Сегодня в Минске завершила работу коллегия Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, на которой были подведены итоги работы за 2017 год и определены задачи на 2018-й. [caption id="attachment_99429" align="aligncenter" width="1095"] Фото Владимира Иванова[/caption] Напомним, мероприятие прошло в новом формате. На наш взгляд, весьма удачном. Во вторник участники, а таковых набралось более 650 человек, в рамках республиканского семинара-совещания по вопросам развития физической культуры и спорта вели дискуссии в нескольких секциях: «Функционирование физкультурно-спортивных сооружений, итоги государственной аттестации СУСУ, кадровое и медицинское обеспечение системы физической культуры и спорта», «Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта», «Заседание совета директоров средних школ – училищ олимпийского резерва», «Спорт высших достижений», «Организация работы и взаимодействия федераций и попечительских советов в новых условиях». Это позволило значительно сократить время работы коллегии в среду, ведь многие проблемы были обсуждены заранее. Главе спортивной отрасли Александру Шамко оставалось обобщить итоги, обозначив ключевые темы, задачи, проблемы и предложения по их устранению. Доклад получился сжатым, но очень насыщенным -- всё чётко и по существу. К тому же перед выступлением был показан специальный видеоролик, со всеми наиболее яркими событиями прошлого года, а ход доклада на экране постоянно сопровождали необходимые цифры. 2017-й год – предолимпийский, поэтому Минспорта и направило основные усилия на создание максимально эффективных условий для подготовки наших спортсменов к зимним Олимпийским играм 2018 года, II Европейским играм 2019 года, а также решении задач, поставленных Главой государства на совещаниях по вопросам развития физической культуры и спорта. Александр Шамко начал со спорта высших достижений. В 2017-м белорусские спортсмены на чемпионатах, Кубках и первенствах мира и Европы завоевали 647 медалей различного достоинства. Цифра заслуживает уважения, но в то же время, как отметил министр, демонстрирует не столько уровень развития спорта в Беларуси, сколько его потенциал. Здесь также важно, сколько было выиграно наград в олимпийских дисциплинах. Таковых на чемпионатах мира набралось восемь, что по качеству наград соответствует 25-му месту в мире. Кроме того, в олимпийских дисциплинах на чемпионатах мира земляки 23 раза были близки к пьедесталу почёта, занимая места с 4-го по 8-е. Это свидетельство нереализованного потенциала. На чемпионатах нашего континента было завоёвано 19 наград. Отрадно осознавать, что у нашего спорта хорошее будущее, ведь доля наград нашего резерва в общей копилке составила 71 процент, хотя ранее этот показатель был 50 – 55 процентов. Подтвердили свой класс национальные команды по гребле на байдарках и каноэ, борьбе, прыжкам на батуте. Удерживают свои позиции, а порой и прогрессируют национальные команды по современному пятиборью, теннису, женскому биатлону, волейболу, стрельбе пулевой, конькобежному спорту. А вот неудачно выступили на чемпионате мира представители одного из самых медалеёмких видов спорта – лёгкой атлетики. Есть нереализованные резервы у национальных команд по бадминтону, боксу, велосипедному спорту, гребле академической, каратэ, таэквондо, фехтованию, футболу. Министр также указал, что считает недопустимым, когда при наличии одной из лучших спортивных баз в стране Брестская область демонстрирует худший показатель выступления спортсменов на международной арене. Да и столице особенно нечем хвастать: «Здесь иная ситуация: медалей немало, зато на главных стартах – Олимпийских играх случился полный провал». Некоторым явно придётся задуматься после этих слов главы спортивной отрасли. Ведь сегодня принципиально меняются подходы к развитию видов спорта, их финансированию. Как уже сообщала «СП», определены 22 приоритетных. «Есть чёткие критерии, которым эти виды должны соответствовать. Основной – результаты выступления на международных соревнованиях. Об этом на Олимпийском собрании говорил и Президент нашей страны, глава Национального олимпийского комитета Александр Лукашенко. Он озвучил одну из основных задач по развитию спортивной отрасли – определить перспективные, потенциально медальные, традиционные для Беларуси виды спорта и именно им оказывать основную поддержку. Такая система должна работать по всех стране, в каждом регионе, с учётом материально-технической базы, традиций и кадрового потенциала», -- сказал Александр Шамко. Все успехи невозможны без подготовки спортивного резерва. Это очень непростое дело. На важности развития детско-юношеского и массового спорта как фундамента спорта высших достижений заострил внимание глава нашего государства. Министр уверен, что регионы уже ощутили повышенное внимание со стороны органов госуправления к работе спортивных школ. К сожалению, вопросов к руководству регионов было немало. Так, по словам Александра Шамко, 17 из 39 центров олимпийского резерва получили условную аккредитацию на год. А проверки в Гомельской области выявили, что из 138 тренеров-преподавателей центров 14 (более 10 процентов!) не имели соответствующего образования! В Брестском областном комплексном центре на тренировке отсутствовали без уважительных причин 17 спортсменов и 3 тренера! А вновь назначенный директор Молодечненской спортивной школы «Олимпик–2011» вообще не имеет соответствующего образования, впрочем, как и его предшественник. По мнению руководителя спортивной отрасли, специалисты Минского облисполкома явно выпустили ситуацию из-под контроля: «Обращаю внимание, 19 июля вступят в силу изменения и дополнения в Закон «О физической культуре и спорте», которыми одной из норм предусмотрено законодательное закрепление порядка согласования назначения руководителей организаций физической культуры и спорта с Министерством спорта и туризма. Мы инициируем создание межведомственной комиссии, которая проведёт внеочередную аттестацию руководителей всех физкультурно-спортивных организаций. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: подготовлены изменения в критерии аттестации центров, в том числе по ужесточению требований, связанных с качеством комплектования и подготовкой спортсменов в национальные и сборные команды. Так, в учебных группах ЦОРов на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в составе должны быть от 20 до 40 процентов спортсменов, входящих в состав национальных и сборных команд. Для координации и методического обеспечения работы спортивных школ в 2017 году во всех регионах проведены выездные совместные заседания коллегий Министерства спорта и туризма и местных органов власти по вопросам развития детско-юношеского спорта»… За последнее четырёхлетие количество спортсменов, обучающихся в специализированных по спорту классах выросло почти в 1,5 раза и составило порядка 9000 учащихся. Но министр считает, что на этом нельзя останавливаться, необходимо увеличить их количество в 2018 году на 20 процентов, а к 2020 году – на 50. Это действенный механизм подготовки спортивного резерва, и его необходимо использовать максимально эффективно, тем более что Министерство образования в этих вопросах всёгда идет навстречу. В текущем году перед Минспорта стоит задача кардинально пересмотреть систему отбора в спортивные школы на начальном этапе подготовки. «Полагаю, эта работа должна осуществляться в тесном взаимодействии с учителями физической культуры общеобразовательных школ, в том числе путём повышения качества проведения уроков физкультуры и здоровья. К этому процессу должны активно подключиться республиканские центры олимпийской подготовки. Главная роль отводится РНПЦ спорта, которым пока недостаточно внимания уделяется вопросам научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса. Но нет отлаженного механизма взаимодействия РНПЦ, комплексных научных групп и тренерского состава национальных команд. В отдельных видах спорта диалог между участниками этого единого процесса вообще не налажен. Несколько активизировал свою работу аналитический отдел подготовки национальных команд РНПЦ спорта. Модели подготовки нацкоманд уже, к счастью, не пишутся под копирку. Но всё же этот отдел должен стать основной направляющей силой, мозговым центром, откуда специалисты команд должны брать всё лучшее, передовое. В целом же вынужден констатировать, что наш научно-практический центр так и не стал основным координатором и регулятором медицинского и научно-методического обеспечения подготовки спортсменов. Хотя потенциальные возможности для этого имеются», -- отметил министр. Он обратил также особое внимание на первостепенную