От добра добра не ищут

В 20 лет он выиграл групповую гонку на молодёжном чемпионате Европы во Франции. А поскольку и на других андеровских одно- и многодневках регулярно финишировал в тройке и нередко побеждал, на него обратили внимание боссы нескольких профессиональных команд. Взвесив все за и против, Александр РЯБУШЕНКО выбрал UAE Team Emirates.

И хотя заключить контракт не спешил, ещё на год задержавшись в итальянском любительском клубе Palazzago, освоился в элитном пелетоне не сразу. За весь 2018-й лишь однажды отметился в топ-3 – на этапе «Тура Страны Басков». А в нынешнем сезоне уже и вкус победы вспомнил, и призовыми местами куда чаще напоминал о себе. Делясь впечатлениями о нём с корреспондентом «СП», Александр признался:

— Первый сезон в профессионалах, где совсем другие гонки и по длине, и по жёсткости, почти для всех получается непростым. Разве только феномены типа бельгийца Ремко Эвенепула могут не заметить этой разницы и с ходу начать побеждать в гонках Мирового тура. Я же рад тому, что потихоньку прогрессирую. Мне кажется, лучше постепенно развиваться. Сам я уже вполне адаптировался к куда более серьёзным объёмам и высоким скоростям. Поэтому периодически и удаётся показывать результат. В прошлом же сезоне порой думал лишь о том, как просто «выжить».

— Входить в форму вы начали где-то в мае?

— Да. В начале сезона я то температурил, то горло болело. А когда избавился от проблем со здоровьем, всё стало нормально. Почувствовал это в конце мая на «Туре Норвегии», где несколько раз заезжал в десятке. Мы там на Александра Кристоффа работали. Но, когда появлялась возможность, поскольку профиль был под меня – постоянно вверх-вниз, пытался использовать её. Пару раз уезжал в отрыв в надежде выиграть этап, но в одном случае за два километра до финиша догнали, во втором – за четыре.

— Открыть счёт викториям вы могли в начале июня на однодневке первой категории «Гран-при Лугано»…

— Да. Но команда сделала ставку на нашего капитана — Диего Улисси, который живёт в этом городе. И моя задача заключалась в том, чтобы развезти его на финиш. Гонка проводилась в городе. Круг включал 3-километровый подъём и спуск. Равнины на дистанции практически не было. В концовке мы уехали в отрыв с двумя гонщиками из Bahrain – Merida – итальянцем Винченцо Нибали, словенцем Матеем Мохоричем и швейцарцем Патриком Шеллингом из континентальной команды Vorarlberg – Santic. В пятёрке я был самым быстрым. И хотя закрыл несколько атак, чувствовал достаточно сил для решающего рывка. Но Диего очень хотелось порадовать земляков, и я помог ему одержать победу, а сам стал вторым, попутно убедившись, что к Европейским играм подхожу в неплохой форме.

— На мультиспортивном форуме в Минске уже на вас, не жалея себя, работал лидер белорусской сборной – двукратный чемпион мира Василий Кириенко, усилия которого оправдать не удалось. Чем сегодня объясните четвёртое место?

— Обидно, конечно, что упустил если не победу, так медаль точно. Но это спорт, где никто не застрахован от ошибок. Я зря первым атаковал на последнем подъёме, и итальянец Давиде Баллерини пошёл из-под меня. Пока мы смотрели друг на друга, он, засветив «дырку», снял вопрос о чемпионе. И на заключительной прямой, хорошо себя чувствуя, я опять же начал финишировать по центру, а нужно было взять правее. Я впервые выступал на таком уровне дома. Понимал, что все ждут победы. Из-за этого ажиотажа потерял хладнокровие, начал суетиться, что и вылилось в самое обидное четвёртое место.

— В сентябре на «Туре Словакии» в споре за победу на четвёртом этапе уступили французу Арно Демару…

— Столь сильному спринтеру проиграть не зазорно. Изучив накануне профиль гонки, мы решили, что вместе с Александром Кристоффом будем пробовать его выиграть, потому что финиш был во второй «торчок», что подходил под обоих. В итоге мы оказались вторым-третьим, а победил сильнейший. Тот день выдался ветреным. Группа порвалась. Нас осталось человек 30. У меня был шанс стать первым, если бы сел за Демаром. Но за Арно устроился Кристофф, а я – за лидером многодневки на тот момент бельгийцем Ивесом Лампаером, который на последних 400 метрах провалился.

