Вчера в Раубичах состоялся второй день чемпионата Беларуси по летнему биатлону – прошли гонки преследования. Но, разумеется, каждому более или менее сведущему в этом виде спорта болельщику понятно, что хоть «сани готовятся летом», но ключевое слово в этой поговорке здесь «готовятся».
[caption id="attachment_105779" align="aligncenter" width="835"]
Фото: biathlon.by[/caption]
Именно в качестве подготовки к первому в пекинском олимпийском цикле сезону и следует оценивать проходящие в сентябре соревнования. Кто-то чемпионат, к собственному сожалению, пропускает. Например, простудившаяся Ирина Кривко. Или Динара Алимбекова, которую бережёт тренерский и медицинский штаб сборной, страхуясь от гипотетических постоперационных рецидивов.
Для ещё одной спортсменки белорусский чемпионат стал вовсе премьерой в биатлоне. Речь об Инне Костюченко – российской лыжнице, которой дан шанс заявить о себе как о леди с ружьём. Получится или нет – вопрос, но это очень интересная интрига соревнований.
Наконец, каждый выходящий на старт, безусловно, воспринимает соревнования как отличную возможность понять, насколько эффективно проходит его личная подготовка к сезону.
Анна Сола: перезагрузка!
Эта цель, безусловна, приоритетна и для Анны СОЛЫ. Чемпионки мира среди юниоров в эстафете, которая очень ретиво начала дерзать в сезоне-2015/16 и на взрослом уровне: завоевание очков уже на первом этапе Кубка мира в Эстерсунде, отличные, волевые этапы в эстафетах, но потом неожиданно ушла в тень, чтобы рисковать вовсе исчезнуть с биатлонных радаров.
Для Анны крайне негативно сложилось лето 2016 года, когда командой руководили российские специалисты Валерий Польховский и Роберт Кабуков. Случился перегруз, и речь даже шла о завершении карьеры. Но прошедшей весной руководство федерации предприняло максимальные усилия для реабилитации спортсменки.
Солу тщательно обследовали и неоднократно тестировали, в том числе по программе коллег-смежников из гребли на байдарке и каноэ. Вывод был один: Анна ещё отнюдь не реализовалась в спорте и есть все смыслы для продолжения тренировок.
Так пора «перегрузки» сменилась эпохой «перезагрузки», которую Сола и открыла в среду в Раубичах, став третьей после представительницы Южной Кореи Фролиной и Дарьи Юркевич по итогам спринта. Причём Анна ещё до старта находилась в приподнятом настроении. Например, она, невзирая на все приметы, дала мини-интервью, от которых бегут 99,9 процента спортсменов. Но Сола побеседовала с телевизионщиками и перед стартом, чтобы потом ещё и пошутить, предваряя иронией свой уход на трассу.
Ведущая соревнований в Раубичах достаточно подробно представила Анну, перечислив её регалии, на что она неожиданно попросила: «Продолжайте, пожалуйста! Придумайте что-нибудь ещё!» В общем, очень рассмешила.
Хотя чемпионат Беларуси по летнему биатлону складывается так, что достижений у Солы, действительно, стало больше. Впрочем, не эти локальные успехи стали главной темой нашей беседы.
-- Анна, вы произвели сегодня впечатление раскрепощённого человека?
-- Это впечатление не ложное. Пожалуй, волнения не было вовсе! Даже перед стартом. Собиралась настраивать себя на первую официальную гонку сезона, как на тренировку, где главная задача не просто отработать, а как следует потерпеть, держа высокую скорость и справляясь с сильными порывами ветра. Такая у меня была психологическая подоплёка. И, похоже, добилась невиданного ранее успеха на этом фронте. (Смеётся.) Действительно, никакого мандража не испытывала.
-- Условия для стрельбы в среду были по-настоящему тяжёлыми?
-- Безусловно. Поэтому и проиграть ему дуэль не очень-то стыдно. На той же «лёжке», хоть и сделала поправку, всё равно промахнулась. Сейчас надо будет разобраться с тренерами, куда ушли мои выстрелы. А всё «крутящий» ветер. То в одну сторону, то в другую, хотя кажется, что порывы однообразны слева направо. Но, когда лежишь на коврике, явственно начинаешь ощущать внутренние завихрения.
-- Тем не менее сложно, но полезно!
-- Именно! Я делала тренировку и получила в подарок много поводов для размышлений, аналитического анализа. Да и подпиталась эмоционально. «Стойка» при таком ветре вышла совсем недурственной. Тем более что настоящее межсезонье для меня началось не с мая, и я очень довольна, что мне разрешили так сделать. У меня вообще нынче интересная подготовка и самоподготовка, что позволяет надеяться на полноценную перезагрузку карьеры. Правда, ещё не всей полученной информацией удаётся воспользоваться в полном объёме, но буду к этому стремиться.
-- Вы много тестировались…
-- Да. Причём у разных специалистов. В Бресте, где мне уделили внимание известные отечественные специалисты гребли на байдарке и каноэ, даже прослушала лекцию, которая оказалась для меня очень интересной.
-- Можно ли сказать, что тревожный фактор сомнений вас оставил?
-- Хотела бы сказать категорическое «да», но не буду торопиться. Понимаете, всё не так просто. Даже если взять ту же мотивацию. Сложно сразу стать стойким оловянным солдатиком после того, как голову уже посещала мысль «ай, завяжу!».
-- Было и такое?
-- Да. Но теперь ищу новые вызовы, и та же смена марки лыж – из той же серии.
-- Будете нынче гоняться?
-- На «Россиньоле» . Французский производитель.
-- И, кстати, отличный. Всё у вас с лыжами будет хорошо. Мартен Фуркад тому свидетельство.
-- Хочу в это верить. Всё-таки два года без достойных результатов – это проблема для любого спортсмена. Отсюда и сомнения, вопросы к самой себе: «А не попробовать ли что-то другое?» Но это в прошлом. Настраиваюсь на тренировки и работаю в охотку.
-- «Стойка» в спринте это подтверждает! Кстати, как вам сотрудничать с наставниками Лещенко и Корчагиным?
-- Всё нормально. Тот же опытнейший Виктор Михайлович Корчагин много внимания уделяет беседам с нами, пытаясь вселить уверенность в своих силах. Да и вообще, я ощущаю, как все болеют и переживают за меня.
… В четверг преследование откровенно не задалось Анне, и она мудро прекратила гонку досрочно, получив нормальную тренировочную нагрузку. Ничего страшного в этом нет. Никто ведь не считает, что в биатлоне успехи падают с неба? Легко никогда и никому не бывает.
Динара Алимбекова: выжимать из себя максимум
Олимпийская чемпионка в эстафете Динара АЛИМБЕКОВА, хоть и не получила «добро» на выступление в гонках чемпионата страны, всё равно пришла на стрельбище, наблюдать за перипетиями женского спринта. Настроение у неё было приподнятое, и она пользовалась вниманием всех, кто узнавал за солнцезащитными очками одну из героинь южнокорейского Пьенчана.
Другое дело, что хотелось увидеть её в деле… Однако торопиться не стоит! Тем более что, как рассказал корреспонденту наш дуайен Виктор Корчагин, стуча по дереву и плюя через левое плечо (гипербола!), качественный рост Динары во всех профессиональных проявлениях очень заметный. А Виктор Михайлович – его надо знать -- никогда, в принципе, не разбрасывается беспричинно такими оценками. Значит, есть повод! И это прекрасно! Особенно если учитывать, каким нервным, осложнённым медицинским вмешательством выдалось для Алимбековой межсезонье.
-- Признайтесь, стремились стать участницей гонок чемпионата страны?
-- Признаюсь: стремилась! Действительно, очень хотелось выступить. Пробежать спринт, преследование, проверить свои силы в конкуренции с нашими девчонками, той же Анной Фролиной, гоняющейся за корейцев, с литовскими соперницами. Однако тренеры решили поберечь меня. Всё для того, чтобы в хорошем состоянии подошла к следующему сбору.
-- В Тюмени?
-- Да. На трассах и стрельбище «Жемчужины Сибири» у нас состоится октябрьская снежная вкатка, чему и отдаётся приоритет.
-- Но пытались уговорить наставников?
-- Конечно. До сих пор ещё есть мысль убедить их заявить меня на субботний массовый старт. Но, если, честно, сомнительный вариант. Сама не верю в успех этой миссии. Чувствую, что доктор Андрей Васильевич Семеняков окажется непреклонен. А мне останется лишь вздохнуть, смириться и сосредоточиться на тренировках.
