Велосипедный спорт, как это ни удивительно, появился раньше, чем велосипед в современном виде. Первая официально зарегистрированная шоссейная гонка прошла в мае 1868 в парижском парке Сен-Клу.
2-километровую дистанцию выиграл тогда англичанин Джеймс Мур. Через год состоялась гонка между Парижем и Руаном, участники которой также выступали на «пенни-фартингах» с огромным передним и совсем маленьким задним колёсами. Настоящий же велобум начался с изобретением в 1880-е «безопасного велосипеда» с одинаковыми по размеру колёсами. Дебют «бабушки всех однодневок» -- Льеж – Бастонь – Льеж — датируется 1892 годом. А большинство других теперь самых известных и престижных «классик» впервые состоялись в последующие десять лет.
Благодаря большой популярности велоспорта его включили в программу и первых Олимпийских игр современности. Правда, в 1896-м на шоссе был разыгран лишь один комплект наград – в мужской групповой гонке. И уже на следующих Играх от неё отказались, чтобы вернуть олимпийский статус лишь в 1936-м. С 1900-го по 1908-й они вообще не были представлены на главных стартах четырёхлетия. Но с тех пор групповую гонку сомнению не подвергали. Индивидуальные «разделки» среди мужчин дебютировали в 1912-м. Однако с 1936-го по 1996-й также не проводились. Таким образом, в Токио-2020 в групповой гонке будет разыгран 21-й комплект наград, в индивидуальной – 12-й. Женщины первую групповую гонку на Олимпиаде проехали в 1984 году, индивидуальную разделку – в 1996-м.
КЕМ ГОРДИМСЯ
Первым белорусом, стартовавшим на главных соревнованиях четырёхлетия, стал Александр Дохляков. В 1968 году в мексиканском Мехико он выступал в командной гонке на 100 км в составе советского квартета, показавшего девятый результат. А уже 1976-й принёс Беларуси первое велосипедное «золото», которое в канадском Монреале в этом же виде добыл Владимир Каминский. В советский квартет вошли также россиянин Валерий Чаплыгин, украинец Анатолий Чуканов и эстонец Ааво Пиккуус. Согласно выбранной тактике, советский квартет сразу захватил лидерство и к середине дистанции вёз ближайшим конкурентам больше минуты. На второй части, правда, прибавили поляки, но им лишь удалось сократить своё отставание до 20 секунд.
В 1980-м в состав командной гонки претендовали трое белорусов, а в итоге оставили только Олега Логвина, который и продублировал «золотой» успех Каминского. В Москве велосипедисты открывали олимпийскую программу и прекрасно понимали, что от их выступления будет зависеть настрой всей сборной. На стартовом «полтиннике» при сильнейшем встречном ветре они сколотили 40-секундную фору, но постарались и из второй половины выжать максимум. В итоге 21-летний Олег Логвин, Юрий Каширин, Сергей Шелпаков и Анатолий Яркин привезли чудом не упустившим «серебро» немцам 1 минуту и 21 секунду.
К Играм в Сеуле заключительный двухнедельный этап подготовки сборная СССР проводила во Владивостоке, где и… растеряла всё, что наработала ранее. Дело в том, что команда, включавшая и нашего Игоря Сумникова, тренировалась на 16-километровом прямом отрезке, причём исключительно в сильный дождь. Выйти на нужные скорости в таких условиях не удалось, почему в Сеуле сборная СССР, накануне способная горы свернуть, ограничилась седьмым местом.
В 1992-м в Барселоне в составе сборной СНГ в такой же командной гонке стартовали два белоруса – Игорь Пастухович и его тёзка Патенко. По ходу её они шли третьими и, казалось, не упустят медальный шанс. Но за 10 километров до финиша у них выпал один гонщик, чем не преминули воспользоваться стартовавшие позже французы. Они вырвали четыре секунды и отодвинули сборную СНГ на самую обидную четвёртую позицию. Там же Зинаида Стагурская в групповой гонке финишировала 16-й.
На Олимпиаде 1996 года в Атланте, дебютной летней для Беларуси, опять же Стагурская в групповой гонке стала 14-й, а у мужчин Павел Кавецкий – 69-м. В Сидней никто из белорусских гонщиков не отобрался. В 2004-м в Афинах Стагурская оказалась 19-й, а Александр Усов дистанцию не закончил.
Групповая гонка в Пекине-2008 оказалась особенно сложной и непредсказуемой. Семь раз участники штурмовали 10-километровый подъём. А поскольку делать это пришлось в жуткую жару и духоту, по сути, это получилась 245-километровая гонка на выбывание. Наше трио, тем не менее, выдержало испытание до конца: Константин Сивцов финишировал 32-м, Александр Кучинский – 72-м, и Александр Усов – 82-м. В индивидуальной «разделке» Василий Кириенко показал 21-й результат.
В групповой гонке в Лондоне-2012 Алёна Омелюсик устроилась 15-й, а у мужчин Евгений Гутарович и Бронислав Самойлов финишировали соответственно 53-м и 78-м (оба -- +0.40). В индивидуальной «разделке» Василий Кириенко обосновался на 12-й позиции.
В 2016-м в Рио-де-Жанейро бразильцы предложили самую тяжёлую трассу за всю историю Игр. Дистанция на 237,5 км включала не только целую серию сложнейших подъёмов и неимоверно опасных спусков, но и несколько секторов брусчатки. Не удивительно, что сходов оказалось слишком много. Поломка переключателя вынудила прекратить борьбу и нашего Василия Кириенко. Константин Сивцов, также не избежавший технических проблем, держался в группе лидеров вплоть до последнего круга, а когда скорости резко возросли, к сожалению, отстал и завершил дистанцию 49-м. В индивидуальной «разделке», с которой связывал главные надежды, Кириенко, не успевший отойти от «Тур де Франс», показал 17-й результат. У женщин в групповой гонке Алёна Омелюсик финишировала 13-й, а в разделке – 11-й.
КВАЛИФИКАЦИЯ НА ИГРЫ И НАШ ИНТЕРЕС В ТОКИО
В Токио мужская гонка стартует у леса Мусасино, пройдёт мимо озера Яманака и частично по дистанции «Формулы»-1 – Фудзи Спидвей. Дистанция составит 265 км. Трасса для женской гонки на 140 км будет проложена по тем же местам.
Квалификация у шоссейников завершилась ещё осенью. У них разыгрывались 197 лицензий – 130 мужских и 67 женских. При этом страна могла получить не больше девяти (5+4). Основным критерием отбора являлся Мировой рейтинг, закрывшийся 22 октября. На тот момент Беларусь располагалась на 32-й строчке, гарантировавшей две мужские квоты в групповую гонку. Однако, как «СП» рассказывала ранее, затем Турции добавили потерянные из-за некой технической ошибки 30 очков, и она отодвинула нашу сборную на 33-ю строчку. Ориентируясь на открытые данные, соотечественники были уверены в том, что завоевали два допуска. В ином случае на заключительном этапе квалификации постарались бы ликвидировать небольшое отставание. Это было реально, выступи велоклуб «Минск» в гонке в Месопотамии, считает его директор и член исполкома Белорусской федерации велоспорта Алексей Иванов. По его мнению, где-то поднапрячься и заработать неплохие очки мог и Александр Рябушенко, находившийся в хорошей форме. А получилось, земляки стали жертвой чьего-то головотяпства. Не согласившись с подобной ситуацией, белорусская сторона обратилась в Международный союз велосипедистов (UCI) с просьбой выделить дополнительную квоту, не забирая её у Турции. Только навстречу нам не пошли. Белорусская федерация рассматривала вопрос дальнейшей борьбы за свою квоту через апелляционный суд. Но это стоило бы больших финансовых затрат, а положительный результат, по мнению юристов, никто не гарантировал.
Таким образом, в мужской шоссейной гонке Беларусь будет представлена лишь одним гонщиком. Ещё осенью главных кандидатов на эту путёвку было два – Василий Кириенко и Александр Рябушенко. Но Василий, выступавший за британскую команду Ineos, из-за возникших проблем с сердцем по рекомендации врачей совсем недавно объявил о завершении карьеры. Поэтому, скорее всего, в Токио отправится Рябушенко, оставшийся единственным нашим представителем в элитном дивизионе. К сожалению, в январе в первой же гонке сезона в Австралии он попал в завал и сломал руку, почему пока и не гоняется. Но времени на то, чтобы восстановиться и набрать форму к Играм, ещё предостаточно.
Что же касается мужской индивидуальной гонки, то в ней никто из земляков выступить не сможет. Чтобы получить допуск, необходимо было попасть в топ-30 Национального рейтинга или войти в десятку сильнейших на последнем чемпионате мира в Йоркшире. Ни ту, ни другую задачу земляки выполнить не смогли.
Похожая ситуация и у женщин. Они заработали две квоты для участия в групповой гонке, но одну, к сожалению, забрали. По условиям квалификации странам, которые не завоевали лицензий по национальному рейтингу UCI, но имели кого-то из своих спортсменок в топ-100 в индивидуальном списке, выделили по одной путёвке за счёт тех, кто добыл их две, в том числе и за счёт белорусок. Благодаря Алёне Омелюсик, на чемпионате мира попавшей в десятку лучших в «разделке», у нас есть квота и в этом виде. И поскольку, согласно критериям отбора, разных спортсменок на гонки заявлять нельзя, Алёна и является главной претенденткой на участие в них. Нынешний сезон она пока не начала. Возможно, откроет его уже в ближайшие выходные на любимой итальянской однодневке «Страде бьянке» или на какой-то из других классик. Трасса в Токио и ей, и Александру Рябушенко подходит. А если и удача не отвернётся, они могут неплохо себя проявить.