В день финиша самой популярной мужской многодневки «Тур де Франс» в Париже стартовала одноимённая женская гонка, возрождённая после 12-летнего перерыва.
Всего за восемь дней её участницы преодолеют 1035,5 км.
От золотистой майки до петиции
Попытки создать женский аналог «Большой петли» предпринимались с середины прошлого века. Но постоянно она начала проводиться с 1984-го года. Дебютный выпуск состоял из 18 этапов общей протяжённостью 1059 км. Выиграла его американка Марианн Мартин.
Уже со следующего года маршрут стал сокращаться и в 1989-м составил 786 км. В 1992 году независимый организатор Пьер Буэ создал во Франции новую велогонку, которую назвал «Женский тур», потому что права на словосочетание «Тур де Франс» принадлежали Amaury Sport Organization (ASO), и использовать их было запрещено.
Позже ASO запретила включать в название и слово «Тур». Поэтому с 1998 года гонка стала именоваться «Гранд-Букле Феминин Интернациональ». По тем же причинам интеллектуальной собственности у женщин была не жёлтая майка лидера, а золотистая.
В 2002-м победительницей стала белоруска Зинаида Стагурская. В том сезоне витебчанка, начавшая сотрудничать с бывшим итальянским велогонщиком Антонио Фонелли, заняла 2-е место на «Джиро д’Италия». На «Гранд-Букле Феминин» после семи равнинных этапов она шла второй в общем зачёте. Но после первого же горного вышла в лидеры и смогла сохранить золотистую майку до конца соревнований.
Ближайшую соперницу шведку Сюзанну Юнгског Зинаида опередила на 33 секунды. В последнем выпуске в 2009-м маршрут сократился до четырёх этапов, а пелотон — до 66 гонщиц. И выигравшая ту гонку британка Эмма Пули пошутила, что она была скорее миниатюрной, чем большой. В 2013 году упомянутая Пули, нидерландка Марианна Вос, американка Кэтрин Бертин и британская триатлонистка Крисси Веллингтон инициировали петицию о запуске женского «Тур де Франс», которую подписали более 100 000 человек. И в 2014-м ASO запустила однодневку «Ла курс «Тур де Франс», которая прошла на Елисейских полях перед заключительным этапом мужской гонки.
В последующие годы она проводилась в таких местах, как По, Коль де ла Коломбье и Коль д'Изоард и действительно стала «лучшим способом пролить свет на женский велоспорт». Успех этой однодневки, проводившейся на протяжении восьми лет, послужил толчком для возрождения женского «Тур де Франс». Его директором стала Марион Русс. В роли главного спонсора согласилась выступить компания Zwift, на что её вдохновил успех женского «виртуального «Тур де Франс» во время пандемии COVID-19.
Благодаря поддержке и других крупных фирм, таких как LCL, E.Leclerc и Škoda, призовой фонд многодневки оказался самым богатым в женском велоспорте — 250 000 долларов, 50 000 из которых достанутся победительнице.
Нашу страну на историческом «Туре» представляет лишь двукратная чемпионка мира в командной «разделке» и чемпионка I Европейских игр в групповой гонке Алёна Омелюсик.
Она является одной из ключевых помощниц лидеров Canon//SRAM Racing — Каси Невядомой и Элис Чабби. В состав включены также опытные Тиффани Кромвель, Паулина Ройяккерс и Сорая Паладин.
В преддверии гонки менеджер немецкой команды Ронни Лауке отметил: «Для нас Tour de France Femmes avec Zwift был большой целью с момента его объявления. Мы считаем, что выбрали сильную и опытную команду, которая может справиться с дополнительными требованиями гонки такого калибра.
Мы будем стремиться к победе на отдельных этапах и к попаданию в пятерку лучших в общем зачете». Дебютный 82-километровый этап, состоявший из 12 кругов между Эйфелевой башней и Елисейскими Полями, как и предполагалось, свёлся к спору спринтеров.
По ходу гонки несколько спортсменок пытались уехать в отрыв, но высокий темп, заданный командой Jumbo-Visma, свёл их старания на нет. В финале представительница последней Марианна Вос первой начала спурт, но не смогла сдержать натиск своей соотечественницы Лорены Вибес из DSM.
