Татьяна Дроздовская: такой кемп дорогого стоит - Спортивная панорама

Татьяна Дроздовская: такой кемп дорогого стоит

Белорусские яхтсмены на данный момент располагают двумя лицензиями на Олимпийские игры в Токио. Первую из них в июле прошлого года завоевала  многолетний лидер сборной в классе «Лазер-Радиал», чемпионка мира и Европы, участница пяти Олимпийских регат Татьяна ДРОЗДОВСКАЯ.

В субботу она улетает в австралийский Мельбурн на очередной планетарный форум, который рассматривает как этап подготовки к Играм-2020. Накануне нам удалось пообщаться со спортсменкой и узнать, где и как она подводилась к нему.

-- В январе мы провели два небольших, но плодотворных сбора в португальской Виламуре. Оба они были совместными с датской командой, включая одного из нынешних лидеров мирового флота Анну-Мари Риндом. Она пять раз поднималась на пьедестал чемпионатов мира, причём дважды выигрывала их, на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро стала бронзовым призёром. Целый месяц отработать в спарринге со столь сильной яхтсменкой – большая удача. С нами готовились ещё две её подруги по сборной. А периодически присоединялись также британки и нидерландки. Так что мы и тренировочные гонки устраивали.

2

С Анной-Мари у нас всегда были прекрасные отношения. Она давно предлагала  вместе потренироваться. Звала, в частности, в австралийский Перт, где они всю осень готовились. Но австралийцы слишком поздно поняли, что для получения визы мне нужно приглашение. Да и у нас, пока все инстанции пройдёшь, времени уходит немало. Поэтому мы просто не успели к ним присоединиться. И в Европе они не раз предлагали состыковаться, но нам то дней, разрешённых для пребывания в Шенгенской зоне, не хватало, то ещё что-то мешало. Нынче же мы запланировали в январе два девятидневных кемпа именно с ними. В ближайшие месяцы, правда, мы больше не сможем выехать на сбор в Европу, а только на соревнования. Почему? Дело в том, что регаты у нас длятся пять — семь дней. И добираемся мы на них обычно на машине, причём едем с прицепом с яхтой. Из-за этого дорога туда и обратно на каждую из них занимает от четырёх до восьми дней, если речь идёт об Испании или Португалии. Регаты стараемся не пропускать, ведь без них теряются наработанные навыки. Поэтому лимит пребывания в Шенгенской зоне быстро и выбирается.

-- Все ли тренировки на упомянутых сборах у вас были совместными с Риндом?

-- Да. Анна-Мари  абсолютно открыта, никаких секретов не таит. Её тренер обратил внимание других яхтсменок на тот факт, что вместе готовятся две чемпионки мира. Нам обеим есть чему друг у друга поучиться. Когда вместе отрабатывали технические моменты, порой я шла быстрее, и было видно,  что Анне-Мари это не нравилось. Она подходила к  тренеру и допытывалась, почему он учит их одному, а я иду иначе и выигрываю?

Мы тренировались на Атлантическом океане, где условия были довольно интересными и непростыми. Хотя такой большой волны, как, к примеру, в Японии, не было. Но те же приливы-отливы создавали немало сложностей.

-- До сих пор вы старались не пропускать январский этап Кубка мира в Майами. А нынче он прошёл без вас…

-- В этом году мы изначально не настраивались на эту регату. И не только мы. Почти никто из сильнейших туда не полетел. То есть и не имело смысла зря деньги тратить на столь дальний перелёт. А в традиционной «Рождественской регате» в испанском Паламосе участвовала. Причём лидировала там до последнего дня. Но так получилось, что под занавес ветер отошёл – и я пропустила вперёд испанку Фатиму Рейс.  

-- Олимпийскую лицензию вы завоевали на чемпионате мира в Японии, но на другой акватории – в Сакаиминато…

-- Да, он проводился совсем на другом побережье – в Японском море. А остров Эносима с олимпийским яхт-клубом находится в заливе Сагами. На планетарной регате, признаться, я немного перенервничала из-за того, что в первой же гонке мне показали жёлтый флаг. Потом чувствовала себя немного связанной. Понимая, что права на ошибку не осталось, вынуждена была  больше контролировать себя, отказаться от любых рисков, как  во время стартов, так и в других ситуациях. Ведь со вторым предупреждением даётся дисквалификация. 

-- А вы действительно прибегли к пампингу или, как это порой случается, судьям показалось, что качали лодку?

