нашу западную границу пересекли 4 300 тысяч иностранцев, в прошлом году — на 400 тысяч больше. И есть уверенность, что не все из них оказались транзитными пассажирами, а стали теми самыми желанными гостями нашей страны. [caption id="attachment_108067" align="alignnone" width="996"] Фото Владимира Федорова[/caption]   Не только детишек радуют новогодние праздники. Но и взрослых, особенно тех, кто занят в туристической отрасли. В эти дни к в гости к белорусскому Деду Морозу охотно ехали многие, но в большинстве оказались российские туристы. Отрадно, что они предпочли резиденции своего Деда Мороза в Верхнем Устюге поляну белорусского. То ли известность Беловежской пущи сказалась, то ли эффективность рекламы. Средняя продолжительность пребывания россиян достигла пяти дней, что считается вполне хорошим европейским показателем. Туристические маршруты же у них остались в основном традиционные — санатории, дома отдыха, агроусадьбы, заповедники. Правда,  в этом году у российских гостей в Беловеже появились серьёзные конкуренты. Ими оказались наши минчане. Жители столицы необычно активно рванули в эти дни именно в пущу. В резиденцию тамошнего Деда Мороза очереди образовались нешуточные — в отдельные дни туда прибывало больше сотни  туристических автобусов. Рекорд составил 140 автобусов за сутки, но радушия и внимания хватило на всех. Заметную прибавку показал и спортивный туризм. В прошлом году страна приняла и провела около 70 значимых международных соревнований, а в этом их будет уже под сотню. В том числе и такие значимые, как II Европейские игры и первенство Старого Света по фигурному катанию. А это новые болельщики, новые гости. Способствует туристическому делу и расширение безвизового режима. Охотнее поехали к нам туристы, на их растущий поток живее отреагировала инфраструктура. Только в Гродненской области в районах «безвиза» за год появилось три десятка новых агроусадеб. Товарооборот в регионе за год тоже увеличился на четыре процента.  Стоит вопрос объединения безвизовых зон Гродненского и Брестского регионов. Чтобы, въехав в Беларусь через Гродно, турист потом мог и Брест посмотреть, и домой оттуда уехать. Или наоборот. Пока так сделать нельзя. Вроде бы элементарное решение напрашивается, оно бы и делу способствовало, но ждём его реализации. Надо признать, что мы ещё лишь учимся работать в туризме. Многое постигаем просто на ходу. Но серьёзная туристическая экономика не терпит суеты. Предстоит нарабатывать и собственные туристические традиции, создавать соответствующую туристическую автобиографию. Иначе с имеющихся на сегодня 1, 8 процента доли туризма в общем ВВП страны не сильно быстро поднимаемся к мировой норме в 10 процентов. Об этом и многом другом рассказали журналистам на тематической пресс-конференции заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виталий Грицевич и председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый. О приоритетных направлениях выездного и въездного туризма в зимний сезон говорить самое время, как и подводить итоги, строить новые планы. Радует то, что прогресс в отдельных отраслях наметился существенный. В прошлом году экскурсионное обслуживание дало прибавку в 9 процентов, санатории — в 7 процентов, турпоток из России вырос на 10 процентов. Но прогрессировать хотим не только мы. К примеру, раньше Грузия, Армения и Азербайджан в борьбе за российского туриста были просто нашими конкурентами. Сегодня они тут уже очень крепкие конкуренты. К успехам прошлого года надо отнести и факт вступления Республиканского союза туристической индустрии в Европейский союз туристических ассоциаций. В первую очередь это значит, что к нам могут потянуться и мелкие экскурсионные туркомпании из европейских стран. Кто не видел за рубежом многочисленные автобусы с путешествующими благообразными европейскими пенсионерами? Так вот, благодаря членству в евросоюзе турассоциаций получаем дополнительный шанс, что теперь эти автобусы могут почаще заруливать и к нам по пути из Прибалтики в Россию или наоборот. Динамика въездного туризма, конечно,  радует. Однако следует признать, что данное направление, работающее на экспорт, прельщает не каждую туристическую компанию. Почему? Да потому, что здесь не заработаешь лёгких и быстрых денег — маржа отнюдь не впечатляюща, а хлопот хоть отбавляй. И к тому же особенная специфика. Принимающий персонал нужно обучать гостиничному этикету и иностранным языкам. Знать особенности страхования, обладать навыками психологии и педагогики, да ещё много чего... [caption id="attachment_108068" align="alignnone" width="918"] Фото Владимира Федорова[/caption] Отметим, и иностранный турист разный бывает. Не всем одинаково можно предложить Музей войны, Несвижский замок или драники. Как сказал Филипп Гулый, в результате многолетних наблюдений уже сложилась определённая теоретическая систематизация нашего въездного турпотока и  пристрастий гостей. Туристам с Кавказа, например, белорусские замки вообще предлагать не стоит. А вот по местам, где воевала Дикая дивизия в Первую мировую войну,  они готовы ходить сутками. Европейскую интеллигенцию интересует больше архитектура, а именно здания и постройки советского периода. Скандинавским туристам вообще безразличны наши города и дворцы – им подавай деревни и дачные посёлки: как там строят свой быт люди, почему так раскрашивают и украшают свои жилища, зачет тщательно огораживаются внушительными заборами. Вот и получается, что самым желанным и понятным туристом по-прежнему остаётся россиянин. К примеру, наши восточные соседи заполнение агроусадеб и сейчас обеспечивают почти на 90 процентов. Но если прогнозировать день завтрашний… Вслед за поколением, которое полюбило белорусские санатории и здравницы, поедет ли к нам российская молодёжь? А если упадёт жизненный уровень наших соседей – потянут ли они наши цены и тарифы? Кроме того, необходимо и нашу страну лучше позиционировать на внешних рынках. Вот для туристов из Израиля, собравшихся приехать искать еврейские следы нашего Витебска, стало открытием, что Витебск, оказывается, это вообще-то белорусский город. Таковы вкратце общие тенденции, которые показал нам ушедший туристический год. Ждём, что принесёт и привнесет — с учётом полученных свершений и учтённых уроков — сезон нынешний.

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты