Изменения в Законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» гласят о том, что теперь все спортивные организации, независимо от форм собственности, обязаны будут пройти процедуру государственной аккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта, которая уже активно проходит в нашей стране. О её сегодняшних результатах нам рассказала начальник отдела спортивной науки, медицины и антидопингового контроля Министерства спорта и туризма РБ Татьяна АСИПОВСКАЯ.
-- Процедура государственной аккредитации в самом разгаре. Каковы её промежуточные итоги?
-- Процесс идет довольно активно. На примере Министерства спорта и туризма скажу, что еженедельно проводятся заседания комиссий, на которых уже было рассмотрено 258 заявлений от организаций различных форм собственности.
-- Сколько организаций на данный момент успешно прошли процедуру?
-- По состоянию на 20 ноября Министерством спорта и туризма аккредитовано 173 государственные организации, 2 -- частной формы собственности и 1 индивидуальный предприниматель. И это процесс продолжается.
-- Зафиксированы ли случаи отказов в аккредитации и по каким причинам это происходит?
-- Процент отказов в аккредитации довольно небольшой. В основном, это случается из-за отсутствия профильного образования у специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере спорта или наличия проблем по линии правоохранительных органов у работников. Во всех регионах страны выявлены многочисленные прецеденты, когда тренерами работают лица, по образованию являющиеся экономистами, географами, радиомеханиками, страховщиками или почтальонами.
-- Можно ли утверждать, что самыми проблемными клиентами стали частные организации?
-- Возможно, такое впечатление складывается потому, что они не слишком активно подают документы для аккредитации.
-- То есть, заняли некую выжидательную позицию и надеются, что новые правила их не коснутся?
-- Да, складывается такое впечатление. Но не стоит подменять понятия: аккредитация требует соблюдения определенных критериев, некоторые из которых установлены почти 10 лет назад. Наличие профильного образования для частных организаций необходимо с 2014 года, для индивидуальных предпринимателей – с 2018! За это время можно было не только пройти переподготовку, закончить магистратуру, но и получить второе высшее образование.
Еще в июне этого года с трудом собралась группа на переподготовку по специальности «Оздоровительная физическая культура» в БГУФК, сейчас – там уже очередь! Но ведь в части допуска к педагогической деятельности норма установлена, повторюсь, в 2018 году. Считаю, что аккредитация как раз-таки не парализует деятельность в спортивной сфере, а наведет порядок в этом вопросе и поставит всех в равные условия работы.
-- Всем организациям в первую очередь необходимо привести в порядок вопрос с тренерскими кадрами. Каким требованиям они должны соответствовать?
-- Помимо лиц, имеющих образование в сфере физической культуры и спорта, на законодательном уровне предусмотрен допуск к педагогической деятельности лиц, которые соответствующего образования не имеют. Напомню их перечень. Это лица, не имеющие среднего специального или высшего образования в сфере физической культуры и спорта, принятые на работу на должность тренера-преподавателя по спорту до 23 июля 1993 г.; работники отрасли, имеющие спортивное звание и подготовившие не менее двух спортсменов - чемпионов Республики Беларусь или не менее одного спортсмена, занявшего призовое место на чемпионате Европы и (или) мира так же допущены к педагогической деятельности; студенты 3 курсов, получающие образование по специальностям физической культуры и спорта сегодня без ограничений могут начинать работу в отрасли, а представительницы самого грациозного вида спорта – художественной гимнастики, -- даже со второго курса университета. Лица, прошедшие переподготовку на уровне среднего специального или высшего образования по группе специальностей "Физическая культура и спорт", так же, как и лица, окончившие магистратуру по вышеназванной группе специальностей имеют право на спортивную деятельность.
Магистратура по группе специальностей ”Физическая культура и спорт“ открыта в 10 высших учебных заведения нашей страны. Переподготовка по специальности «Тренерская деятельность» проводится в 6 вузах на базах факультетов или институтов дополнительного образования взрослых, по специальности «Оздоровительная физическая культура» – в 3. Переподготовка, составляет около 20 месяцев.
