Американский склон на олимпийской базе в Дир-Велли белорусские лыжные акробаты вправе считать счастливым. Какого бы уровня турниры на нём ни проводились, кто-то из соотечественников непременно поднимался на подиум.
Не стал исключением и очередной этап Кубка мира, прошедший в минувшую пятницу. Его главной героиней стала Александра Романовская, оказавшаяся на голову выше соперниц.
Вместе с тем больше никто из земляков в суперфинал не пробился. А некоторые из наших медальных надежд вовсе не выступали. Желая узнать почему, мы связались с главным тренером сборной Николаем КОЗЕКО, которого прежде попросили поделиться общим впечатлением об этапе.
-- Он прошёл в хороших погодных условиях, что для нас очень важно. И вызвал большой зрительский интерес – собрал порядка 7,5 тысячи болельщиков. Сами соревнования получились радостными, я бы даже сказал солнечными. И атмосфера вокруг них царила такая же. Кто бы ни увидел нашу команду, когда прилетели в Солт-Лейк-Сити, все спрашивали: вы на этап Кубка мира? То есть местные жители были в курсе, что он состоится.
Что касается чисто спортивного результата, то наши ребята выступили в свою силу. Единственное, Аню Гуськову, с моей точки зрения, судьи сильно прихватили. Они не пустили её в финал, где Аня, уже восстановившая тройные сальто, наверняка поднялась бы выше. Она неплохо смотрелась на предшествующих тренировках. Парни же ни шатко ни валко отсоревновались. На попадание в суперфинал были шансы у Стаса Гладченко, но он не выступал, поскольку ещё на сборе в финской Руке упал, повредив ребро. Но сразу, к сожалению, точный диагноз не поставили. Думали, какую-то мышцу заклинило и можно обойтись мануальной терапией. Однако, судя по всему, там трещина или даже перелом. Поэтому Стас и не смог нормально тренироваться. По возвращении домой он пройдёт углубленное обследование с тем, чтобы выявить истинную проблему и пройти лечение.
-- Аня Гуськова приземлилась хорошо, но дала повод арбитрам прицепиться к качеству фигуры в воздухе?
-- Да. Второе сальто выполнила не очень чисто, но столь больших сбавок в оценках не заслужила. По уровню прыжков, показанных другими спортсменками, она была достаточно конкурентоспособна и, по общему мнению тренеров и фристайлистов, железно попадала в финал. Однако судьи с ней почему-то слишком жёстко обошлись.
-- А почему другая наша олимпийская чемпионка – Алла Цупер, тоже находившаяся в Дир-Велли, — не выступала?
-- Она тоже, к сожалению, упав на последней перед этапом тренировке, повредила ребро, которое пока болит: ей тяжело поглубже вздохнуть. Поэтому, как и Стас, Алла сразу летит домой, где оба будут долечиваться. Там многие падали. Та же россиянка Любовь Никитина прилично приложилась: видели, наверное, выступала с поцарапанным лицом.
-- В число неудачниц в квалификации попала и американская чемпионка мира Эшли Кэлдвелл…
-- Она не в лучшей форме сейчас находится, поскольку совсем недавно возобновила тренировки, хотя ещё хромает и всё у неё болит. Из-за этого и морально подавлена, что совсем на Эшли, обычно весёлую и в любой ситуации не терявшую оптимизма, не похоже. Мне кажется, она никак не может отойти от Олимпиады в Пьенчане, где не пробилась в финальную стадию. Ситуацию усугубляет, как мне кажется, тренерская чехарда в сборной. Хотя я долго с ней не разговаривал. Да Эшли особо и не делится наболевшим. Старается держаться бодрячком. Но, судя по тому, как прыгает, у меня сложилось такое впечатление.
-- Саша Романовская за день до старта тоже вроде паниковала?
-- Для Саши это обычная ситуация. Ей хочется, чтобы всё и сразу получалось. А, когда мы опробовали склон в Дир-Велли, он оказался намного круче, чем на тренировочной олимпийской базе. Приземляться на таком намного сложнее. Поэтому Саша и растерялась. Хотя в целом прыжки неплохие показывала, только завершить их удачно не могла. Да и погода во время обеих официальных тренировок была неважная. В первый день снег валил, во второй — ветер сильно мешал. А за день до этих тренировок вообще такой буран прошёл, что метровые снежные шапки на машинах образовались. К соревнованиям же стало тихо и спокойно. И приземление сразу наладилось.
