В своё время он стал белорусским первооткрывателем китайских команд.
Затем два года выступал за велоклуб «Минск», в который долго мечтал попасть. А в минувшем сезоне Алексей ШНЫРКО вновь подался в Поднебесную, где не раз напоминал о себе в составе континентальной Li Ning Star. Как выяснилось, оказался там спортсмен отнюдь не случайно:
— Я выступал за эту команду в 2019-м, только тогда она называлась иначе — Ningxia Sports Lottery. У неё были те же спонсор и тренер. Просто тогда она закрылась, потом пандемию коронавируса объявили. Li Ning Star же появилась в 2022-м, но состояла поначалу только из китайских гонщиков. Когда жеразрешили пригласить иностранцев, менеджер Же Сун, которого европейцы зовут Алексом, сразу мне позвонил. Я познакомился с ним ещё в 2017-м и постоянно поддерживал связь. Он, кстати, и «Минску» неоднократно помогал и с экипировкой, и с выездами на соревнования. Алекс очень переживает за велоспорт, за спортсменов и много делает для них. Поэтому я согласился, не раздумывая.
— Команда сформирована преимущественно из китайцев, легко ли находили с ними общий язык?
— Как Алекс сообщил, изначально он хотел пригласить только двух иностранцев — меня и британца Якоба Хеннесси, который, к сожалению, подхватил мононуклеоз и ещё весной вернулся домой. Вместо него подписали венесуэльца Рониэла Кампоса, которого хорошо знали. Когда попросили меня найти ещё одного белоруса, я предложил Василия Белявского. И летом взяли грека Периклиса Илиаса. Остальные десять парней — это местные гонщики. С менеджером мы общаемся только на английском. Наши лидеры-китайцы, массажисты, механики тоже в большей или меньшей степени владеют им, так что можно хотя бы минимально общаться. Венесуэлец знал только испанский. Благодаря тому, что, гоняясь на Апеннинах, немного подучил итальянский, я более-менее понимал его и пытался как-то донести информацию. Так что особых проблем ни с кем не было.
— С некоторых пор помогать Алексу стал и Сергей Попок?
— Да, что ещё больше облегчило коммуникацию. Должен сказать, что именно благодаря ему я до сих пор на плаву. Сергей очень много сделал для меня.
— В Китае зарегистрировано аж 15 континентальных команд…
— Но наша — самая сильная. По ходу сезона мы одержали девять побед и выполнили главную задачу — возглавили рейтинг национальной Про-Лиги, по итогам которой будут определяться участники категорийных международных гонок в 2024 году. Она состояла из девяти этапов, разбитых на весь сезон. В составе разных команд в них участвовало немало опытных иностранцев, разобраться с которыми было непросто.
— И вы стали одним из главных героев нынешней Про-Лиги?
— Да, я старался, и что-то даже получалось. Итоговый общий зачёт выиграл другой наш гонщик — чемпион Китая двух последних лет Йики Ню. Он оставил за собой три этапа. А мне удалось стать лучшим на четырёх, однажды заехать вторым и завоевать зелёную спринтерскую майку.
— Какая из этих викторий особенно запомнилась?
— Последняя. Маршрут той гонки пролегал в 30 километрах от границы с Вьетнамом. И рельеф на нём был только вверх-вниз, равнина отсутствовала вообще. Изначально планировали ещё и 220 км предложить, правда, в итоге сократили до 168. Поскольку Йики Ню шёл лидером, а ближайшие преследователи уступали всего 17 и 24 секунды, мы сразу взялись контролировать ситуацию в пелотоне. И всё неплохо складывалось, пока наш капитан не упал на повороте. Соперники сразу же завелись. Уехал большой отрыв с участием занимавших 2 — 7-е места в генеральной классификации, в который из нашей команды отобрался только я. Вася с ребятами, естественно, пытались догонять, но ничего у них не получалось. И через три круга менеджер сказал мне спускаться к ним и помогать в преследовании. К тому моменту с Ню остались уже только Вася Белявский и Рэниел Кампос. Отработав «на все деньги», мы каким-то чудом нейтрализовали те 36 секунд. До финиша оставалось два круга, на последнем из которых на горе парень, шедший вторым в «генерале», вдруг оторвался секунд на 20. Мы немного даже растерялись. И я, сам не знаю, как, закрыл тот просвет. На вершине подъёма выдохнул с облегчением, понимая, что сохраним майку лидера и мою спринтерскую. Отдохнув на спуске, вспомнил, что менеджер обещал «убить», если не выиграю, и решил попробовать за спринт побороться. Попросил Ню развезти меня, и победил. Потом весь вечер подтрунивал над Алексом: мол, я ж думал, ты на самом деле убьёшь…
Первая победа на 3-м этапе, кстати, тоже была с косяком. Мы ехали 212 км по равнине в 40-градусную жару, спокойно, без рывков. И вдруг где-то за 15 км до финиша один колумбиец в группе падает и провоцирует завал. Влетевший в меня парнишка сломал мою раму и вырвал заднее колесо. Я, конечно, расстроился. Но, пересев на запасной велосипед, решил попробовать «финишнуть». И, благодаря Ню, который развёз, смог выиграть.
