Когда в 2004-м на молодёжном чемпионате Европы он замкнул шестёрку сильнейших в индивидуальной «разделке», стало понятно, что у нас появился ещё один талантливый гонщик. Через год на аналогичном континентальном форуме в этой же возрастной категории Андрей КУНИЦКИЙ уже вплотную подобрался к пьедесталу. Вроде и на дебютном для себя взрослом планетарном чемпионате в 2007-м не затерялся, показав 17-е время. Казалось, года через три-четыре, когда освоится в элите и наберётся силы, наверняка заставит и законодателей моды в этом виде считаться с собой. Однако в 2010-м результаты гонщика Quick Step пошли на убыль, а вскоре, так и не раскрыв свой потенциал, он завершил профессиональную карьеру. О том, что всё-таки вынудило его сделать это и в каком качестве вернулся в протуровский дивизион, наш сегодняшний разговор с Андреем. И прежде мы предложили вспомнить основные этапы его спортивного прошлого.
Причину так и не нашёл
-- Стартовой площадкой для вас стал любительский «Палаццаго»? -- Наверное, всё-таки национальная команда, в которой был обеспечен и сборами и каким-то календарём. Поэтому к идее попробовать себя в этом итальянском клубе поначалу не очень серьёзно отнёсся. Не думал, что благодаря этому карьера резко пойдёт вверх. Будучи с Броней Самойловым ответственными парнями, мы тренировались добросовестно, и результаты не заставили себя ждать. Нас заметили тренеры профессиональных команд. -- Но из «Палаццаго», условия в котором показались слишком жёсткими, вы спасались бегством. Как сегодня вспоминается тот период? -- Я никогда не жалел о том поступке. В ходе нынешней «Джиро д’Италия» мы проезжали мимо его базы. И когда я рассказал тренеру и врачу Bora-Hansgrohe, какие объёмы мы выполняли в этой команде и как скудно после них питались, они не могли поверить, что такое возможно, ведь потраченные калории и энергию нужно восполнять. Через пару лет, уже гоняясь в составе профессиональной Acqua & Sapone, мы встречались с Оливано Локателли. Однажды услышали, как он устраивал разнос своим воспитанникам, неудачно выступившим на молодёжной гонке, проводившейся по соседству с нами. Подошли. Он, на удивление, обрадовался и, представляя ребятам, очень лестно охарактеризовал нас. Будто и не было нашего побега, в своё время вызвавшего бурю гнева. Думаю, Оливано и сам понимает, что его спартанская система не всем подходит. Но она приносит результат, поэтому он и не отказывается от неё. -- Три года выступления в составе Acqua & Sapone — это время открытий? -- Да, ведь мы только перешли из дилетантов в профессионалы. В высшем дивизионе для нас всё было новое. Те же гонки заметно отличались: и длиною, и более высокими скоростями. И питаются элитные спортсмены, как оказалось, иначе. Следует признать, что можно и нужно есть перед стартами, Локателли нас правильно научил. И это пригодилось. Как и те основы, которые в сборной постигли: к примеру, что перед короткими дистанциями, теми же «разделками» нельзя наедаться, иначе не сможешь как следует «упереться». А каким продуктам лучше отдавать предпочтение после гонок, чтобы не потерять мышечную массу и восполнить энергию, узнавали от нашего капитана Стефано Гарцелли. В Италии в основном ели макароны, рис, прошутто, любого типа сыры, овощи. То есть велосипедисты всегда сидят на диете и только после Гранд-Тура или в конце сезона могут расслабиться. В моей нынешней команде Bora-Hansgrohe также много внимания уделяется здоровому питанию. Во время многодневок наши спортсмены в ресторан не ходят, а едят в своей кухне на колёсах, оборудованной в грузовике, где готовит итальянский шеф-повар. -- Андрей, а каким результатом, показанным в составе Acqua & Sapone, вы особенно гордитесь? -- Прежде всего двумя победами на чемпионате страны в индивидуальной гонке — в 2007 — 2008 годах. Тогда в них участвовали все сильнейшие. И я в обоих случаях обыграл и Василия Кириенко, и Бронислава Самойлова. Кроме того, в 2008-м мне удалось выиграть первый этап на испанской многодневке Vuelta a Burgos, после чего четыре дня ехал в майке лидера. Он проводился на пересечённом рельефе. Я отобрался в довольно массовый отрыв, в котором позже атаковал своих попутчиков и ближайшего из них в итоге опередил на 18 секунд. -- За полтора года в составе Quick Step затем ярко проявить себя не удалось? -- Сначала мы перешли в Amica Chips — Knauf, которой прочили большое будущее, а она буквально через полгода закрылась. После этого менеджер нашёл вариант с Quick Step. Ещё в конце предыдущего сезона на чемпионате мира в итальянском Варезе в индивидуальной «разделке» у меня появились непонятные симптомы: сильный писк в ушах. Но я не придал этому значения. А в 2009-м на пятидневках они стали повторяться. После очередной гонки сказал о своём неважном самочувствии врачу команды. Мне назначали обследование, которое никаких отклонений не выявило. За полтора года поисков я так и не нашёл причину проблемы. И поскольку лучше тоже не становилось, пришлось завершить карьеру. В обычной жизни те симптомы не возвращались.Из гонщиков — в механики
-- Но из велоспорта совсем не ушли? -- Какое-то время я не знал, чем заняться. И так получилось, что на горизонте появилась команда ССС. Правда, поначалу я пытался помочь Броне, у которого закончился контракт с Movistar. Накануне увидев на польской гонке грузовики, автобусы, оборудование тамошней ССС, решил, что это неплохой вариант для друга. Связался с её спортивным директором Петром Вадецким. Он и Броней заинтересовался, и спросил, нет ли у меня знакомых массажистов или механиков. Хотя по завершении карьеры прошёл курсы, предложить себя в качестве массажиста не рискнул. А конструкцию велосипеда знал отлично, мы ведь частенько его сами готовили, чистили, мыли, тросики меняли. Поэтому решил попробовать себя в роли механика. Съездил на просмотр, и меня взяли. Так мы с Самойловым, с которым в пелетоне нас братьями звали, вновь оказались в одной команде. -- А почему затем в Bora-Hansgrohe перешли? -- Просто хочется расти, узнавать что-то новое. Там лучшие условия, теперь это команда Мирового тура. А это совсем другие гонки, позволяющие ощущать себя частью большого велоспорта. И зарплата повыше. -- А сколько механиков в команде? -- Десять. Кроме того, чтобы на многодневках работало по три специалиста, могут кого-то разово подключать со стороны. Основной механик просматривает велосипеды всех восьми или на Гранд-Турах -- девяти гонщиков. И не важно, кому они принадлежат — лидеру или грегари, ведь последние помогают капитану показать максимальный результат. -- А сколько велосипедов готовится для одного спортсмена на супермногодневке? -- Три, а то и четыре: на одном он стартует, ещё два едут на «техничках», если речь идёт о «разделке», то два. Перед этапом мы основательно просматриваем основные велосипеды, а запасные, если их не нужно мыть, могут и дня три на крыше простоять. -- Приходилось ли сталкиваться со случаями вредительства инвентаря, когда втихаря кто-то что-то, скажем, откручивал? -- Во избежание подобных проблем, приехав к месту старта, мы сразу огораживаем гоночные велосипеды, чтобы к ним никто не дотянулся. С приходом в команду Питера Сагана, который является фаворитом на многих гонках, этому вообще уделяется самое пристальное внимание: мало ли кому что в голову взбредёт. И, естественно, даже, с кем-то разговаривая, не спускаем глаз с инвентаря, потому что его могут и украсть, особенно после финиша, когда люди расслабляются. -- Иногда и фургоны вскрывают… -- К сожалению, и такое случается. Поэтому мы свой грузовик всегда подпираем легковым автомобилем, чтобы его невозможно было открыть. Кроме того, чтобы болельщики, частенько норовящие потрогать велосипеды, стоящие на крыше «технички», не спустили воздух в колёсах, стараемся прятать ниппеля вверху между тормозами и вилкой. Иначе может оказаться, что поменяли спортсмену велосипед, а колёса пустые. -- Звёзды нередко довольно капризны. Можете сказать это о Сагане? -- Вообще, Питер пришёл в Bora со своей командой, включающей тренера, механика и нескольких массажистов, поэтому мы с ним пересекались только на декабрьском сборе в Испании. Но, по отзывам коллег, это обычный спортсмен, только очень талантливый, умеющий побеждать.«Тур» из окна грузовика
