Прокати, «Гомсельмаш», на комбайне…

В недавних выпусках «Туристической страницы» мы рассказывали о вариантах путешествия по белорусскому северу. С приходом весны пришла пора южных направлений.  И в рамках  выездного общеобразовательного семинара, организованного Национальным агентством по туризму, отправляемся на Гомельщину.  Первым в городе над Сожем нас принимал «Гомсельмаш». Гиганту сельскохозяйственного машиностроения среди всех его производственных забот  и промышленный туризм сегодня вовсе  не чужд. Безусловно, продав парочку своих сложнотехнических, а потому и весьма  дорогих сошедших с конвейера  агрегатов, где цена иного и полумиллиона долларов достигает, можно сразу получить выручку, которую по статье   дохода от туристического потока  несколько лет собирать придется. Тем не менее тас туризма тоже  не чураются. О чём гостеприимно информирует сайт  предприятия. Сразу на нескольких языках зазывают гостей — и на английском, и на испанском, и на китайском. Этот лингвистический выбор отражает в первую очередь регионы, где  продукция машиностроителей пользуется особым спросом. Возможно, оттуда вслед за  покупателями потянутся и любознательные путешественники, чтобы посмотреть, где и как создаются обрабатывающие их плантации  комбайны белорусского производства. Что смущает, так это прейскурант на услуги. Цена экскурсионного  билета на завод для граждан своих и иностранных разнится. Хотя  трудно понять, что ж такого особенного предложат тут заезжим гостям за квиток на 2 рубля 40 копеек дороже. Детишки из-за границы тоже попадают под неумолимый молох  отечественного маркетинга –  с них хоть на 1 рубль 20 копеек, но тоже требуют  больше, чем с их белорусских сверстников. Помню,  сам испытал смятение в дружественной Болгарии, увидев в музее табличку: для граждан Болгарии билет столько-то стоит,  для иностранцев – дороже. Нога наша так и не ступила в тот музей. Не денег было жалко — дискриминация обидела. А вообще поход на завод впечатляет. Есть здесь и свой  солидный музей, где бережно хранят абсолютно все экспонаты, доставшиеся предприятию в наследство за всю его эпоху и хранящие неповторимый дух времени. Производство в Гомеле начинали в тридцатом году прошлого века с простых сеялок и молотилок. А в 1984-м по объёмам производства самоходных кормоуборочных комбайнов «Гомсельмаш» вышел в мире на первое место. С добротной конструкторской школой и новаторскими традициями, уже в годы белорусского суверенитета, гомельские машиностроители отважились на  производство собственного зерноуборочного комбайна. Абсолютно оригинальную модель конструировали и ставили на колса буквально с ноля.  И первый блин комом не вышел, пришлось мировым грандам «Джон Дирам» да «Клаасам» подвигаться, уступая часть рынка дерзкому новичку из  Беларуси. Уже ради этого стоить ехать в Гомель. Тем более тут и покажут, и у сборочного конвейера проведут, и модели собственноручно разрешат трогать и даже  полазить по ним дадут смело. Как профессионала, так и обычного туриста здесь наверняка впечатлит знакомство с тем, как этот комбайн создавался. Отнюдь не так, как ныне рождается в стране отечественная легковушка. Гомсельмашевцы не покупали  патент и на отвёрточную сборку не разменивались.  Гомель может служить наглядным примером смелой разработки и постановки на конвейер нового сложнотехнического производства. Могучие зерноуборочные комбайны производит  не так и много стран — их на   пальцах одной руки перебрать можно. Гомельские комбайностроители  — в числе  элиты. За считаные годы поднялись на вершины, к которым их конкуренты в своё время десятилетиями шагали. Сегодня на мировом комбайновом рынке непростые  времена – там пока штиль. Над проблемами сбыта ломают голову  даже мировые флагманы. И  гомельчанам приходится думать, как удержаться на плаву. Растущий туристический ручеек на предприятие – свежее направление заводской экономики. Если бы могли принимать гостей ещё в выходные дни, то цены бы не было этому туробъекту, — вздыхают  представители туристической индустрии. На заводе туриста больше интересуют внешние эффекты – грохочущий конвейер, красивая линейка выпускающихся и перспективных моделей. Но многих интересует вопрос, как удалось завоевать и удерживать заводчанам свою долю рынка. — У нас прочные позиции за счёт баланса в известной  формуле: цена — качество. Ещё мы пунктуальны в гарантиях по сервисному обслуживанию и ремонту, — отвечает заместитель генерального директора Александр Конопацкий. — В случае необходимости нужная запасная деталь должна быть доставлена в течение 