Алёна Омелюсик: пока гоняемся в виртуале

В прежние годы весной застать в Беларуси нашу титулованную велогонщицу – обладательницу полного комплекта наград чемпионатов мира в командной разделке среди профессиональных клубов, чемпионку I Европейских игр в Баку в групповой гонке и победительницу многих других престижных стартов Алёну ОМЕЛЮСИК было практически невозможно.

В это время она обычно активно участвовала в классических однодневках. И нынче в конце февраля собиралась открыть сезон на одной из них в Бельгии. А перед этим, казалось, как рассказала корреспонденту «СП», буквально на несколько дней прилетела домой:

-- С собой у меня был лишь рюкзачок, поскольку задерживаться не собиралась. Но ситуация так сложилась, что пришлось остаться сначала на неделю, а затем и на неопределённый срок. Благо, здесь у меня был командный велосипед и тренировочная форма, правда, прошлогодние. А сумку с нынешней экипировкой, поскольку буквально через несколько дней  должна была лететь на «классики» в Бельгию,  я после испанского сбора оставила в команде. Она до сих пор так и стоит в Германии – мне только самое необходимое из неё выслали.

-- Но не зря говорят: что ни делается, к лучшему: в Минске у вас, по крайней мере, всё это время была возможность кататься на дороге, которой в Италии велогонщики  два месяца не имели…

-- Согласна. Весь март я тренировалась на шоссе, ведь была надежда, что в конце месяца гонки возобновятся. А когда объявили об их отмене до августа, стала и в тренажёрный зал ходить, на станке работать. Тем более, что похолодало, и тренер советовал поберечься.

-- Какие-то онлайн-тренировки команда с вами проводит?

-- Нет. Но в интернете есть платформа Zwift, в которой регистрируются не только профессиональные велосипедисты, но и любители, для которых изначально она и была задумана, чтобы их домашние тренировки после работы проходили более интересно. В этой программе собраны трассы с чемпионатов мира, различных престижных гонок. И можно подключить свой станок, компьютер или планшет, или экран телевизора, на которые прежде скачали приложение, зарегистрироваться и, выбрав любую гонку, участвовать в ней онлайн. При этом, как только на трассе начинается подъём, крутить педали становится тяжелее, на спуске – легче. У меня такой станок, что во время преодоления брусчатки он начинает вибрировать. То есть всё приближено к условиям на шоссе.

Мы и в виртуальных гонках участвуем. Как раз в воскресенье начался Tour for all, в котором стартовали профессиональные команды. Чем больше людей посмотрит эти соревнования, тем больше Zwift перечислит средств на помощь медикам всего мира, на которых во время пандемии коронавируса легла огромная нагрузка. Некоторые мои одноклубницы уже включились в борьбу. Мои этапы в среду и в пятницу.

-- Они длинные?

-- Для гонок на станке – очень. Сегодня девчонки ехали где-то полтора часа. В среду мне предстоит этап на 72 км, на что потребуется где-то 2 часа 15 минут. На станке отработать их очень непросто: пульс намного выше поднимается. И жарко очень. Поэтому ставлю специальный вентилятор и кручу на улице, чтобы не перегреться.

-- А вам уже доводилось в подобных стартах выступать?

-- Да. С февраля  уже четыре или пять гонок проехала, определённого опыта набралась. В минувшую субботу уже десятой заехала. Для меня это огромный прогресс. Но с шоссейными соревнованиями их всё равно не сравнишь. Здесь совсем другая тактика. Иначе нужно раскладывать силы. Я бы даже назвала это другим видом спорта.

Когда была объявлена пандемия коронавируса, и в большинстве стран был введён жёсткий карантин, запрещающий выходить на улицу, девчонки нашей команды, чтобы разнообразить жизнь любителей спорта, стали устраивать совместные тренировки. Можно было, к примеру, зарегистрироваться на заезд со мной. Я специально продумывала его программу, чтобы участникам было интересно и комфортно. Работали над развитием каких-то способностей. Во время езды я могла и отвечать на вопросы в чате или просто поговорить с людьми. К каждой из нас регистрировалось где-то 200-300 человек.

Кроме того, мы ездили обычные тренировки с участием порой до 10-20 тысяч велосипедистов. Представляете, какой  пелетон?! Кого в нём только не встретишь! Я, к примеру, видела легендарного швейцарского раздельщика Фабиана Канчеллару, одного из сильнейших испанских генеральщиков Алехандро Вальверде… Любители не могут даже мечтать о том, чтобы на шоссе проехать гонку вместе с такими грандами, а в виртуале – пожалуйста.

1

-- А по какому плану вы сейчас готовитесь?