-- В прошлом году вы работали на «Тур де Франс». Каким увидели его из «технички»? -- На велосипеде мне не довелось в нём поучаствовать. А в роли механика он получился очень стрессовым. Ведь нужно предусмотреть каждую мелочь -- вплоть до накручивания обмотки и спонсорских наклеек на раме. Это, бесспорно, самая популярная гонка. Такого количества ваших коллег и телевизионщиков ни на одной другой гонке я не видел. Вообще, я только первый этап проехал в «техничке». У меня как раз был день рождения, все поздравляли. Наш спортсмен в тот день добыл майку лучшего горного гонщика. И вечером мы должны были подготовить ему велосипед, соответствующий по цвету. Обмотку для этого спонсоры выдают заранее. А остальные этапы я проехал в грузовике, который перегонял от гостиницы к гостинице. Там подключал его к электричеству, к воде, готовил рабочие места для своих коллег. После гонок обязан был также помыть все велосипеды. Просматривали же их другие механики, они же при надобности меняли цепи, колодки, обмотку и т.д. Плюс, у нас в команде на равнине и в горах используются разные рамы. Их также нужно было готовить, перекручивать номера и транспондеры. То есть работы всегда хватает. Как правило, мы заканчивали её буквально за полчаса до ужина и за час-полтора до сна. Утром вновь подъём раньше всех — для подкачки колёс, а это порядка 60 пар. На гонке у нас всегда создаётся группа в WhatsApp, где каждый спортсмен после финиша пишет, на чём хочет ехать следующий этап — на каких раме, колёсах. Прибыв в гостиницу, мы уже имеем всю информацию и быстро всё готовим. -- Что на «Туре» особенно удивило? -- Наверное, болельщики, которые собирались в горах уже за четыре часа до старта. Когда мы утром ехали на грузовиках, они также нас бурно приветствовали. Плюс меры безопасности в Париже впечатлили. На Елисейских Полях, где финишировал последний этап, даже снайперов на крышах домов видели. И въезд на них был заблокирован грузовиками, чтобы никто не врезался в толпу людей, как накануне в Ницце. -- Нынешняя «Джиро» для вас началась с победы Лукаша Постбелгера. Механиков он не забыл поблагодарить? -- Нет, конечно! Профессионалы понимают, что мы одна команда и это общий успех, в который каждый вносит свою лепту. На неисправном велосипеде или в случае прокола на финальной части дистанции он не смог бы выиграть. У нас их в Италии почти не было. Потому что всегда внимательно просматривали все колёса. В один из дней отдыха я сменил сразу 14 трубок -- в связи с небольшими надрезами. Мы прекрасно понимаем, что такая мелочь может стоить победы. И поэтому всё должно быть идеально. -- Что на «Джиро» входило в ваши обязанности? -- Все этапы, проводившиеся на островах Сардиния и Сицилия, я также проехал на грузовике, а затем пересел в «техничку». В последней порой даже спокойнее бывает — если никаких проблем не возникает. А на равнине иногда можно и заскучать, если ты, конечно, не в первой машине за пелетоном едешь, где всегда должен быть наготове. Во второй же «техничке», если не сопровождаешь отрыв, на простом рельефе иногда и поспать удаётся. В горах, где группа разрывается, это исключено: там то колесо поменять нужно, то воду подать, подтолкнуть кого… На «Джиро» в гостиницах также собирал велосипеды, когда приходили новые рамы — более лёгкие. То есть в ходе Гранд-Туров и новые технологии обкатываются. Поэтому на отдых или просмотр самой гонки по телевизору времени практически не оставалось. -- В 2007-м на «Джиро» вы показали 15-й результат в «разделке»… -- Мог и получше выступить… Но, как и на чемпионате мира в Штутгарте, немного не повезло. Как и там, я стартовал под дождём. А лидеры, из которых несколько человек меня обыграли, ехали по сухому шоссе. Однако виноват в этом сам: занимай я высокое место в генеральной классификации — попал бы в группу с лучшими. -- Можете сравнить ту и нынешнюю «Джиро»? -- За десять лет многое изменилось. Команды стали более профессиональными, на мой взгляд, даже слишком. Всё активнее внедряются современные технологии. Всё настолько подготовлено и, увы, нередко более предсказуемо. Даже в еде мы предпочитали пасту, а сейчас гонщики на рис налегают. -- Грядущий «Тур» в ваши планы не входит? -- Нет. Мы ещё в начале сезона получили каждый свой календарь. В начале июля я поеду в Бельгию на гонку с молодёжной командой нашего менеджера, затем на «Тур Польши», и осенью состоится несколько итальянских классик, последней из которых для меня станет «Тур Ломбардии». [caption id="attachment_85735" align="aligncenter" width="864"]
27.06.2017