Как о тренере о Наталье Дубовой всерьёз заговорили в середине 70-х годов прошлого века. - Спортивная панорама

НЕВЕЗЕНИЕ КАК ОСНОВА УСПЕХА ЧАСТЬ II

Как о тренере о Наталье Дубовой всерьёз заговорили в середине 70-х годов прошлого века. Её первые ученики Елена Гаранина и Игорь Завозин серьёзно выделялись на общем фоне среди танцоров удивительной, изящной и неповторимой техникой. Через десять лет в мире фигурного катания этот новый феномен назовут «дубовским стилем», который навсегда оставался у спортсменов, прошедших школу Дубовой.

В интервью Татьяне Устиновой Наталья Ильинична о своей первой паре будет вспоминать с нескрываемой горечью. Это была личная драма не только Гараниной и Завозина, но и её. Такое бывает практически везде — и в спорте, и в жизни — везение и удачу никто не отменял. И бывает часто, что нужно  оказаться в нужном месте и в нужное время. Но это в жизни, а в спорте возраст спортсмена  практически всегда выступает непреодолимым ограничителем и тем  барьером, который является решающим в карьере спортсмена. Елена Гаранина и Игорь Завозин  в спортивном плане просто не успели в начале 70-х попасть в  непробиваемое трио в танцах на льду в сборной СССР.  Шанс продолжить спортивную карьеру на международном уровне появился после Олимпиады 1976 года в Инсбруке, когда закончили выступать Людмила Пахомова и Александр Горшков. Увы, но на  вакансию третьей танцевальной пары  в то время претендовало, как минимум, пять танцевальных дуэтов.

Сезон 1978 года был кульминационным в спортивной карьере Гараниной и Зовозина. Советское телевидение впервые вело трансляции не только произвольного танца, но показало соревнования в оригинальном танце. Практически все были едины во мнении, что пасодобль Гараниной и Завозина был лучшим. Но танцы есть танцы. Закулисные интриги, определявшие весь расклад в этом виде не только тогда, но и сегодня, оставил Гаранину и Завозина на четвёртом месте.  В то время эксперименты с третьей танцевальной парой в советском фигурном катании были нормой. Сначала пробовался один дуэт на чемпионате  Европы, затем другой на чемпионате мира. Но в этот «экспериментальный» состав с третьим номером Гаранина и Завозин не попали ни разу. Наталье Дубовой не хватило покровителей среди высшего спортивного чиновничества. Это правда, она и сама не раз говорила об этом. Но мне думается, что всё гораздо проще: Гаранину и Завозина просто боялись выпускать на официальные мировые старты — по уровню техники катания и скольжения после ухода из большого спорта Пахомовой и Горшкова они были на голову выше всех.

1978 год по многим параметрам стал переломным для советских танцев на льду.

1978 год по многим параметрам стал переломным для советских танцев на льду. Проигрыш на чемпионате мира действующих на то время чемпионов Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову был в спортивном смысле вполне естественным. Но с точки зрения развития танцев на льду и того тренда, который дали этому виду Моисеева и Миненков, это был очевидный шаг назад. Все понимали, что в танцах должна наступить некая развязка, но никто не знал, какой она будет и когда произойдёт. Сезон 1979 года прошёл по инерции, свойственной танцам на льду. Линичук с Карпоносовым победили на двух главных стартах. А Моисеевой с Миненковым в том сезоне «разрешили» остаться на втором месте  только на  чемпионате Европы, прочно «задвинув» перед Олимпийскими играми в Лейк-Плэсиде на третье место, определив основными соперниками Линичук и Карпоносова венгров Кристину Регоци и Андраша Салаи.

Греческие «Сиртаки», поставленные Дубовой, вызвали настоящий фурор. Финал легендарной пары был «бронзовым». Они не стали олимпийскими чемпионами, но до сих пор о них помнят все.

Олимпиада в Лейк-Плэсиде стала для танцев на льду моментом истины. Линичук с Карпоносовым реально могли проиграть венграм. В произвольном танце Карпоносов еле удержал партнёршу от падения. Один судейский голос решил судьбу золотой медали. На чемпионате мира в Дортмунде ситуация повторилась, ничем небъяснимое падение теперь уже Карпоносова сделало Регоци и Салаи чемпионами мира. Но главное было в другом. По мнению абсолютного большинства, лучшими в олимпийском сезон 1980 года были Моисеева и Миненков,  на всех стартах оказавшиеся только третьими. С их  произвольным танцем, поставленным в том сезоне Людмилой Пахомовой с финальной частью в виде барабанной дроби и сегодня не стыдно выйти на лёд.  Эта изнанка танцев на льду, понятная специалистам, стала понятной и простым любителям фигурного катания. Окончание спортивной карьеры Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова несёт в себе  некоторую заданность и непрерывность спортивного времени. «Докатывали» они с Натальей Дубовой, которую в Спорткомитете СССР  настоятельно попросили взять под свою опеку прославленную, но «бесхозную» пару. Но как они «докатывали»! Греческие «Сиртаки», поставленные Дубовой, вызвали настоящий фурор. Финал легендарной пары был «бронзовым». Они не стали олимпийскими чемпионами, но до сих пор о них помнят все.

Окончание доминирования советских танцевальных пар в мировом фигурном катании означало то, о чём и сегодня не принято говорить. Это было начало эпохи школы Натальи Дубовой. Четырёхлетнее доминирование англичан Джейн Торвилл и Кристофера Дина заставило руководство советской федерации фигурного катания  признать очевидное: советской танцевальной школе нужна альтернатива. Всё сложилось само собой, в олимпийском цикле от Сараево до Калгари в сборной освободилось сразу два места, одно из которых прочно заняла пара Дубовой Марина Климова и Сергей Пономаренко. Основой этой пары был партнёр Сергей Пономаренко, который в паре с Татьяной Дурасовой стал двукратным чемпионом мира среди юниоров в конце 70-х годов. Наталья Дубова поставила этой юниорской паре незатейливый и не совсем привычный для неё показательный танец на популярную в то время песню «Кадриль».

В элиту танцевального фигурного катания Климова и Пономаренко вошли быстро и, по правде говоря, незаметно. На первом своём международном старте — чемпионате Европы 1983 года они заняли четвёртое место. В олимпийском сезоне они стали третьими на европейском первенстве, а на Олимпиаде в Сараево одним судейским голосом сумели обойти американцев и стали бронзовыми призёрами. Им казалось, что это и есть тот прорыв, к которому они стремились, и после Сараево всё будет проще и яснее. Но уход из большого спорта англичан Торвилл и Дин дал дорогу к заветному олимпийскому золоту не только Климовой и Пономаренко, но и их основным конкурентам по сборной СССР Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину. Началось великое противостояние, которое к фигурному катанию имело мало отношения.

Продолжение следует...

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Туристическая страница

Усадьбы вблизи Минска: куда можно поехать на выходные

Кофе, конфеты и трактор. Рассказываем о небанальных достопримечательностях Беларуси