Актуальную информацию о наборе групп и специальностях каждый желающий может найти на сайтах вузов. Как правило, группы формируются по мере комплектования слушателями. Учителя физической культуры, принятые на работу в сфере физической культуры и спорта до 1 января 2023 г. продолжают свой профессиональный путь.
-- Подходят ли для прохождения государственной аккредитации иностранные дипломы и сертификаты?
-- Документом об образовании является документ государственного образца, подтверждающий освоение соответствующей образовательной программы. И перечень таких документов определен в статье 90 Кодекса об образовании. В нашей стране установлен порядок признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах и установления их эквивалентности документам об образовании Республики Беларусь. Данную работу проводит Республиканский институт высшей школы по заявительной системе. Также есть соглашение между нашей страной и Российской Федерацией о взаимном признании эквивалентности документов об образовании, но и это соглашение распространяется только на документы государственного образца. Но бывали и случаи, когда нанимателям приходилось проверять подлинность российских дипломов.
-- Что послужило главным толчком к проведению процедуры государственной аккредитации среди абсолютно всех организаций, занимающихся спортивной деятельностью?
-- Для начала давайте определим, что такое аккредитация? Это процедура официального подтверждения компетентности организации или индивидуального предпринимателя на ту или иную деятельность. Сегодня аккредитация введена в системе образования, здравоохранения. Почему же сфера физической культуры и спорта не должна идти по этому пути? При рассмотрении значительного числа обращений граждан по вопросам качества работы частных спортивных школ и индивидуальных предпринимателей, нами выявлен ряд нарушений в их деятельности, которые наносят ущерб интересам потребителей услуг в нашей сфере. Можно привести примеры. Во-первых, это осуществление физкультурно-оздоровительной или спортивно-массовой работы под видом подготовки спортивного резерва. Так, ребенок исправно посещает тренировки, участвует в спортивных соревнованиях и даже выигрывает их. Но когда приходит время поступать, оказывается, что клуб по плаванию или школа каратэ не дают тех льгот при поступлении, на которые родители спортсмена рассчитывали. Во-вторых, получение двойной оплаты за одни и те же услуги, когда в группы учреждений и платные группы зачислялись одни и те же дети с одинаковым расписанием и временем проведения тренировочных занятий. Таким образом, эти недобросовестные тренеры за проведение тренировочных занятий получали одновременно заработную плату в учреждении и плату от родителей. В-третьих, это оказание платных услуг по проведению тренировочных занятий в спортивных залах учреждений тренерами от своего имени без направления выручки учреждению и без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. И, наконец -- отсутствие у организаций частной формы собственности договоров по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг с лицами, которым предоставляются эти услуги. В соответствии с постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 25 марта 2013 г. № 6, платные физкультурно-оздоровительные услуги предоставляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора, который считается заключенным с момента выдачи организацией, предоставляющей услуги, потребителю квитанции или другого документа, подтверждающего заключение договора.
Нередки случаи, когда происходит допуск к занятиям физической культурой и спортом без наличия медицинских справок от врача, фактического проведения инструктажа по технике безопасности. Также выявлялись случаи, когда работники организаций частной формы собственности осуществляли свою деятельность без прохождения обязательных медицинских осмотров.
В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения от 29 июля 2019 г. № 74, работающие в учреждениях спорта и туризма, связанные с непосредственным обслуживанием детей, работой в спортивных и оздоровительных учреждениях для взрослых (физкультурно-оздоровительные комплексы, фитнес-клубы, бассейны, тренажерные залы) проходят обязательные и (или) внеочередные медосмотры.
Следствием перечисленных нарушений было оказание не соответствующих требованиям законодательства, зачастую некачественных и небезопасных услуг лицами и организациями, которые работаю с главным «сокровищем» - здоровьем человека!