24 часов, где бы ни находился наш заказчик. Если рядом – довезём или, говоря языком вашей газеты, спринтер домчит. Если на краю света – самолёт снарядим. Слушая рассуждения заводского менеджера о завидной оперативности при доставке авиацией запчастей, ощущаешь грусть от мысли, что самих туристов  доставлять в Гомель по воздуху пока нет никакой возможности. А во всём мире уже бум авиаперевозок, конкуренция обрушивает цены и тарифы до приятных путешественнику величин. У нас же тут тишь да гладь. И если в столичном аэропорту по каким-то соображениям высшего порядка, похоже, и впредь будут свято беречь монополию единственного национального перевозчика, то что мешает дать толчок развитию авиахаба в том же Гомеле. Пока авиасообщения с Гомелем нет, есть опасение, что зарубежный турист поленится трястись сюда автобусом. А родной гомельский турист летать уйдёт  к зарубежному перевозчику – благо от Гомеля Брянск, Чернигов или Киев куда ближе, чем Минск. Есть  у туроператоров и ещё проблемы с организацией потока на Гомель. Да, усадьба Румянцевых-Паскевичей на полдня заполняет программу пребывания в городе с лихвой. Чем забивать программу дальше — вопрос. И где разместиться на ночь – тоже. Пятьдесят пять рублей за весьма скромный номер — такой ценник способен отбить желание ехать сюда даже у туриста со средним достатком. Коллеги припомнили: на морском побережье под Барселоной за такие деньги можно «выцепить» номер на первой линии с завтраком и ужином. А нам в «Соже» завтрак и  вовсе предложили сверхоригинально – за доплату. Причём нужно было отправляться в кафе в город, а потом вернуться и рассчитаться в «Сож». Ладно, возвращаемся на наш туристический «Гомсельмаш». Предприятие сегодня вполне может оказаться интересным даже  бизнес-туристу. Я и создателей «Белджи» пригласил бы сюда. В Гомеле, создавая новый комбайн, не стали повторять вчерашний зарубежный день, а смело вскочили  в авангард технического прогресса. Где-то сумели и время обогнать. Разработали и первыми в мире внедрили оригинальную технологию штамповки, позволившую существенно повысить производительность и укрепить износостойкость. Данную технологию гомельчан мгновенно запатентовали США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария. Энергонасыщенный сельскохозяйственный агрегат, работающий на газовом  топливе,  тоже недавно казался фантастикой. А сейчас подобный движок уже реальность. Первый в мире зерноуборочный комбайн на газовом топливе прошёл приёмочные испытания и скоро будет запущен в серию именно в Гомеле. Его прототип стоит на линейке готовности, и первыми его  могут  пока  «пощупать» именно туристы. Конструкторы «Гомсельмаша» ныне колдуют над агрегатом, который с помощью  навигации будет способен  самостоятельно  жать-молотить. Комбайну с искусственным интеллектом пока человеческая помощь при разворотах  требуется, но скоро и эту заковыку надеются решить. И кто после этого будет сомневаться, что на нашем «Гомсельмаше» смотреть нечего? А ещё там  катают гостей на комбайнах. Недавно эта услуга  казалось невозможной – негде было  гонять  монстрам по заводской территории, да и служба охраны труда стояла грудью. Однако удалось и этот вопрос решить. В пользу  туристического маркетинга, разумеется. Во время нашей поездки в Гомель сюда прилетела хорошая новость из Грузии. Можно нескромно намекнуть, будто это мы её принесли. В рамках проходившей в Тбилиси белорусской выставки продукцию «Гомсельмаша» оценили более чем достойно. Заключены хорошие контракты, и скоро сразу 30 зерноуборочных машин двинутся на юг. Ко всему у предприятия имеется хороший санаторий на красивом берегу Сожа.  Под красноречивым названием «Машиностроитель». Там тоже рады принимать туристов — отдохнуть и подлечиться. Хорошее современное медицинское  оснащение поставлено там. Да и природа под стать — дух захватывает. Недостатка в желающих отдохнуть нет, половина всех приезжающих — из России.. Участники семинара в своём мнении были единогласны: туристическая перспектива у «Гомсельмаша» — отличная. - Надеемся, что и само предприятие тоже чувствует выгоду от этого нового направления в своей деятельности, — сказал директор Департамента по туризму Минспорта Андрей Молчан. — Оно в результате получит и дополнительную прибыль, и хорошую бесплатную рекламу. Впрочем, не только «Гомсельмашем» славна сфера  промышленного туризма в городе над Сожем. Но вот об остальных интересных предприятиях, чем они так привлекательны, мы расскажем уже в  следующем выпуске. Фото автора

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты