Брать умом и сердцем

Работа на XXII Белых играх в Сочи для специального корреспондента «СП», разумеется, имела и дополнительную подоплёку. А именно: анализировать усилия, достижения и промахи организаторов Олимпиады, в преломлении на очень скорый минский чемпионат мира по хоккею. Информационная база собрана изрядная, и сегодня её значимая часть, будучи переосмысленной, представляется вашему вниманию.

Три оговорки

Но прежде чем перейти непосредственно к изложению фактов и их анализу, необходимо оговорить три существенных, на взгляд автора, момента. Во-первых, эти записки сознательно не лишены эмоциональной составляющей. Дело в том, что если спорт — это фабрика по производству эмоций, то было бы просто неправильно не учитывать сей «момент взрыва», пусть и таящий в себе субъективизм личного восприятия. Но все мы люди и для людей работаем, о чём необходимо помнить организаторам чемпионата мира в Минске. Более того, наш пока ещё гипотетический успех (о противоположном результате даже не зарекаемся!) как хозяев столь крупного спортивного форума будет в первую очередь зависеть, насколько мы сможем взять гостей «работой ума и заботой сердца». А это тоже и личное отношение, и связанные с ним эмоции! Во-вторых, оценивая любую стратегию с тактикой, надо не забывать о незыблемом постулате. Мудрость бывает двух видов: одна даёт средства действовать, другая от действий удерживает. Вот и нам в своём социальном и спортивном сражении за хорошее проведение хоккейного форума надо об этом помнить, чтобы сохранять хладнокровие и выдержку тогда, когда, напротив, хочется проявить зряшную, бестолковую активность. А для ликвидации голословности — маленький локальный пример из олимпийских реалий в Сочи, связанный с темой волонтёров, которую разберём отдельно. Представьте себе такую картину. Белорусские журналисты уже совершили три попытки заселиться в апартаменты Горки-города, но каждый раз возвращались в рецепцию на электрокаре, устав мотаться с тяжёлыми сумками. Убедившись, что нас опять отослали в помещение, ещё непригодное для человеческого жилья, грустно сидели, ожидая, что сумеют придумать лихорадочно суетившиеся клерки, у которых мы явно уже застряли в печёнках. Но белорусы заслуживали гораздо больше сочувствия, ибо мечтали о рядовых вещах. Заселиться, помыться, распаковать вещи и приступить наконец к работе на Играх, чего не удавалось сделать уже третий час! Тут раскрылась дверь в рецепцию, и на пороге оказался, видимо, прекрасно отдохнувший, вкусно поевший и отлично себя чувствующий розовощёкий волонтёр. Увидев тоску в наших глазах и не стараясь вникнуть ни в какие подробности, он тут же решил поправить ситуацию, для чего, улыбаясь широко и располагающе, спросил, как выстрелил: «Вам ничего не нужно?» Вы скажете, мелочь?! Конечно. Но так выглядит ситуация с позиций «заднего ума», а тогда эта улыбка и бездумный вопросик стали каплей, переполнившей чашу терпения: красная тряпка для рассерженных быков. Хорошо, что малый быстро ретировался: его дежурное желание проявить вежливую заинтересованность было воспринято в качестве изощрённого издевательства. Готовясь встречать гостей из Западной Европы и Северной Америки, не надо стремиться выпрыгнуть из штанов, чем-то с места в карьер сразить наповал или моментально заставить их полюбить Беларусь. Никаким блицкригом этих задач не решить. Превратное мнение, если у кого-то из гостей оно будет, начнёт разворачиваться на позитив только в случае спокойной, стабильной, предсказуемой работы всех служб. В этом случае и ошибки с промахами, без которых не обходится ни одно крупное дело, не вызовут какого-то чрезмерного отторжения. При этом не забудем о самоиронии, что тоже является признаком высокого ума и культуры. Вспомните, как в Сочи на стадионе «Фишт» во время церемонии торжественного открытия Игр-2014 в ходе хореографической постановки не раскрылось одно из пяти олимпийских колец. Недоброжелатели России получили повод к злословию, чем и воспользовались, но хозяева ответили шуткой на церемонии закрытия, заодно выпустив майки, прочие фенечки с изображением «нераскрывшегося кольца». Правда, небезызвестный господин Эрнст так обильно пропиарил эту самоиронию, что опять всё испортил, но это уже иной вопрос — личного понимания мудрости «знай меру». Оговорив эти глобальные детали, переходим к частностям.