роль РЦОП в подготовке спортивного резерва: «Центры обязаны обеспечить в том числе полноценную подготовку к юношеским, юниорским, молодёжным первенствам мира и Европы. Вместе с тем в отдельных центрах в работе со спортивным резервом и спортсменами высокого класса общей координации не прослеживается. Некоторые спортсмены–члены национальной команды, чемпионы и призёры Олимпийских игр, чемпионатов мира являются спортсменами-учащимися обычных спортивных школ. Яркий негативный пример –работа Республиканского центра по гимнастическим видам спорта». [caption id="attachment_99430" align="aligncenter" width="1000"] Фото Владимира Иванова[/caption] Допинг – бич современного спорта. Александр Шамко затронул и эту тему, но признал, что она настолько непростая, что явно выходит за рамки доклада. Глава отрасли отметил, что позиция Беларуси в этом вопросе всегда была предельно чётко сформулирована: наша страна категорически против применения запрещённых препаратов в спорте, всегда отстаивает принципы законности, индивидуализации и справедливости наказания. Одним из показателей признания нашей работы в международных и европейских организациях является приглашение наших допинг-офицеров на Олимпийские игры в Пьенчхан. Наконец, был разработан и внесён на рассмотрение главы государства проект Указа Президента Республики Беларусь «О противодействии допингу в спорте». Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа – одна из важнейших задач Минспорта. Вот почему в 2017 году руководством ведомства был сделан акцент на проведение спортивно-массовых мероприятий в новом формате. Удалось добиться немало положительного: процент охвата населения занятиями физической культурой и спортом составил 23,1 процента, или 2,2 млн человек. А загрузка физкультурно-спортивных сооружений увеличилась до 81,6 процента (в 2016-м -- 79,1). И эта работа будет продолжена в будущем. Хотя недостатков ещё хватает, о чём, по словам министра, свидетельствует в том числе и проведенный Генеральной прокуратурой анализ прокурорского надзора. Так, в ряде случаев не формируются данные об объектах, предназначенных для занятий физической культурой и спортом, расположенных на дворовых территориях. В результате бюджетное обеспечение для обслуживания таких объектов осуществляется по остаточному принципу, а на большую половину данных объектов годами не направлено ни одной копейки. При этом руководители облисполкомов, Мингорисполкома остаются в стороне. Хотя именно спортплощадки во дворах, которые оборудуются в шаговой доступности, -- залог обеспечения массовости физкультуры и обеспечения здорового образа жизни для детей и подростков. Также министр остановился на заработной плате в отрасли и туризме. Что в будущем? Александр Шамко выделил восемь стратегических направлений: • Успешное выступление на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх 2018 года -- не ниже 25-го места в неофициальном командном зачёте. • Всесторонняя и комплексная подготовка к II Европейским играм. • Построение действенной вертикали управления отраслью на уровне гор- и райисполкомов. • Дальнейшее совершенствование научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высшего звена, а также резерва. • Безусловное выполнение поручения главы государства по укреплению материально-технической базы спортивных школ и училищ олимпийского резерва, оснащению их современным спортивным инвентарём и оборудованием. • Усиление роли федераций в популяризации и развитии видов спорта. • Повышение среднемесячной заработной платы для работников отрасли. Основные усилия должны быть направлены на повышение заработной платы тренерского состава спортивных школ. При этом доходы, полученные от осуществления внебюджетной деятельности, должны быть увеличены как минимум на 10 процентов. • Создание условий для обеспечения шаговой доступности физкультурно-оздоровительных услуг для населения. На коллегии также выступил первый заместитель министра спорта и туризма Вячеслав Дурнов, который рассказал о готовности наших спортсменов к участию в Олимпийских играх в Пьенчане и работе к проведению в Минске II Европейских игр в 2019 году. В работе коллегии приняли участие заместитель премьер-министра Республики Беларусь Василий Жарко и первый заместитель главы Администрации Президента нашей страны Максим Рыженков.
31.01.2018