-- Сложно сказать. Гонка проводилась в слабый ветер. Возможно, войдя в азарт, я допустила ошибку. Поскольку на кону стояли олимпийские лицензии, очень хотелось быть впереди. И в пылу борьбы я могла сделать те движения, за которые судьи и наказали. Хотя  неплохо в той гонке шла – 12-й, а в итоге всё потеряла. Вообще, чемпионат получился очень непростым. Буквально перед нашей планетарная регата в «Лазере» прошла в отличных условиях. Россиянин Сергей Комиссаров рассказал, что у них доминировал бризовый ветер, они откренивали лодки, летали на полных курсах. То есть погода стояла шикарная. Сергей написал мне, и куда ходить, и что в каких ситуациях делать. Только у нас всё получилось с точностью до наоборот. Ветер стал дуть с берега, и его практически не было. Мы каждый день ждали, когда он появится. И почти все гонки нам сокращали. Не соревнования получились, а мучение. Только в один из дней ветер был посвежее, что позволило организаторам дать три старта.

-- Почти сразу после этого уже в Эносиме  состоялась тест-регата. Какое она оставила впечатление?

-- Яхт-клуб, оставшийся после Олимпиады 1964 года, очень понравился. Он, конечно, изменился с тех пор. Появилось несколько современных зданий. Но главное, что там всё продумано для удобства яхтсменов. А сама акватория достаточно тяжёлая, потому что 100 м влево и вправо сильно отличаются глубинами и течениями. Гоняться в таких условиях очень сложно. А мне ещё и с лодкой, которую арендовали, не повезло. Она вроде и не старая, но разогнать её было невозможно. В итоге заняла, по-моему, 23-е место. У меня ничего не получалось. На полных курсах просто стояла, чего тысячу лет не случалось. От меня все уходили, как от столба. Определить на глаз, что в яхте не так, сложно. А где у неё центр тяжести находится, мы не смотрели. На Олимпиаде тоже будем выступать не на своей матчасти, но, по крайней мере,  на новых лодках, выдаваемых организаторами по жеребьёвке.

3

-- Сборы на олимпийской акватории у вас ещё предполагаются?

-- Нет. Мне ещё нужно отстоять право представлять страну. Поскольку в прошлом году на юниорском первенстве Европы наша Екатерина Санько стала серебряным призёром, ей тоже решили дать шанс. Отборочным для нас станет чемпионат Европы, который пройдёт в мае в греческом городе Каламата. Катя действительно прогрессирует. С 2017 года, находясь в Минске, мы стараемся вместе тренироваться. И если ещё три года назад она была совсем сырой, то сейчас может составить серьёзную конкуренцию.

-- На носу – чемпионат мира в австралийском Мельбурне…

-- Как раз вылетаю туда 15 февраля, правда,  одна, без тренера. Такое решение приняли в связи с экономией средств. К сожалению, когда в ноябре ездили на сбор в Испанию, у нас из машины украли рюкзак с документами и деньгами.  Документы, правда, через 4 часа вернули, а порядка пяти тысяч евро – нет. Мы попросили Белорусскую федерацию парусного спорта помочь оплатить хотя бы какие-то расходы, связанные с мировой регатой, которую рассматриваем как этап подготовки к Играм. Поэтому лечу я в Австралию одна за счёт кооперированных и собственных средств.

-- Хорошо хоть, в Мельбурне вам доводилось уже выступать…

-- Да, мне знакома тамошняя акватория по этапам Кубка мира. Правда, они всегда проводились в декабре, а какие там условия в феврале, не знаю. Надеюсь, они не сильно будут отличаться.

1

-- Какую задачу перед собой ставите?

-- Самую серьёзную. Хочется вернуть уверенность в себя. Может, это и смешно звучит, но из-за жёлтых флагов, не позволяющих показать максимум, она легко теряется. Да и в материальной части, от которой у нас многое зависит, мы проигрываем соперницам. Когда на тех же январских сборах Риндом помогала мне скручивать парус, она не могла поверить, что ему нет и года. То есть ткань на моём и её парусе отличается, как круглые и квадратные колёса для велосипеда. А всё потому, что яхтсменам из Великобритании, Дании, Нидерландов, Бельгии производители предлагают совсем другую материальную часть. И лодку нам могут продать кривую.

-- Даже тот факт, что вы чемпионка мира и Европы, не играет никакой роли?

-- А дилеры не говорят, для кого делают заказ. Поэтому так и получается. Но если раньше мы приобретали матчасть через латышского дилера, которого, по крайней мере, знают на фирмах, то теперь вынуждены отказаться от его услуг, поскольку они не предусмотрены тендерными условиями. Отсюда и такое качество тех же парусов. Но на чемпионате мира, как и на Олимпийских играх, все участвуют на лодках, предоставленных организаторами по жребию.

-- В каких ещё соревнованиях планируете выступить в ближайшие полгода?

-- В апреле у нас запланировано участие в традиционном «Кубке Принцессы Софии» на Мальорке, затем во Франции в знаменитой «Йерской регате», в чемпионате Европы в Греции и в Кильской неделе в Германии.

 

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Внутренний туризм

Сплавы на байдарках в Беларуси

Слово за нанотехнологиями