Чемпионат начинается в аэропорту

Как театр начинается с вешалки, так любой крупный форум берёт свой старт в аэропорту. Там же, к слову, всё и заканчивается. А потому прощание с Белыми играми-2014 получилось не просто смазанным, а напрочь испорченным. Да так, что в самолёте белорусской авиакомпании дело дошло до слёз и почти истерик, которые пытались закатить особо нервные гражданки из числа транзитных пассажиров. Дело в том, что борт сообщением Сочи — Минск по вине наземных служб аэропорта запоздал с вылетом на 2,5 часа, что накрыло медным тазиком все стыковки рейсов. Было отчего психовать и бузить! После всех мытарств на посадке в самолёт — для пассажиров минского борта полчаса не могли найти автобуса, и в маленьком зале нам пришлось пережить ощущения селёдки, набитой в бочку, — обнаружилось отсутствие багажа. Его и ждали 165 минут экипаж и пассажиры, уже вовсю фланировали вечерним променадом по зонам, где любой посторонний пешеход — нонсенс. «Только под самолёты не заходите!» — просили какие-то люди, с интересом наблюдавшие за этим массовым выгулом со многих (!) бортов. Стоит ли удивляться, что в прощании с Сочи, когда оно таки состоялось, грусть отсутствовала на базовом эмоциональном уровне. Есть уверенность, что в Минске подобных накладок не произойдёт, хотя бы потому, что к ним просто нет предпосылок, в отличие от российских реалий. Это не голословное заявление. Действительно, не в Сочи дело: ваш покорный слуга ночь с 1 на 2 декабря прошлого года провёл в транзите «Шереметьево», убедившись, что в этой центральной гавани наших восточных соседей вовремя не может взлететь ни один самолёт. Но у сочинцев есть чему и поучиться! С прибытием гостей они справились практически безупречно. А подчеркнула этот успех тщательно и умно продуманная система аккредитации в аэропорту. Специальные службы работали прямо в зале выдачи багажа, и не успели сумки с чемоданами появиться на ленте, как все уже обрели желанную легализацию на Играх. Если есть возможность сделать так и в Минске, то ею нельзя пренебречь. Поверьте, это очень большой успех хозяев Олимпиады, повысивший тонус только-только прилетевших гостей. Но имеется один нюанс: качество замка на ленте аккредитации, надёжность зажимов, крепящих карточку к ленте. Не мелочь! Ибо утрата аккредитации на столь глобальных соревнованиях, как Олимпиада или чемпионат мира по хоккею, ведёт к таким неприятностям, порой с необратимыми печальными последствиями, что о них даже не будем заикаться — ужас. Так вот, в Сочи вечно перегруженные здоровенными баулами фотографы были вынуждены скотчем и булавками фиксировать все замки и зажимы. Ни с того ни с сего один раз отстегнулось крепление и у автора этих строк. Хорошо, что аккредитация упала под ноги, а то быть беде. Но переедем в минский аэропорт, где рекомендуем создать специальные информационные «точки» для лиц, аккредитованных на чемпионате, в том числе, и даже в первую очередь, для журналистов. Всё потому, что в Беларуси обязаны извлечь урок из негатива Сочи, в котором хуже некуда встречали именно людей, имеющих профессиональный долг формировать общественное мнение. В этом отношении нам следует вооружиться опытом Пекина-2008. В Китае с прессой не заигрывали, перед ней не лебезили, однако относились с подчёркнутым уважением, пониманием того, что необходимо специалистам пера, микрофонов и телевизионных камер для исполнения профессионального долга и творческого поиска. Разумеется, те из коллег, кто был «заряжен» не принимать успехов Поднебесной в организации Олимпиады, продолжали строить свои репортажи на миноре, буквально охотясь за мелочными недостатками. Но, во-первых, как им было трудно! А во-вторых, человеческое начало не убито в любом прожжённом профи: хочешь не хочешь, а западная пресса признала абсолют Пекина. Вот и нам надо не брезговать заниматься проблемами журналистов, а, наоборот, отнестись к ним трепетно и даже больше. Будьте уверены: воздастся! Если на той же информационной «точке» гостю подскажут все маршруты, все нюансы аккредитации и дальнейшего расселения, то первое впечатление уже будет благоприятным, в чём и заключается парадигма «стартового гостеприимства». А затем транспорт…