— А какие из этапов Про-Лиги получились самыми тяжёлыми?
— Первые два, когда мы с Васей были ещё пухленькими, сырыми, а ехать пришлось в горах, в обоих случаях по 200 км, да ещё в дождь. Для нас они получились на выживание. Вася вообще первый не доехал, а я, по-моему, на 36 минут отстал от лидера. Потом постепенно вкатились, и уже всё нормально стало.
— Много ли зрителей собирают ваши гонки?
— Очень. В Китае, независимо от уровня, статуса соревнований, болельщиков всегда много. В деревнях или городах, через которые они проходят, устраивают концерты, всякие зоны активности. Спустившись с подиума, ты час раздаёшь автографы, фотографируешься с ними, с их детками на руках. И вдоль дороги немало людей стоит, поддерживая спортсменов.
— А где базируется ваша команда?
— В Пекине. Клуб снимает большую квартиру, в которой живут все иностранцы, массажист и механик. Мы и тренировались обычно вчетвером, если не было индивидуальных заданий. Китайцы жили все по домам. Большинство наших ребят входят в их национальную сборную и постоянно находятся на сборах.
— А насколько команда технически обеспечена?
— На топ-уровне. Мы ездим на китайских велосипедах Bross, которыми я очень доволен. Эта компания — второй наш спонсор, а основной —местный крупнейший производитель спортивной одежды Li Ning.
— Вы проехали и несколько категорийных многодневок, на этапе одной из которых серии 2.Pro— «Туре озера Цинхай» были 12-м. Как он вспоминается?
— Как кошмарный сон. Я боялся ехать эту гонку, потому что все её этапы проводятся на высоте больше 2600 м над уровнем моря. А на одном мы вовсе поднимались на 4200. Там дышать невозможно, особенно спортсменам, которые, как я, покрупнее. Один из этапов весь проводился на высоте 3200 м в жуткий ливень и холод. Каким-то чудом я заехал 12-м. Вообще для нас эта гонка не сложилась. Состав участников был очень сильный. Приехали известные европейские команды, до уровня которых мы пока не дотягивали. Это был наш дебют на таком уровне —ещё не хватало скатанности. Да и горняков в составе было только два, которым остальные спринтеры на таком рельефе мало чем могли помочь. А равнинный этап запланировали лишь один. Для меня те восемь дней превратились в хождение по мукам. За неделю многократно хотел завершить карьеру. После финиша, правда, настроение менялось. Но больше, признаться, не хочу ехать эту гонку.
И «Тур Лангкави» в Малайзии, особенно пятый этап, вспоминаю с содроганием. На него приехали многие команды Мирового Тура. А мы всем составомпереболели коронавирусом, состояние было неважное, а пришлось в 35-градусную жару при высокой влажности штурмовать 20-километровый вулкан. Только его я преодолевал часа два. И «Тур Хайнаня», на который даже легендарный Крис Фрум приезжал, очень тяжёлым был. На всех многодневках категории 2.Pro, за исключением «Тура Лангкави», мы работали на кого-то из местных гонщиков. Если он заезжал первым среди китайцев, это было очень престижно для команды, и призовые тогда давались хорошие. На «Туре озера Тэйху» один наш паренёк дважды оказывался лучшим среди азиатов и завершил его в майке лучшего местного гонщика, чем очень порадовал спонсоров.
— В целом довольны сезоном?
— Однозначно. Признаться, не ожидал, что смогу так здорово его провести. Думаю, немалую роль сыграл тот факт, что команда много делает для нас. Находиться в ней — большое удовольствие. Все радуются твоим успехам. И, если что-то не получилось, не ругают, а, напротив, стараются поддержать. Огромная заслуга в этом Алекса, для которого на первом месте стоят чисто человеческие качества гонщика, а затем уже — его умение быстро ездить на велосипеде и побеждать. Исходя из этого, он и подбирает состав.
— На следующий сезон вы остаётесь в Li Ning Star?
— Да, и я, и Василий. Меня всё здесь устраивает. Мне здесь рады, а это очень важно. Как говорят, от добра добра не ищут.