— Затем вспомнили, наконец, вкус победы на итальянской однодневке первой категории «Коппа Агостони»…

— В ней стартовали многие сильные гонщики, готовившиеся к чемпионату мира. Тот же Алексей Луценко из Казахстана, с которым уехали в отрыв, был «при ноге». Потом он одержал ещё две виктории. Это была очень жаркая гонка, но под меня – со множеством «торчков». К последнему из них за 40 метров до финиша нас осталось девять человек. Со спуска «отстрелил» Луценко. Я к нему переложился и в итоге опередил.

— Признаться, мы очень надеялись, что и на чемпионате мира скажете своё веское слово…

— И я на это рассчитывал, потому что находился в хорошей форме. И неплохо ехал. Гонка проходила в жёстких условиях – в жуткий холод и ливень. К тому же и дистанция была за 260 км, какие в этом году не ездил. Думаю,  на всю жизнь её запомню. За три круга до финиша я снял лишние вещи, решив, что пришло время рисковать. Но вскоре, увы, замёрз. Меня тут же вырубило. Удержаться даже в тридцатке, понял, не смогу. А меня ещё месяц гонок ждал, в которых нужно было зарабатывать рейтинговые очки для олимпийской лицензии. Чтобы не заболеть и остаться в форме, сошёл.

— И в октябре на китайской многодневке «Тур Гуанси» вновь были близки к победе…

— Но уступил одному из самых сильных в мире на данный момент спринтеров немцу Паскалю Аккерманну. Это был третий этап, включавший четыре тяжёлые горы. Наш колумбиец Фернандо Гавирия, оставивший за собой дебютный этап, понимал, что на таком рельефе не сможет удержаться впереди. Поэтому в роли лидера выступал я. Команда здорово отработала на меня. На последний подъём я начал взбираться в числе первых. Основная группа к тому моменту сократилась до 20 человек, потом, правда, вновь увеличилась до 50. Я увидел, что к нам подъехали и самые сильные спринтеры Паскаль Аккерманн и итальянец Маттео Трентин. Сев на колесо немцу, я так за ним и приехал. Метров за 50 попытался выйти из-под него, но безуспешно. Он намного мощнее меня – килограмм на 20 больше весит, чем я. Этой гонкой, кстати, завершалась олимпийская квалификация. Для завоевания второй лицензии нам не хватало 10 очков. Я же завоевал 35. А потом вдруг оказалось, что эта вторая квота под вопросом.

— Контракт с командой вы продлили вроде ещё в середине сезона?

— Да, в июле. Меня всё устраивает в UAE Team Emirates. Проект активно развивается. Немалые вложения в него, считаю, окупаются. Если по итогам прошлого сезона в мировом рейтинге мы были 14-ми, то нынче уже четвёртыми. Большое внимание в команде уделяют именно молодым гонщикам. И мне в этом коллективе комфортно, поэтому и продлил контракт ещё на два года. Как говорят, от добра добра не ищут.

— А где находится ваша основная клубная база?

— Как такового офиса у нас нет, есть только возле Милана большой гараж, где стоят машины, велосипеды. Сборы проводятся в местах, где теплее. А живут спортсмены в разных городах и даже странах. Я снимаю квартиру возле Бергамо, недалеко от базы Palazzago. Мне хорошо знакомы все дороги в этом регионе. И друзей там немало, с которыми можно вместе выезжать на тренировки. Но чаще всего я этого делаю с датчанином Микелем Оноре из Quick Step Floors.

— Вы часто работаете с тренером?

— Нет. Он живёт в Голландии. И высылает мне тренировочную программу, которую выполняю самостоятельно. Когда  же нужно покататься за мотором, чтобы набрать скорость перед гонками, обращаюсь к кому-то из знакомых, занимающихся этим.

— А почему итальянец Филиппо Ганна, на этапе Кубка мира в Минске дважды обновлявший мировой рекорд в «преследовании», именно вашей маме подарил свой букет победителя?

— Он тоже мой хороший друг. Накануне я помог ему найти руль для велосипеда и пройти растаможку в нашем аэропорту. Иначе ему не на чем было бы бить рекорды. В знак благодарности Филиппо и попросил передать цветы моей маме.

— Сейчас отдыхаете?

— Да, в отпуске. Две недели вообще не тренировался. Сейчас начну плавать, ходить в тренажёрный зал, а ещё через неделю сяду на велосипед возможно – на маунтинбайк. В Италию вернусь в конце ноября, а в начале декабря в Испании у нас пройдёт первый командный сбор.

447 просмотров