Самая яркая и звёздная фигура белорусской лёгкой атлетики последних лет Юлия Нестеренко завершила беговую карьеру. Она попрощалась с большим спортом там, где началась её спортивная карьера, — в Бресте. Неделю назад Юлия вышла на символический забег на стадионе «Брестский» в форме, в которой одержала победу на Олимпийских играх в Афинах. Свою коронную стометровку она пробежала в компании юных спортсменок областной СДЮШОР, воспитанницей которой была сама. Торжественная и немного грустная церемония прощания прошла в рамках недавнего Кубка Беларуси. В интервью для «СП» Юлия НЕСТЕРЕНКО рассказала о том, чем станет заниматься дальше, и высказала свою точку зрения на будущее белорусского спорта. — Освободившуюся лидерскую нишу у отечественных спринтеров прочно заняли молодые 20-летние бегуньи. — Замечу, что у женщин Кристина Тимановская, выигравшая оба кубковых финала на 100 и 200 м в Бресте, на спринтерском горизонте появилась давно и ныне выходит на новый уровень. Она перешла к тренеру Леониду Сафронникову, и образовавшийся тандем тренер — спортсмен исправно делает своё дело. Уже очевидны плоды труда, и, надеюсь, в будущем они соберут ещё больший призовой урожай. — Есть ли перспективные атлеты среди представителей сильного пола? — Также две спринтерские дисциплины выиграл Станислав Дорогокупец, но у него есть конкуренты, готовые отобрать пальму первенства. Их финальные секунды немного ниже результатов, которые показывали в своё время, скажем, Корнелюк или Сафронников. В мою бытность в спринте набиралось по шесть-семь забегов, и чтобы выиграть, нужно было показать высокие результаты. Сейчас огорчает то, что едва набирается два неполных забега. — Активная беговая карьера Юлии Нестеренко пришла к завершению. Что дальше? — Моя основная сфера приложения сил — спортивная команда ведомтсва пограничной службы, а работа носит организационный характер. Многих атлетов, их возможности, психологические особенности знаю не понаслышке. Поэтому занимаюсь сбором перспективных спортсменов-призывников, помогаю им в учебно-тренировочном процессе, слежу за выполнением планов, их прогрессом. Во всяком случае, таковой должен иметь место. Взаимодействую с тренерами, помогаю выходить из проблемных ситуаций, в том числе и бытовых. В конце концов, контролирую режим занятий и отдыха, занимаюсь воспитательной работой, в ходе которой придаю значение морально-волевым качествам, чувству долга и патриотизма. — Кроме того, есть ещё и так называемые общественные дела… — Да, продолжу работу в Национальном олимпийском комитете, которой занималась многие годы. Принимаю непосредственное участие в большом количестве мероприятий по всей стране: в турнирах, пресс-конференциях, провожу личные мастер-классы, встречаюсь с детьми в школах, детских домах-интернатах, оздоровительных лагерях. Ныне проходят ежегодные состязания на мои призы в Бресте: один в школе, где училась, второй — на чемпионате области, на своей любимой стометровке. — Не тянет передать собственный опыт молодому поколению? — Тянет, и в свободное время по личной инициативе я немного подключаюсь к тренерской работе. Попросил помощи футбольный клуб «Брест», причём, так сказать, в технической части — беговой. Занимаюсь с маленькими детьми, хотя есть и ребята постарше, и нахожу, что приношу им пользу. С удовольствием прихожу на занятия, консультирую детишек, и мне это нравится. Рада, что в родном городе во мне заинтересованы, поэтому стараюсь помочь, передать знания и опыт, который накопила. — В одном из интервью из уст олимпийской чемпионки прозвучало убеждение, что тренерам следует заниматься не набором, а отбором детей. Но, с другой стороны, если специалист не наберёт полную группу, необходимое количество новичков, то потеряет в зарплате... — Да, эта дилемма появилась давно. Сейчас, когда я вплотную столкнулась с работой на начальном этапе подготовки спортсменов, она вновь возникла ощутимее. Да, некоторые ребятишки в подготовительных группах имеют небольшие перспективы в будущем. Но ведь не зря говорят, что лёгкая атлетика — хорошая база для других видов спорта. Поэтому тренер со временем вполне может передать учеников своим коллегам, как и те — ему. Но чтобы он не тратил ресурсы и время, идеальный выход в будущем — это, прежде всего, отбор. А отобрав способных ребятишек, надо, как глину, месить пару лет, потом вести их по жизни, начиная с СДЮШОР, в УОР и сборные команды. — Частенько возникают преграды с дальнейшим переводом учеников… — Детские тренеры должны вовремя отдавать своих воспитанников более опытным коллегам, не передерживать их у себя. Начальная работа важна, поскольку на этой стадии закладывается будущая база, фундамент успеха. Затем периферийные наставники должны отдавать учеников дальше. — Но так бывает не всегда… — Да, некоторые из них не хотят расставаться с подопечными, надеясь самим вырастить олимпийских чемпионов. Но подобное случается редко, если вообще происходит, тренерам не хватает навыков специалистов высшего звена, в итоге талантливый спортсмен пропадает с горизонта. И сейчас некоторые из знакомых мне тренеров вслух рассуждают, мол, я отдам ученика, но что сам стану делать, начинать всё с нуля? А та же зарплата? Как с ней? Думаю, надо поставить тренера в такие рамки, чтобы ему было выгодно передавать, скажем, в УОР своих воспитанников, не теряя при этом в заработтке. Наш корр.
08.06.2017