-- Саша вроде и тройное сальто с тремя пируэтами уже на снег перенесла. Не стала заявлять его ввиду отсутствия надобности?
-- Да. Тем более оно ещё сырое для соревнований. Решайся что-то серьёзное, можно было бы рискнуть. А так не видели смысла вставлять новинку в программу, которая и так намного сложнее, чем у остальных участниц суперфинала. И исполнила Саша тройное сальто с двумя винтами уверенно. Небольшую помарочку на приземлении, правда, допустила: всё-таки склон, как уже говорил, в верхней части был крутоват.
Составить конкуренцию Саше могла только австралийка Лора Пил. Но она, к сожалению, ошиблась в первом финале и в шестёрку не попала. Это просто неудачное стечение обстоятельств. Потому что готова спортсменка хорошо: накануне тройные сальто здорово прыгала. Просто основные «разборки» на этом кубковом этапе, так случилось, произошли в квалификации и в первом финале. А в шестёрке для Саши всё оказалось уже легко и просто. Хотя стоять, конечно, всё равно нужно было.
-- Максим Густик оказался одним из немногих, кто в квалификации заявил «три с тремя». Не захотел рисковать?
-- Перед ним поставлена конкретная задача: набрать на этом прыжке 116 баллов. Потому что сейчас без соответствующего качества нечего даже пытаться переходить на большую сложность. Это же касается и Павла Дика, Дмитрия Мазуркевича, которые также пока работают над обоими вариантами «трёх с тремя». Они должны получать за прыжок хотя бы 9,2 — 9,3 балла. Только в этом случае смогут набрать за тройное сальто с четырьмя винтами 120 баллов – минимум, необходимый для борьбы за призовые места на кубковых этапах. Для всех троих это реально достижимый результат, но его надо показывать не только на тренировках, но и в соревнованиях.
-- Густик привалился спиной в первом финале из-за перебора скорости?
-- Нет, он немного ошибся при отталкивании с трамплина. Скорость была в пределах допустимой при его росте и комплекции – 67 км/ч. Некоторые соперники даже повыше прыгают. Просто нужно технически правильно отойти с трамплина, и тогда не возникнет проблем в воздухе и на приземлении. Дик с Мазуркевичем на тренировках тоже уже начали радовать. У Паши вообще классные попытки были, а в соревнованиях немного перестарался. Они попробовали и тройные сальто с четырьмя пируэтами, но пока не выйдут на 116 баллов за «три с тремя», усложняться не будем.
-- В составе канадской сборной дебютировал Миха Фонтейн…
-- Это сын известного в недавнем прошлом лыжного акробата Николя Фонтейна, который также присутствовал на этапе. Михе ещё только 15, а он уже остановился в шаге от финальной стадии. Очень перспективный и талантливый парень. Как Ной Рот унаследовал от отца Мишеля Рота хорошие гены, так и Миха. И в американской сборной появилось несколько молодых амбициозных парней и девчат. Сейчас с ними работают олимпийский чемпион Эрик Бергуст и призёр Олимпийских игр Владимир Лебедев. Первый уже имеет и хороший опыт тренерской работы, второй только пробует себя в этой роли. Но желания им не занимать, как и знаний, амбиций. Условия для подготовки великолепные. И детей в спортивной школе много, сразу целая группа из которых уже в ближайшее время может о себе всерьёз заявить.
-- Бал же на американском склоне правили российские братья Буровы.
-- Максим действительно невероятно силён и очень стабилен. И старший Илья заметно подтянулся. Оба хорошо в Дир-Велли прыгали. У россиян ещё Павел Кротов способен бороться за пьедестал. И швейцарцы Ной Рот, Пирмин Вернер хотя ещё совсем молодые, но смелые и дерзкие. Вместе с тем со всеми можно конкурировать при условии соответствующего качества прыжков.
-- В суперфинале сразу два спортсмена замахнулись на тройные сальто с пятью винтами!
-- И это не выглядело какой-то авантюрой, оба здорово их исполнили. Максим Буров вообще рекордную сумму набрал – 139 баллов! Условия тому благоволили. И оценили их хорошо. И было видно, что оба заряжены показать классный результат.
-- Из Солт-Лейк-Сити вы сразу летите в Москву?
-- Да, возвращаться домой не имеет смысла, ведь уже в субботу в российской столице состоится очередной этап Кубка мира. А вот за наш такой же старт, намеченный на 22 февраля, признаться, тревожно. Ребята прислали фотку из Раубичей: ситуация там сложная.