Посмотреть этот город стоит. Столько ярких историй, судеб и событий сплелось здесь за всю его историю. Патриоты города насчитали не менее 178 памятников истории и культуры. И если их на деле даже окажется на толику меньше – всё равно и большие города позавидуют.
— На каком языке вам лучше вести экскурсию? - вежливо встречают участников выездного семинара, организованного Национальным агентством по туризму, местные гиды. Гости выбрали белорусский. И хозяева ловко переходят на родной язык, такой сочный и образный, что история города предстаёт ещё «вкуснее».
Быховчане, несомненно, гордятся своим городом. Кстати, в древние времена здешним мещанином и вовсе было стать непросто. Требовалось иметь деньги, имущество и вооружение. Если с вооружением возникали проблемы, то при наличии денег неимущим помогали на месте – в конце 17-го века в Быхове делали лучшие ружья во всей Российской империи. А кому надо – и пушку могли отлить запросто. Потому что именно тут находилась одна из лучших оружейных мануфактур XVI—XVIII веков, её мастера, оружейники высочайшей квалификации, мастерили пушки, ядра, пули, металлические доспехи и многое другое, без чего в средние века в Европе было не выжить. При литейной пушечной мастерской и своя оружейная школа находилась, говоря нынешними терминами — военно-промышленный колледж для нужд оборонной промышленности тех веков.
Известных фамилий среди правообладателей местных земель было более чем достаточно. Ими правили князья Друцкие, владели Гаштольды. После Гаштольдов – магнаты Ходкевичи, после — Сапеги. И каждый владелец не просто наслаждался правлением и собирал подати, а вносил свой вклад в преображение, развитие и прогресс края.
Следы тех времен сохранились по сей день не только лишь упоминанием в документах и рисунками на картинках. Ходкевичи и Сапеги ставили целью превратить Быхов в мощную крепость. И средств на это не жалели. Земляные валы, рвы, бастионы полукольцом окружили город. А главным фортификационным центром оборонительной системы стал Быховский замок. Его построил в 1610 — 1619 гг. великий гетман Ян Ходкевич. Защищённый земляными валами, рвами с водой и гранёными оборонительными башнями, он выдержал немало знаменательных битв и осад.
Замок последнее столетие продолжал ветшать, разрушаться, терять конструктивные элементы. Процесс усугубил пожар в 2004 году. Ценное историческое здание требует неотложной реставрации – и на неё есть надежда. Тем более что к 1 сентября 2013 года, когда в Быхове проводился День белорусской письменности, замок немного привели в порядок.
Из сооружений XVII—XVIII вв. в Быхове кроме замка уцелела ещё городская синагога. Зданий, подобных ей, во всей Европе насчитывается только семь. Но белорусской повезло больше всех – она выглядит весьма внушительно и считается самой-самой сохранившейся. Историки относят эту культовую постройку к памятникам барокко начала XVII века. Его возводили не только для религиозных обрядов – сооружение с толстыми, почти двухметровыми стенами, круглой башней и бойницами имело явно оборонительное значение. Судьба синагоги на сегодня абсолютна та же, что и у замка — ветшает и требует реставрации.
А ещё в городе есть Троицкая церковь XIX века, украшенная высокой трёхъярусной колокольней, — тоже яркий памятник деревянного зодчества.
Славен Быхов не только древней историей — на пике исторических событий оказался этот белорусский городок и во время революции начала прошлого века. В здешних казематах сидел под арестом после неудавшегося мятежа вместе с другими царскими генералами сам Корнилов. Томился здесь и будущий предводитель белогвардейского движения генерал Деникин. Впоследствии называться «быховцем» считалось среди участников Белого движения довольно почётным. Пролегали и военные пути генерала Владислава Андерса – видного полководца Второй мировой войны. А в 1918 году он в окрестностях Быхова водил в бой 7-й Польскую стрелковую дивизию.
Свои первые танки гитлеровская дивизия «Эдельвейс» потеряла в боях именно под Быховом, а до той поры от самого Бреста шустро продвигалась без серьёзных потерь.
Знавал Быхов своих генералов и в советские времена. В городе дислоцировалась авиационная дивизия Балтийского флота, должность ее командира по рангу приравнивалась к генеральской. «Быховские» авиационные генералы тоже считались легендарными личностями. Во-первых, все были «летающие», а не штабные – то есть генералы лично пилотировали реактивные бомбардировщики и прыгали с парашютами. Во-вторых, каждую весну вместе с подчинёнными высаживали деревья, поэтому и получился город необычно зелёным. Ну и держались без всякого чванства – по дороге на службу не чурались в генеральской «Волге» и ребятню в школу подвезти. В общем, немыслимые для нашего времени генеральские поступки.
После развала СССР дивизию передислоцировали в Россию, здешний городок опустел. Впрочем, проблемы у этого воинского соединения начались гораздо раньше – после Чернобыльской аварии. На вооружении ракетоносцев были ведь и ядерные боеприпасы. С 1986 года территория авиабазы оказалась в зоне повышенного радиоактивного заражения, а в этих условиях точность измерительных работы с ядерными боеприпасами была под угрозой, и вопрос о передислокации тяжелых бомбардировщиков ставился уже тогда. Решение притормаживали, ведь быховский аэродром (позывной – «Сердечный») по своим масштабам занимал второе место в Советском Союзе и третье на планете. Он имел сразу две первоклассные взлётно-посадочные полосы — представляете, это для одной лишь дивизии. Скажем, что наш национальный аэропорт только совсем недавно обзавёлся второй взлётно-посадочной полосой. И во сколько обошлось её строительство, страшно и вымолвить.
Благодаря бывшей авиабазе город смог сэкономить на тротуарной плитке. Улицы мостят бетонными плитами бывших взлетно-посадочных полос. Тротуары выглядят основательно и имеют шанс сохраниться на века. Экскурсоводы заверили, что одна такая плита с аэродрома стратегических бомбардировщиков в те времена по стоимости равнялась автомобилю «Жигули».

На мой взгляд, военное направление туристического Быхова заслуживает отдельного маршрута и имеет отличнейшую перспективу. Быховский военный городок считался лучшим в морской авиации СССР. Сейчас на былые взлётные полосы наступает современная «гражданская» жизнь. Невдалеке от капониров, где ревели моторами могучие Ту-16 и Ту-22, стартуя на боевое дежурство в районы Босфора или земли Франца Иосифа, сейчас копают картошку, на рулёжных дорожках — цеха деревообработки, а на краю секретного прежде аэродрома и вовсе вырос жилой микрорайон, и новосёлы в своих окнах видят бывшее лётное поле. К счастью, есть ещё замечательные люди, которые любят свой край и с удовольствием делятся этим чувством с гостями Быховщины.
09.11.2019
Викентий Ключник