А вот назавтра в гонке на 136,4 км Марианна не упустила победный шанс. Предполагалось, что и он завершится общим финишем. Но в районе 20-километровой отметки шестерым спортсменкам удалось на 40 секунд оторваться от пелотона. Они отлично сработались и смогли удержать своё преимущество.
На финальном километре на небольшой горке на мощнейшую атаку 35-летней Вос смогли ответить лишь итальянка Сильвия Персико и Кася Невядомая, но и они в спринте вынуждены были признать силу Марианны, которая в детстве с родителями и братом не однажды выезжала на мужской «Тур де Франс» поболеть за мужчин, но и представить не могла, что однажды сама станет участницей легендарной гонки.
Наша Алёна Омелюсик финишировала 32-й. К сожалению, за 25 км до финиша после того, как с трассы вылетела Аманда Спратт, случился массовый завал. В число трёх гонщиц, не сумевших продолжить борьбу после этого, попала и входившая в пул фаворитов итальянка Марта Кавалли из команды FDJ Suez Futuroscope, благо, как позже выяснилось, избежавшая серьёзных травм.
В атакующем стиле 133-километровый 3-й этап проводился уже на холмистом рельефе и включал, в том числе подъём третьей категории, на котором и произошли основные разборки.
Но ещё за 45 км до финиша гонку взорвала Алёна Омелюсик. В погоню за ней бросились несколько спортсменок, ни одна из которых переложиться к белоруске не смогла. А в одиночку выстоять оказалось нереально.
На протяжении почти 30 км Алёне удавалось удерживать минутное с небольшим преимущество, которое растаяло у подножия той самой «тройки» — Кот-де-Мутиньи со средним градиентом почти 12 процентов.
Именно спортсменка из Берёзы по итогам этапа получила приз самой активной гонщицы. А километровая «стенка» оказалась не менее коварной, чем спуск-серпантин с неё, на каждом вираже которого кто-то падал.
Не избежала потерь из-за этого и датчанка Сесилия Уттруп Людвиг, тем не менее сумевшая вернуться в группу лидеров. На финальном подъёме она не оставила соперницам шансов, опередив Марианну Вос и южноафриканку Эшли Мулман Пасио. Кася Невядомая замкнула шестёрку сильнейших, Алёна Омелюсик завершила дистанцию 48-й.
Назавтра белоруска, вышедшая на старт с красным номером, сохранила свой атакующий стиль. С момента объявления маршрута в октябре прошлого года 4-й этап все ждали с особым волнением и предвкушением, ведь он включал не только пять горных вершин, но и четыре гравийных сектора. Опасались их спортсменки не зря — на них хватало падений и проколов.
Особенно не повезло, пожалуй, ещё одной героине недавней «Джиро» — испанке Мави Гарсия, которая и поломок не избежала, и собственной «техничкой» была сбита, но, благо, смогла продолжить борьбу. На второй половине дистанции, как только начались сложные участки, основная группа стала постепенно сокращаться. За 27 км до финиша в ней осталось не больше 30 спортсменок.
В этот момент Алёна Омелюсик и устроила им первую проверку паспортов. Через несколько минут атаковала грозная швейцарка Марлен Ройссер из SD Worx. Омелюсик с двумя гонщицами составили группу преследования, но догнать лидера они так и не смогли. В мини-спринте Алёна уступила своей французской попутчице Эвине Музик и замкнула топ-3 на этапе.
Делясь с клубной пресс-службой впечатлениями, белоруска отметила: «У нас был план — максимально осложнить гонку и на всех гравийных секторах выводить наших лидеров — Касю и Элис на хорошие позиции. Я должна была сделать для них как можно больше. Мы очень довольны, как провели этап.
И моё третье место может стать бонусом, особенно для себя самой после большой работы. Мне понравились гравийные участки. Здорово, что они присутствовали в маршруте. Это помогло создать волнение и вызовы, а также добавило «Туру» ещё одно измерение. Я счастлива! Конечно, хотела победить, но подиум здесь — это серьёзное достижение, которым могу гордиться».