-- По тому, что присылает мой личный тренер Марко  Пинотти. Он живёт в Италии, где как раз в понедельник разрешили выезжать на шоссе. Но он не стал спешить, опасаясь, что за два месяца многие отвыкли ездить на велосипеде, что может вылиться в большое число падений.

-- Вы сами, вроде, инициировали работу с  Пинотти?

-- Да. Когда три года назад искала для себя тренера, Костя Сивцов посоветовал несколько кандидатур, в том числе Марко. Услышав его  фамилию,  сразу поняла, что хочу работать только с ним, ведь с детства, когда он был известным гонщиком, я была его фанаткой. Но и представить не могла, что он станет моим тренером. Когда связалась с ним, Марко очень удивился. Пообещал дать ответ 7 октября, когда в его команде сформируют круг людей, которых он будет курировать. И именно в этот день написал, что согласен работать вместе.

-- Евгений Королёк рассказывал, что вы и с парнями нередко тренируетесь. Легко выдерживаете их темп?

-- Для меня это привычно и нравится. Особенно в холод и ветер ребята и друг друга, и меня проверяют. Это всех подзадоривает, служит экстра-мотивацией, благодаря чему тренировки быстрее и легче проходят. Но в последнее время в связи с пиком эпидемии, мы с мужем уехали  из города, и я больше одна каталась. Почти все велосипедисты у нас стартуют от «Минск-Арены» и едут в сторону Ратомки, Заславля. И конечно, вторую кольцевую «шлифуют». Я же за последнюю неделю открыла для себя немало интересных дорог с холмиками в направлении Бреста,  уже подготовила маршруты, которые хочу ребятам сбросить: может, заинтересуются.  

-- А в одиночку не скучно кататься?

-- Нет. Потому что и в Италии все тренировки со специальной работой, интервалами я провожу одна. А на объёмные и, если нужно поработать на скорость, всегда могу присоединиться к группе знакомых ребят.

-- На днях ваши компаньоны по тренировкам совершили рекордный пробег на 306 км. Вы подобных экспериментов не проводили?

-- Ребята и меня, кстати, звали присоединиться. Но накануне запланированной гонки мне нельзя было так много ездить. И вообще я делаю только то, что говорит Марко Пинотти.

-- Очередной вариант мужского календаря UCI накануне опубликовал. А что с женским?

-- Пока ждём. Предполагается, что и мы сможем вернуться в гонки в августе. Но всё будет зависеть от ситуации в мире. За три месяца она может нормализоваться, а может и не измениться. К тому же большинство стран Европы пока открывать границы не собираются. Поэтому, даже, если какая-то из них согласится провести гонку, не известно, попадём ли на неё. Ведь  сами с тренерами мы можем прилететь на самолёте, а наши машины с инвентарём и оборудованием, камперы передвигаются по земле. И без них участие в стартах нереально.

-- Некоторые мужские клубы уже объявили об урезании зарплат. А какая ситуация у вас в Canyon SRAM?

-- Да, во многих командах, у которых спонсоры не спортивные, действительно возникли проблемы. К примеру, ССС поддерживал производитель польской обуви. В связи с закрытием магазинов он потерпел  огромные убытки и теперь не имеет средств на поддержку команды в прежнем объёме. Чтобы она просто выжила, спортсменам на этот период урезают зарплаты. Если они начнут выступать в гонках, спонсоры увидят, что и клуб функционирует, и реклама пойдёт, и постепенно ситуация, думаю, выправится. В женском же велоспорте зарплаты далеко не такие, как у мужчин. Поэтому пока нас это не коснулось.

-- По команде соскучились?

-- Конечно! Хотя мы каждую неделю собираемся в «Зуме», обсуждаем планы, просто интересуемся делами друг друга. Но онлайн-общение не заменит обычное. Да и вообще коронавирус в одночасье перевернул всё с ног на голову. Мы привыкли буквально через каждые 2-3 дня куда-то лететь, возвращаться, стирать вещи и вновь отправляться на гонки. А тут ритм жизни полностью изменился, что особенно поначалу было непривычно.

-- Вместе с тем, карантин – это и время, когда можно чему-то новому научиться…

-- А ещё – просто побыть дома, заняться обычными делами. У меня квартира блестит! И всё на своих местах находится. На днях на даче в кои-то веки даже помидоры посадила, руколу, базилик. Наслаждаюсь и тем, что могу, приехав после тренировки, спокойно почесать кота. Меня, наверное, не поймут те, кто постоянно живёт дома. Но когда ты постоянно в разъездах, подобные бытовые мелочи  доставляют удовольствие. Как и возможность покрасить скамеечку, посмотреть фильм, почитать книгу или просто позволить себе немного полениться.

 

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Специалистам

Татьяна АСИПОВСКАЯ: Равные условия для всех

Спортивная общественность потрудилась на общегородском субботнике в Минске