Воднолыжный универсал

Далеко не все воднолыжники выступают и за катером, и за электротягой. Степан ШПАК – из числа таких универсалов. В середине августа он представлял страну на классическом чемпионате мира, а в сентябре – уже на домашнем чемпионате Европы за электротягой, где завоевал «золото» и две «бронзы».

Хотя мог, как подтвердил, этим не ограничиться:

— На то, чтобы перестроиться с катера на электротягу, у меня было мало времени. Сама лебёдка мне, конечно, знакома. Я раньше на ней тренировался. Поэтому как минимум в многоборье рассчитывал попасть в призовую тройку. Поскольку в прошлом году на чемпионате мира за риксеном выиграл и его, и фигурное катание, прыжки с трамплина, не хотелось сейчас опускать планку, тем более дома.

Изначально я настраивался показать свои максимальные результаты. И, в принципе, это удалось. Особенно доволен прыжками, в которых в квалификации установил рекорд нашего стадиона – 64,4 м. Дальше на белорусской лебёдке на Птичи никто не прыгал. В финале, правда, немного не повезло. Уж очень хотелось прыгнуть, как говорят, выше головы. Погодные условия позволяли замахнуться на мировой рекорд, принадлежащий новополочанину Никите Папакулю  — 65,5 метра.

— Который и сейчас был одним из ваших конкурентов…

— Причём очень сильных. Ему, правда, немного не повезло в фигурном катании. По новым правилам, вступившим в силу в этом году, в предварительном круге делается только один полузаезд, который, чтобы попасть в финал, нужно идти по максимуму. А Никита допустил ошибку, автоматом выбившую его и из претендентов на медали в многоборье. Что же касается прыжков, то в них, показав в лучшей попытке 61,3 м, он завоевал «серебро», а я, приводнившись на 40 см ближе, стал бронзовым призёром. Победил поляк Камил Борисевич, улетевший на  62 метра. Я завершал соревнования и знал результаты соперников. Они были проходными. Поэтому и мой тренер Елена Мазовка сказала мне спокойно прыгнуть. А я решил, что нужно рисковать, ведь и судьба многоборья ещё оставалась под вопросом: в нём можно было отступить на вторую и даже третью позицию в случае удачного выступления ребят в фигурном катании. Риск в данном случае не оправдался – прыжки не получились. Хотя и «бронза» с чемпионата Европы – достойный результат.

— На извилистой трассе тоже в общем-то показали своё?

— Предварительная стадия стала для меня приятным сюрпризом. На тренировках мне только однажды  удалось взять всю трассу на 11 метрах. У нас сложно катать этот вид. Это и многие специалисты слалома  отметили: малейшую ошибку допустил – и вылетел. А тут, видимо, на кураже вдруг взял 2 буя на 10,75 метра. В прошлом году, кстати, перед чемпионатом мира у меня тоже мало что получалось, а в Днепре затем вышел на те же  2/10,75. Можно сказать, это был мой день, принёсший четвёртое место. Сейчас на домашнем чемпионате Европы из-за неблагоприятного прогноза погоды финал  перенесли на 7.30 утра. И я упал на 11 метрах.

— Не успели проснуться?

— Какое там! Я с четырёх утра уже бодрствовал. И, не буду лукавить, нервничал. Потому что знал, что ждёт серьёзная борьба и за отдельные виды, и за многоборье, которые соперники просто так не отдадут.

— А вам часто приходится в такую рань соревноваться?

— Если днём синоптики обещают ветер, то судьи стараются перенести старты, чтобы они прошли в как можно более лучших условиях. Нам сложно показать нормальный результат, когда сильно дует и большие волны на воде. Да это и травмами чревато. Поэтому, чтобы откататься в штиль или почти в штиль, мы готовы вставать ни свет, ни заря. Помню, на последнем для меня первенстве Европы в категории до 17 лет в Голландии старт назначили на 6 утра. При этом от гостиницы нужно было ещё 40 минут на пароме добираться. Мы выехали заранее, но оказалось, что переправа в 6 утра только открывалась. По объездной дороге через мост ещё на 20 минут дольше пришлось ехать. В итоге на финал слалома я успел лишь благодаря тому, что начался дождь и старт немного отложили. А вообще обычно мы с восьми утра начинаем соревноваться.