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО
ЖЕНСКИЙ ТУР ДЕ ФРАНС 1-й этап. Париж, Эйфелева башня — Елисейские поля. 82 км. 1. Л.Вибес (Нидерланды, DSM) — 1:54.00. 2. М.Вос (Нидерланды, Jumbo Visma). 3. Л.Копецки (Бельгия, SD Worx). 4. Р.Барбиери (Италия, Liv Racing Xstra). 5. Э. С.Норсгаард Бьорг (Дания, Movistar Team Women). 6. М.ван дер Дуин (Нидерланды, Le Col-Wahoo)… 18. К.Невядомая (Польша, Canyon//SRAM Racing)… 21. А.Ван Влюттен (Нидерланды, Movistar). 22. Э.Лонго Боргини (Италия, Trek — Segafredo). 23. Д.Воллеринь (Нидерланды, SD Worx). 24. Э.Чабби (Швейцария, Canyon//SRAM)… 27. С.Уттруп Людвиг (Дания, FDJ - SUEZ — Futuroscope)… 30. М.Гарсия (Испания, UAE Team ADQ)… 50. М.Кавалли (Италия, FDJ - SUEZ — Futuroscope)… 72. П.Ройяккерс (Нидерланды, Canyon Sram Racing ) — у всех время победительницы… 75. Э.Ван Дийк (Нидерданды, Trek — Segafredo) — +0.15… 102. А.Омелюсик (Беларусь, Canyon Sram Racing) — +0.17. 2-й этап. Мо — Провен, 136,5 км. 1. М.Вос — 3:14.02 (42,128 км/ч). 2. С.Персико (Италия, Valcar - Travel & Service). 3. К.Невядомая — у обеих время победительницы. 4. Э.Лонго Боргини — +0.02. 5. М.Ван Ден Дуйн (Нидерланды, Le Col — Wahoo) — +0.12. 6. Л.Вибес — +0.29… 11. М.Гарсия. 12. Д.Воллеринь. 13. Э.Чабби — у всех то же отставание... 29. А.Ван Влюттен — +0.34… 34. А.ОМЕЛЮСИК — то же отставание… 53. С.Уттруп Людвиг — +1.38. 54. Э.Ван Дийк — то же отставание… 65. П.Ройяккерс — +2.51. М.Кавалли — не финишировала. 3-й этап. Реймс — Эперне, 134 км. 1. С.Уттруп Людвиг — 3:22.54. 2. М.Вос — +0.02. 3. Э.Мулман (ЮАР, SD Worx) — +0.05. 4. С.Персико. 5. Э.Лонго Боргини. 6. К.Невядомая — у обеих то же отставание. 7. М.Гарсия — +0.06. 8. Д.Воллеринь — +0.08. 9. Ж.Лабу (Франция, DSM) — +0.11. 10. А.Ван Влюттен — +0.20… 12. Э.Чабби — ++1.31… 38. П.Ройяккерс — +2.25… 48. А.ОМЕЛЮСИК — ++2.36. 4-й этап. Труа — Бар-сюр-Об, 127 км. 1. М.Ройссер (Швейцария, SD Worx — 3:16.30. 2. Э.Музик (Франция, FDJ - SUEZ — Futuroscope) — +1.24. 3. А.ОМЕЛЮСИК. 4. В.Юэрс (США, EF Education-TIBCO-SVB) — у обеих то же отставание. 5. М.Вос — +1.40. 6. Л.Копецки (Бельгия, SD Worx). 7. С.Персико… 9. Э.Лонго Боргини. 10. Д.Воллеринь… 13. А.Ван Влюттен. 14. Ж.Лабу. 15. Э.Чабби. 16. К.Невядомая… 19. С.Уттруп Людвиг — у всех то же отставание. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. 1. М.Вос — 11:48.46. 2. С.Персико — +0.16. 3. К.Невядомая — то же отставание. 4. Э.Лонго Боргини — +0.21. 5. Э.Мулман — +0.51. 6. Д.Воллеринь — +0.57. 7. Ж.Лабу — +1.05. 8. А.Ван Влюттен — +1.14. 9. С.Уттруп Людвиг — +1.48. 10. Э.Чабби — +2.20. 11. М.Гарсия — +2.26… 16. А.ОМЕЛЮСИК — +3.26.