-- Благо все болевые ощущения забыты?
-- Почти. Дискомфорт сейчас доставляет только стрельба лежа. До сих пор чувствую «тянущие» симптомы при изготовке. Во всём остальном – силовых, атлетических и роллерных тренировках -- никакого неудобства нет. Плечо даёт работать без ограничений. Да и вообще, я бодра и настроена позитивно.
-- Но в августе на сборе в Антхольце вас нашла ещё какая-то простудная хворь…
-- Так и было. Но, к счастью, болезнь оказалась скоротечной. Всего два дня перерыва в тренировках, причём один из них пришёлся на выходной. Всё наверстала и ничего фактически не пропустила. Даже приняла участие в контрольном старте Антхольца, чему была сильно рада и что ещё более добавило энтузиазма.
-- Вспоминаете эстафету в Пьенчане?
-- Не забываю – это точно. Олимпийский сезон, безусловно, меня окрылил. Но из него я вышла с одним-единственным желанием, которое противоположно идее почивать на лаврах, -- тренироваться и тренироваться, прогрессировать и прогрессировать.
-- Эти эмоции и сейчас с вами?
-- Да, конечно. И тут надо сказать спасибо тренерам и руководителям федерации, которые настояли на моей операции именно сейчас. Уже почувствовала, что могу выполнять работу, которая не была мне подвластна раньше. Прибавка однозначная. А я ведь настраиваюсь выжимать из себя максимум. Понимаю, что могу добавлять, и осознаю, что это уже происходит.
-- И в стрельбе?
-- Надеюсь, что да. Конечно, из-за неидеальной изготовки на «лежке» ещё есть прорехи. Но без дополнительного упора я стала стрелять только в конце сбора в Антхольце. Поэтому моим практикам «с ремня» всего месяц.
-- Кроме того, наверняка есть и психологические нюансы?
-- Вы правы. Всё на фоне реабилитации проходило не просто. В первую очередь психологически. Порой в голову лезли сомнения, всякие мрачные мысли: дескать, не получится даже выйти на тот уровень в стрельбе, что у меня имелся раньше. Это был кризис, но теперь он позади. Паническая мысль «не смогу!» -- ушла.
-- Слава Богу!
-- Более того, пытаюсь добавить в скорострельности, и тренеры меня даже притормаживают. Но в любом случае уверена, что сегодня мы движемся в правильном направлении.
-- Итак, скоро в Тюмень, а это встреча со снегом…
-- На котором не доводилось кататься с конца марта, когда у нас состоялся небольшой реабилитационный сбор. Поэтому соскучилась, уже хочется поскорее стать на лыжи. Тем более что отталкивание от настоящего снега будет даваться мне легче, мягче, чем сейчас от асфальта.
-- Женская сборная заметно обновилась и омолодилась. Завершили карьеру лидеры и ветераны…
-- Конечно, уход Дарьи Домрачевой сказывается, но коллектив у нас, как и раньше, дружный. Вот появился новичок – Инна Костюченко, лыжница из России, для которой спринт стал первой гонкой в биатлоне. Она стреляет, наверное, только чуть больше месяца, но уже имеет поводы для гордости. Мы, конечно, помогаем ей освоить «биатлонную школу», делимся с ней своими секретами. Главное, что видим, какое большое у Инны желание. Но оно переполняет и всех нас!
Россияне сильнейшим составом
Глава Союза биатлонистов России (СБР), бывший биатлонист сборной Беларуси Владимир Драчев сообщил, что на чемпионат Европы-2019 в Раубичах с 18 по 24 февраля наши восточные соседи привезут основной состав своей национальной дружины:
-- В Минске мы тоже хотим проявить себя. Для чего и пошлём на чемпионат Европы основную команду.
Что ж, это надо только приветствовать! Заодно уверенно предполагая, что февральские старты в Раубичах вообще получатся весьма представительными. Ведь многое говорит о том, что североамериканские этапы Кубка мира, запланированные на первую половину последнего месяца зимы, мягко говоря, не будут пользоваться популярностью у европейцев. Многие страны собираются послать туда резервистов, тогда как перед мартовским чемпионатом мира в шведском Эстерсунде лучшей практики, чем в Раубичах, получить негде.
28.09.2018
Руслан Васильев