Мировой командный спорт постепенно выходит из анабиоза. Тайвань и Корея вернулись в числе первых, постепенно «просыпается» Европа, не могут успокоиться американцы со своими «планами возвращения». Однако в этом «поломанном» году привычный спорт очень сильно изменится.
«Это наш 12 игрок на поле/6 игрок на площадке», – неоднократно отзывались о болельщиках футболисты/хоккеисты/баскетболисты. И так, безусловно, можно сказать о любом командном виде спорта, который привлекает достаточно зрительского интереса.
Никто не любит камерность предсезонных поединков, когда каждый щелчок эхом раздается по пустому спортивному сооружению. Воспринимать всерьёз такие игры тяжело, но в 2020 году – это становится новой реальностью.
Далеко не все согласны с идеей запуска сезонов. Это риск, причём большой. Но пойти на него по целому ряду причин спортивные лиги готовы. Однако посадить на трибуны болельщика – нет уж, увольте, такую грань никто переступать не хочет.
Если эпидемия начнётся среди спортсменов – это всегда можно аргументировать вынужденной необходимостью. Мол, работают заводы, работал и спортсмен – не повезло. Но «убивать» фанатов будет чересчур, несмотря на то, что именно от их присутствия на матчах зависит половина финансового успеха почти всех западных лиг. Но не подумайте, что владельцы крупнейших спортивных бизнесов заботятся о «брате с трибун» – это лишь вынужденная мера эпохи.

Билеты, атрибутика, концессии – основа денежного потока. И будь на дворе 1920 год никто бы и не беспокоился. В 2020, однако, радикальные действия – задача рисковая.
Вот и стали мировые лиги ухищряться, демонстрируя фонтанирующий креатив в попытке вернуть привычную атмосферу. Первыми выступили тайваньцы со своей «армией роботов» и «картонными фанатами».
Задумка не сильно впечатлила. Двухмерные болельщики из бумаги вряд ли сумели убедить команды в реальности происходящего. Роботы, которых запрограммировали на фанатские речёвки и песни-пляски справились с задачей лучше. По крайней мере, во время трансляций ощущается, что стадион хоть как-то, но живёт. Тем не менее, «запад» на все это посмотрел, удивился, посмеялся и пошёл дальше. Европейско-американских коллег такой вариант не устроил и картонные фаны так и остались жить в Тайване.
Впереди планеты всей в очередной раз оказались прогрессивные датчане. Они не просто превосходно справились с «короной», но и придумали как можно хотя бы частично, но вернуть атмосферу на поле. По бокам стадиона местной футбольной лиги установили здоровенные экраны, на которые выводилась картинка с веб-камер болельщиков. Запуск был тестовым, со входом по бесплатным билетам, но как же оригинально это смотрелось!
То и дело картинка увеличивалась, демонстрируя группы фанатов в клубной атрибутике, а затем вновь показывала десятки маленьких экранчиков с болельщиками. За поведением публики следили модераторы. Эксперимент удался и понятие «диванный фанат» приобрело в 2020 году новый смысл.
Однако применима ли такая задумка везде? Конечно же, нет. В первую очередь подобная задача обходится недёшево. Многие лиги (особенно американские) и так готовы живьем сожрать друг друга ради каждого цента, а тут ещё экраны с сомнительной рентабельностью. Ведь в реальности продать билеты на такую «трибуну» – та еще задача. Болельщики так и так у компьютера, поэтому за волной хайпа может пойти такая же волна безразличия. И это после того, как лиге придётся перенести все финансово-логистические трудности. Поэтому, при всей яркости задумки, повсеместным такой подход вряд ли когда-либо станет.
По ту сторону океана сейчас витают в воздухе две главные идеи: «фейковый» трибунный звук, аля ситкомы начала нулевых, и дополненная микрофонами реальность с эффектом погружения.
Обе идеи рассчитаны на фанатов по ту сторону экрана. Командам же придётся смириться с тишиной и камерностью – надо чем-то жертвовать. Так вот, первый вариант означает присутствие дополнительного шумового эффекта болельщиков. Помните, популярные сериалы прошлого, в которых имелся закадровых смех? Так вот тут то же самое, только с речёвками, песнями и «жужжанием» трибун.
«Это не будет естественно. Чистая фальшивка, – заявляет один из крупнейших американский бродкастеров. Не думаю, что такое стоит использовать». К слову, в веб-трансляции немецкой Бундеслиги присутствует возможность включение подобного эффекта.
Что касается второго варианта, то бродкастеры очень хотят получить больше атмосферы с площадки. Дополнительные камеры и ракурсы, а также более глубокая аналитика комментаторов – это всё просто. Но сейчас предлагается «повесить» на игроков микрофоны, чтобы слышать всё напрямую. Идея интересная, но есть одно но: вы бывали в первом ряду спортивного матча? Игроки ругают аки сапожники, выдавая «трёхэтажный» на любом языке. Не думаю, что лига захочет вешать на спортивные игры ярлык +18, а придётся.
В итоге, при наличие огромного пласта идей, мы всё еще бегаем на месте. На каждый плюс находится два минуса. На финише может получиться так, что не останется ничего, кроме как смириться и транслировать всё в привычном «предсезонном» варианте с музыкальными вставками и комментаторским закадровым басом.
«Мы будем экспериментировать, но к чему это нас приведёт пока не понятно, – хором заявляют бродкастеры. Поживём-увидим, ведь полной конкретики от самих лиг тоже пока нет».