Спасибо, Кири!

Комментируя свой триумф на II Европейских играх, Василий Кириенко признался, что его могло и не быть, поскольку в межсезонье он полгода не тренировался из-за возникших проблем с сердцем и не исключал, что вовсе завершит карьеру.

Благодаря врачам он тогда восстановился и вернулся в гонки. И даже одержал упомянутую победу на домашнем мультиспортивном форуме в своей коронке – индивидуальной «разделке». Но на последующих стартах речичанин не раз убеждался, что уже не может развить привычную мощность. Как выявило декабрьское углубленное обследование, на фоне серьёзных нагрузок его прошлогодний диагноз вернулся. Зная об этом, мы понимали, что в ближайшее время Василий может объявить о завершении спортивной карьеры. И всё же так хотелось, чтобы это случилось попозже…

Говорят, незаменимых нет... Неправда! Кири, как зовут его коллеги и болельщики,  никто в элитном пелетоне не заменит. А без него гонки будут, наверное, тоже интересными, но совсем другими.

«Человек-мотор! Моторище!!!»…  «Робокоп! Никто не мог «убить» пелетон так, как ты»... «Мой абсолютный фаворит всех времён! Феноменальная машина!»… «Настоящая легенда! Хотел бы я иметь хотя бы десятую часть его таланта. Сколько раз мы наблюдали, как он лихо перечёркивает шансы беглецов, стремительно «съедая» их преимущество»… «Один из моих любимых гонщиков всех времён! Тотальный силовой тягач! Было большим удовольствием наблюдать, как ты в одиночку на протяжении порой двух сотен километров тащил за собой группу. И как ты на велосипеде развивал скорость мотоцикла в «разделках»… «Абсолютный «зверь» во главе пелетона и настоящий профи»…  «Ты был феноменальным, невероятно преданным и энергичным гонщиком»… «Эстетически лучший гонщик современной эпохи»… «Невероятная махина! Впечатляло количество страданий, через которые ты мог пройти, чтобы сломать других велосипедистов»... «Вспомните рассказ Ван Гардерена о том, как они тренировались за электробайком на Рокакорбе, чтобы повторить эффект Кири, тянущего группу в подъём. Это говорит об уважении его силы и преданности команде»… «Эпоха побед Фрума – это Вася с расстёгнутой майкой и гримасой напряжения, выкручивающий на передовой десятки километров и съедающий отрывы с неотвратимостью ледокола. Он один мог разорвать группу на куски за счёт бешеного ритма, который неизвестно как сам выдерживал такое время»…  «Огромное спасибо за тяжелейшую работу, которую ты всегда выполнял с такой любовью и за то, что сделал нас самыми счастливыми фанатами»…

2

 

Это лишь немногие из тех сотен комментариев, появившихся в англоязычных социальных сетях под новостью о завершении карьеры белорусом. И в подавляющем большинстве из них присутствует фраза: «Кири, мы будем по тебе скучать». Причём в этом признаются, как болельщики, так и одноклубники, съевшие с Василием не один пуд соли. Британец Герант Томас, к примеру, написал:

«Я думал, что он никогда не уйдёт в отставку. Что всегда будет ездить перед пелетоном, разрывая его на куски. Он единственный такой и один из лучших товарищей по команде. Мы будем скучать. Спасибо за всё, приятель».

Кири – действительно уникальный гонщик! Уверена, если бы по итогам Гранд-туров, как в игровых видах спорта, составляли символические команды, его включили бы в оные на всех или почти всех 20-ти, в которых Василий участвовал. И это несмотря на то, что он не был генеральщиком. Да и возможность сразиться за отдельные этапы имел далеко не всегда. Но, как точно заметил один из фанатов, он был грегари-гигантом, о каком может только мечтать любая дружина и без которого соперники вздохнут спокойно, ведь его отсутствие облегчит им жизнь. Следует признать: все его коллеги по амплуа жертвуют собой ради интересов команды, но работать на своих лидеров с такой самоотдачей, как Василий, способны не многие. И, что особенно подкупало, он искренне радовался победам Криса Фрума, Геранта Томаса или ранее – Дэвида Арройо.  И подобную зрелость приобрёл отнюдь не вчера. Когда ещё в бытность его выступления за Caisse d'Epargne я как-то спросила, легко ли смириться с такой ролью, если на каком-то этапе чувствуешь, что сам готов горы свернуть, он мудро ответил: «Мне уже 29 полных лет. И доказывать никому ничего не нужно…  Но нужно уважать товарища по команде. Одно дело -- чувствовать себя хорошо в какой-то конкретный день и совсем другое -- терпеть на протяжении трёх недель, рисковать в финишных разборках, стараться нигде не потерять секунд. Это очень непросто. Как правило, хороший лидер, если переходит в другую команду, он и самых надёжных грегари с собой забирает. Да и кроме побед и поражений есть ещё чисто человеческие отношения. Для меня главное – в  любой ситуации оставаться человеком».

Чего стоила самому Кириенко подобная работа на передовой, мы можем только догадываться. В 2015-м на прямой линии с болельщиками, организованной Белорусской федерацией велоспорта, он вспоминал критический момент: «Это был первый мой год в команде Sky, гонка «Париж-Ницца», в Ницце финишировал этап. Наш Ричи Порт шёл лидером, а из помощников остались Давид Лопес, да и тот заголодал, и я. И до финиша ещё порядка 50 км. Перевалили горку, там преимущественно под спуск. Я откровенно блефовал, но шёл с мощностью, как в индивидуальной гонке. И это после 170 км… И когда оставалось километров 30, думал: ну ещё попробую отработать кусочек, чему там на тренировке учили. Тренеры по физподготовке были в шоке. И только за полтора километра до финиша из-под меня стали команды развозиться». И  так выложился он не однажды. Это была его обычная манера. Стоит ли удивляться, что мотор и начал барахлить.

А ведь, признаться, был момент, когда начало казаться, что он так и останется лишь гонщиком белорусского масштаба. Многие его ровесники перебрались в неплохие зарубежные клубы, а он продолжал лишь мечтать об этом. Но не зря говорят, что всё, что ни делается, к лучшему. Зато он созрел для больших гонок. И когда в конце 2006-го сам позвонил Олегу Тинькову, решившему создать свою профессиональную команду, ему дали шанс. И уже в 2008-м Василий в полный голос заявил о себе. Сначала на трековом мировом форуме в Манчестере, продемонстрировав завидную выдержку (из-за недовеса велосипеда он последним под смех зала выехал на стартовую позицию) и эталон тактической борьбы, завоевал радужную майку чемпиона, попутно напомнив, кто смеётся последним. Затем на дебютной для себя «Джиро», на которую ехал с желанием непременно доказать, что способен побеждать в серьёзной компании, два тяжелейших этапа в Альпах завершил вторым, а третий опять же из отрыва выиграл, и занял второе место в итоговом горном зачёте.

4

 

Был близок к тому, чтобы открыть счёт викториям и на испанской «Вуэльте», но его попутчик по отрыву Дэвид Орройо, за 50 км ни разу не вышедший на смену, не постеснялся «вырезать финиш». В отличие от многих болельщиков и нас, журналистов, Василий не только не осудил тогда неблагодарного соперника, а попытался его оправдать, чем опять же снискал уважение. Наконец, и на Олимпиаде в Пекине, пусть и не пробился на пьедестал, но показал достойный -- пятый результат. А  если бы его там не задавили ответственностью, на каждом шагу напоминая, что ждут только победы, наверняка им бы не ограничился.

После столь удачного сезона Кириенко перешёл в испанскую Caisse d'Epargne. И в её составе в 2010-м вписал очередную строку в летопись белорусского велоспорта, завершив вторым один из этапов на самой престижной супермногодневке — «Тур де Франс», в финишной дуэли лишь полколеса уступив своему португальскому попутчику по отрыву Сержио Паулиньо. Да и на «Джиро» внёс весомую лепту в итоговый серебряный успех своего бывшего обидчика, а теперь капитана Давида Арройо.

В 2011-м одержал ещё одну эпическую победу на «Джиро», оставив за собой королевский этап и став лучшим покорителем легендарного перевала Колле делла Финестре. Он уехал в одиночный отрыв ещё за 40 км до финиша и привёз ближайшим преследователям почти пять (!) минут преимущества, чем прежде никто похвастаться не мог. И посвятил успех своему погибшему накануне одноклубнику Ксавьеру Тондо. В той «Джиро», кстати, в связи с отсутствием в Movistar яркого лидера, Василий попробовал себя в роли генеральщика. К сожалению, он пережил кризис на 15-м этапе, почти 40 километров на котором ехал «глаза в асфальт», где многое и потерял. И в дальнейшем на вопрос о том, не хотелось бы ему самому быть капитаном, отвечал, что тяжеловат для этой роли. Горы, где всё, как правило, решается,  действительно любят маленьких и сухих.

И в составе Sky, которую представлял с 2013 года, Кириенко пережил немало ярких моментов. В первый же сезон он напомнил о себе на «Вуэльте», триумфально выиграв этап на знаменитой Пенья Кабарге, которую многие горняки побаивались. В тот день, не желая никого катать на колесе и искушать судьбу, он солировал на протяжении 45 км. И посвятил тот успех накануне ушедшему в мир иной  директору своей первой зарубежной команды «Грасси» Даниэле Тортоли, которого считал специалистом от Бога и который в немалой степени также помог ему состояться в качестве профессиола. И на шоссейном чемпионате мира Кири, годом ранее впервые поднявшийся на пьедестал в индивидуальной «разделке», был близок к тому, чтобы закрепиться в  тройке, но, увы, был выбит из неё Брэдли Уиггинзом. Правда, «бронзу» Василий всё равно получил – в клубной «разделке»,  в которой, разумеется, был главным тягачом.

Но самым, наверное, звёздным для Василия выдался 2015-й. Из пяти индивидуальных «разделок» на крупнейших стартах он оставил за собой четыре! Для начала он первым из белорусов выиграл этот вид на супермногодневке – на весенней «Джиро». Затем не оставил соперникам шансов на I  Европейских играх в Баку.  И наконец-то восстановил высшую справедливость, в нужное время и в нужный час доказав, что является самым мощным мотором в пелетоне -- завоевал радужную майку на шоссейном чемпионате мира! Почти сразу после этого подтвердил реноме сильнейшего и на стоящей особняком французской гонке для специалистов индивидуального хода Chrono des Nations. И лишь на «Вуэльте» из-за резко изменившейся погоды стал четвёртым.

5

 

В 2016-м на планетарном форуме Кириенко дополнил комплект недостающим «серебром», а затем на Crono des Nations, одержал победу, превзойдя при этом рекорд трассы Сильвана Шаванеля трёхлетней давности…

И напоследок хочется ещё раз вспомнить II Европейские игры. На них Василий стал главным героем обеих гонок, хотя в групповой и финишировал 15-м. Он отлично себя чувствовал в ней и реально мог пробиться в тройку. Но максималист по натуре, Кири рассудил, что у Александра Рябушенко куда больше шансов в заключительном спурте сразиться за победу, и, не раздумывая, пожертвовал своими собственными интересами -- стал работать на него. Да так, что попутчики с трудом удерживались на колесе…  И ведь он понимал, что может не успеть восстановиться к индивидуальной «разделке», а другой возможности показать себя перед родными болельщиками на таком уровне наверняка не будет. Но в этом он весь.

А ещё он патриот не на словах, а на деле. На протяжении последних десяти лет Василий  большую часть времени проводил в Европе, имел возможность забрать туда семью и остаться в той же Испании по завершении карьеры. Но Кири даже мысли такой не допускал, считая, что его родина – Беларусь, и что здесь куда больше возможности и для развития и учёбы детей, и для собственной самореализации. Поскольку завершать карьеру он пока не собирался, чем будет заниматься, пока не решил. Но очень хочется верить, что богатейшие знания и опыт, приобретённые Василием в профессиональном велоспорте, дома  окажутся востребованными, что Белорусская федерация поможет ему найти себя и реализоваться в новой роли.

Фото: teamineos.com

 

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Специалистам

Даше Шепетовской нужна ваша помощь

«Нафтан» в сезоне-2020 лишат 15 очков, «Химик» — 9, «Лиду», «Неман-Агро» и «Оршу» — 3