Автобус — четырёхколёсный друг человека

Сразу отметим: организация транспорта на Олимпиаде и на чемпионате мира по хоккею — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Разумеется, нам будет значительно легче и с той же проблемой «блуждающих шофёров» нам вряд ли придётся столкнуться. Заблудиться на пути, например, от отеля «Беларусь» (одна из журналистских гостиниц) до «Минск-Арены» проблематично. Да и «Чижовка-Арена» находится, чай, не в Красной Поляне. А, кроме того, на автобусах в Минске будут работать свои, местные ребята, чего не было в Сочи. Не доверяя аборигенам с джигитскими замашками, на Олимпиаду командировали шофёров из Москвы и Московской области. Для них устраивали специальные ознакомительные курсы с целью адаптации к дорогам и маршрутам. Об этих сессиях весьма занятно рассказывал один из опытных мастеров «баранки»: «Понимаешь, у инструкторов было всего лишь одно указание: вышел на трассу — и тупо вперёд! Я говорил: покажите мне развязки. А мне: тупо вперёд!» Потому и не стоит удивляться, что несколько рейсов стали на Играх «автобусами-призраками». Ваш покорный слуга находился на борту одного из них: путь от Горки-города до Олимпийского парка, на который отводился астрономический час, занял в два с половиной раза большое время. Девиз «тупо вперёд» в данном случае не сработал. Развязки знать всё-таки надо. Однако, повторимся, эта проблема вряд ли грозит минскому хоккейному форуму. Тем не менее в вопросах транспортного обеспечения чемпионата надо быть бдительными и работать очень чётко. Задача N1 — безукоризненное соблюдение расписания. Если в салоне автобуса находится один человек и график говорит о необходимости отбытия — надо ехать, а не ждать какого-нибудь ещё. Так экономить на солярке нельзя. Расход топлива минимизируется грамотным, умным составлением расписания движения шаттлов. Задача N2 — дополнительные автобусы на час пик. То есть если в назначенное время не смогли уехать (не хватило мест) все желающие, то сразу надо подать второй борт, а не говорить страшные для той же прессы слова: «Следующий шаттл через полчаса». Задача N3 — подготовка водителей. Надо понять, что мнение о белорусах многие журналисты будут формировать именно… на основании опыта общения с водителями. Не в меньшей мере, чем с волонтёрами и сотрудниками служб безопасности. И если пилотом четырёхколёсного друга будет хмурый, неприветливый по причине приватных комплексов сыч, то и имидж Синеокой, мягко говоря, пострадает. Запомнить же слово «хеллоу» — на посадке и короткое «бай» — на высадке не так уж сложно, даже для индивидуумов, не имеющих никаких склонностей к изучению иностранных языков. Не в лингвистике дело, а в желании быть приветливым. А это — зона ответственности тех, кто проводил кастинги среди шофёров. Если же в отряд избранных попали люди, не способные улыбаться, — это плохо. На лучезарности никто не настаивает, но хоть немного приподнимать уголки рта необходимо уметь. Кроме того, водители, работающие с аккредитированными лицами, должны понимать, что они возят не свадьбы, а группы либо настраивающихся на тяжёлый труд, либо уже предельно уставших людей, мечтающих о покое. Не надо для поднятия настроения врубать во всю мощь динамиков музыку, а тем паче русский шансон, что в Сочи случалось сплошь и рядом! В принципе, в Минске на время движения необходимо ввести запрет на радио и магнитолы в автобусах. Во время остановок — пожалуйста, но и только. Иными словами, водители должны быть и просто добропорядочными людьми. Именно так. На любом топ-соревновании есть специальное бюро находок, куда и необходимо сдавать «найдёныши». Сразу, без