— Ещё одну «бронзу» вы добыли в фигурном катании…

— В первом заезде, кстати, упал на последнем элементе, не досчитавшись 700 очков, а во втором сделал всю программу, потянувшую на 7920.  Он и пошёл в зачёт, ведь по новым правилам засчитывается один лучший. В нём учитываются 14 подряд выполненных фигур. При этом от временных ограничений отказались. Такой формат меня вполне устраивает. Просто после катера, как уже говорил, не успел до конца перестроиться. По сути, для победы мне не хватило одной дорогой фигуры, над чем и предстоит поработать. Попутно и судьба многоборья решалась. Дело в том, что на предварительной стадии словак Александр Вашко набрал в фигурном катании 6300 очков. И, если бы он вышел почти на 8 тысяч, что для него было реально, а я продублировал свой результат,  в абсолютном первенстве пришлось бы уступить ему верхнюю строчку. Но Вашко в финале упал – и все вопросы снялись. Я стартовал уже в ранге чемпиона в многоборье и как минимум с «бронзой» в «фигурах». Делом чести для меня было обновить личный рекорд,  то есть откатать всю программу, чем и себя, и тренера порадовал. В следующем сезоне постараюсь усложнить её, чтобы иметь шанс отстоять титул чемпиона мира. В прошлом году я всех удивил. Поэтому нынче, похоже, соперники серьёзнее готовились, по крайней мере, результаты в Минске были намного плотнее.

— На августовском чемпионате мира за катером в Малайзии тоже ведь реально было пробиться на пьедестал в прыжках с трамплина?

— Там были очень тяжёлые условия. Озеро открытое, на котором гулял сильный ветер, ставший причиной многих травм. Для меня всё началось хорошо. В слаломе показал неплохой для команды результат. В фигурном катании, правда, судьи два элемента не засчитали, с чем можно поспорить. А квалифицироваться в прыжках  моей группе пришлось в сильный встречный ветер. Это было бы не страшно, если б не волна перед трамплином. Тем не менее я хорошо на него заехал и ушёл со «стола», но затем наткнулся на порыв и не удержал лыжи – упал. А вы представьте: высота трамплина метр восемьдесят, при заходе на «стол» скорость — 100 км/ч, вылетаешь вверх примерно на шесть метров и летишь вперёд где-то 65-ть. Шмякнувшись со всей этой высоты на воду, которую мягкой никак не назовёшь, я ударил мышцы шеи, чудом не получив серьёзной травмы. И не собирался отказываться от двух оставшихся попыток. Но из-за слишком сильного ветра катер наехал на фал, который обмотал винт. Чтобы размотать его, пришлось остановить соревнования. Жду 10 минут, 15-ть. Меня уже отвезли на старт. Чтобы ускорить процесс, разрешил разрезать мою верёвку, попросив у ребят другую. Поскольку перерыв оказался больше 10 минут, мне предложили разминочный прыжок. И в этот момент начала кружиться голова, в глазах потемнело. Но отступать некуда, ведь нужно сдавать зачёт для командного турнира. Поэтому разминочный прыжок взял, а делать его не стал, просто почувствовал лыжи. Увы, что-то вразумительное после падения показать не смог. Понимая, что упал вперёд, непроизвольно сел на лыжи сзади. А если не успеть встать, они выскальзывают из-под тебя, и дальнего полёта не получится. Я прыгнул на 54 метра, но это не мой результат. Хорошо, что в Минске удалось собраться.

241 просмотров