намерения «поносить, а уж потом»! Забывают же в автобусах, на столах в пресс-центре, в кафе, на столиках контроля службы безопасности всё что душе угодно! Аккредитации, кошельки, фотоаппараты, сумочки, бейсболки. Наконец, солнцезащитные очки, чем «повезло» отличиться в Сочи вашему покорному слуге. Причём подкараулила несуразность западения памяти на предмет сохранения собственного достатка как раз в том диком автобусе, что наворачивал круги, не зная дороги в Олимпийский парк. Так хотелось вырваться наружу, что совсем остались без внимания повешенные на «сеточку» очки. Вроде бог с ними, но история имела странно неприятное продолжение. На следующий день тот бедовый водитель, как будто специально, попался навстречу на пешеходном маршруте. «Очки в салоне находил?» — «Да». — «Куда отнёс? В бюро находок?» — «Нет. Повесил обратно на шторку». — «Зачем?!!» Пожатие плечами, как и в ответ на другие вопросы с восклицаниями. В конце концов, из парня было вырвано обещание: найти тот борт (он уже работал на другом автобусе) и те очки, однако его слово не имело веса. Закружило журналистские очки в круговороте Игр, да так, что сгинули... Для того чтобы в Минске не было подобных историй, которые хоть и мелочны по своей сути, однако воспринимаются крайне болезненно, надо брать на службу чемпионату мира шофёров, знающих, что делать с найденными вещами, а не мастеров тупить глаза и пожимать плечами. Но, говоря о транспортных нюансах организации крупного спортивного соревнования, нельзя забыть и о пешеходных маршрутах. Здесь тоже много тонкостей. Прекрасно, что в Минске уже появились информационные щиты, на которых текст набран и по-русски, и по-английски. Да и тот факт, что вскоре столичный метрополитен станет доступен на слух иностранным гостям, безусловно, отраден. Однако этого мало для того, чтобы обеспечить полный комфорт аккредитованным лицам, хотя дополнительные меры, к счастью, не требуют каких-то грандиозных капиталовложений. Просто необходимо учесть и тщательно разобрать на детали ситуацию, когда у журналиста или, скажем, работника ИИХФ возникнет нужда отправиться в ледовые дворцы не на профильных автобусах-шаттлах (допустим, не устраивает расписание), а частным порядком. Более того, не на такси, а на общественном транспорте. Тут сразу возникает вопрос к столичной мэрии: будет ли аккредитация чемпионата мира предоставлять право бесплатного проезда? По идее, на всех крупных спортивных форумах это в порядке вещей, но иногда организаторы хитрят, стараясь сэкономить. Например, так происходило в Москве в августе-2013 на чемпионате мира по лёгкой атлетике. Трюк россияне выдумали достаточно остроумный, особенно и не придерёшься. Сама карточка аккредитации не обеспечивала право бесплатного проезда, но зато выдавался проездной на все виды транспорта с ограниченным, естественно, числом поездок: по две на каждый день чемпионата, из расчёта маршрута «Лужники» — отель — «Лужники». Но стоит ли мелочиться? Однако вернёмся к пешеходным прогулкам. Итак, пути от каждой официальной гостиницы до остановок общественного транспорта нужно протопать собственными организаторскими ножками, чтобы на каждой развилке (на каждой — это на всех, и никак иначе!) поставить указующие дальнейшее направление стрелки. Причём эти стрелки должны быть понятными, а не такими, как в новогоднем фильме «Чародеи», в котором герой Семёна Фарады имел повод для причитаний «Кто так строит?!» (Окончание следует)

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

«Сила в единстве»: фоторепортаж со Дня народного единства около Стелы

Хоккеисты минского «Динамо» отстояли Кубок Салея