Брать умом и сердцем

Работа на XXII Белых играх в Сочи для специального корреспондента «СП», разумеется, имела и дополнительную подоплёку. А именно: анализировать усилия, достижения и промахи организаторов Олимпиады, в преломлении на очень скорый минский чемпионат мира по хоккею. Информационная база собрана изрядная, и сегодня её значимая часть, будучи переосмысленной, представляется вашему вниманию.

Три оговорки

Но прежде чем перейти непосредственно к изложению фактов и их анализу, необходимо оговорить три существенных, на взгляд автора, момента. Во-первых, эти записки сознательно не лишены эмоциональной составляющей. Дело в том, что если спорт — это фабрика по производству эмоций, то было бы просто неправильно не учитывать сей «момент взрыва», пусть и таящий в себе субъективизм личного восприятия. Но все мы люди и для людей работаем, о чём необходимо помнить организаторам чемпионата мира в Минске. Более того, наш пока ещё гипотетический успех (о противоположном результате даже не зарекаемся!) как хозяев столь крупного спортивного форума будет в первую очередь зависеть, насколько мы сможем взять гостей «работой ума и заботой сердца». А это тоже и личное отношение, и связанные с ним эмоции! Во-вторых, оценивая любую стратегию с тактикой, надо не забывать о незыблемом постулате. Мудрость бывает двух видов: одна даёт средства действовать, другая от действий удерживает. Вот и нам в своём социальном и спортивном сражении за хорошее проведение хоккейного форума надо об этом помнить, чтобы сохранять хладнокровие и выдержку тогда, когда, напротив, хочется проявить зряшную, бестолковую активность. А для ликвидации голословности — маленький локальный пример из олимпийских реалий в Сочи, связанный с темой волонтёров, которую разберём отдельно. Представьте себе такую картину. Белорусские журналисты уже совершили три попытки заселиться в апартаменты Горки-города, но каждый раз возвращались в рецепцию на электрокаре, устав мотаться с тяжёлыми сумками. Убедившись, что нас опять отослали в помещение, ещё непригодное для человеческого жилья, грустно сидели, ожидая, что сумеют придумать лихорадочно суетившиеся клерки, у которых мы явно уже застряли в печёнках. Но белорусы заслуживали гораздо больше сочувствия, ибо мечтали о рядовых вещах. Заселиться, помыться, распаковать вещи и приступить наконец к работе на Играх, чего не удавалось сделать уже третий час! Тут раскрылась дверь в рецепцию, и на пороге оказался, видимо, прекрасно отдохнувший, вкусно поевший и отлично себя чувствующий розовощёкий волонтёр. Увидев тоску в наших глазах и не стараясь вникнуть ни в какие подробности, он тут же решил поправить ситуацию, для чего, улыбаясь широко и располагающе, спросил, как выстрелил: «Вам ничего не нужно?» Вы скажете, мелочь?! Конечно. Но так выглядит ситуация с позиций «заднего ума», а тогда эта улыбка и бездумный вопросик стали каплей, переполнившей чашу терпения: красная тряпка для рассерженных быков. Хорошо, что малый быстро ретировался: его дежурное желание проявить вежливую заинтересованность было воспринято в качестве изощрённого издевательства. Готовясь встречать гостей из Западной Европы и Северной Америки, не надо стремиться выпрыгнуть из штанов, чем-то с места в карьер сразить наповал или моментально заставить их полюбить Беларусь. Никаким блицкригом этих задач не решить. Превратное мнение, если у кого-то из гостей оно будет, начнёт разворачиваться на позитив только в случае спокойной, стабильной, предсказуемой работы всех служб. В этом случае и ошибки с промахами, без которых не обходится ни одно крупное дело, не вызовут какого-то чрезмерного отторжения. При этом не забудем о самоиронии, что тоже является признаком высокого ума и культуры. Вспомните, как в Сочи на стадионе «Фишт» во время церемонии торжественного открытия Игр-2014 в ходе хореографической постановки не раскрылось одно из пяти олимпийских колец. Недоброжелатели России получили повод к злословию, чем и воспользовались, но хозяева ответили шуткой на церемонии закрытия, заодно выпустив майки, прочие фенечки с изображением «нераскрывшегося кольца». Правда, небезызвестный господин Эрнст так обильно пропиарил эту самоиронию, что опять всё испортил, но это уже иной вопрос — личного понимания мудрости «знай меру». Оговорив эти глобальные детали, переходим к частностям.

Чемпионат начинается в аэропорту

Как театр начинается с вешалки, так любой крупный форум берёт свой старт в аэропорту. Там же, к слову, всё и заканчивается. А потому прощание с Белыми играми-2014 получилось не просто смазанным, а напрочь испорченным. Да так, что в самолёте белорусской авиакомпании дело дошло до слёз и почти истерик, которые пытались закатить особо нервные гражданки из числа транзитных пассажиров. Дело в том, что борт сообщением Сочи — Минск по вине наземных служб аэропорта запоздал с вылетом на 2,5 часа, что накрыло медным тазиком все стыковки рейсов. Было отчего психовать и бузить! После всех мытарств на посадке в самолёт — для пассажиров минского борта полчаса не могли найти автобуса, и в маленьком зале нам пришлось пережить ощущения селёдки, набитой в бочку, — обнаружилось отсутствие багажа. Его и ждали 165 минут экипаж и пассажиры, уже вовсю фланировали вечерним променадом по зонам, где любой посторонний пешеход — нонсенс. «Только под самолёты не заходите!» — просили какие-то люди, с интересом наблюдавшие за этим массовым выгулом со многих (!) бортов. Стоит ли удивляться, что в прощании с Сочи, когда оно таки состоялось, грусть отсутствовала на базовом эмоциональном уровне. Есть уверенность, что в Минске подобных накладок не произойдёт, хотя бы потому, что к ним просто нет предпосылок, в отличие от российских реалий. Это не голословное заявление. Действительно, не в Сочи дело: ваш покорный слуга ночь с 1 на 2 декабря прошлого года провёл в транзите «Шереметьево», убедившись, что в этой центральной гавани наших восточных соседей вовремя не может взлететь ни один самолёт. Но у сочинцев есть чему и поучиться! С прибытием гостей они справились практически безупречно. А подчеркнула этот успех тщательно и умно продуманная система аккредитации в аэропорту. Специальные службы работали прямо в зале выдачи багажа, и не успели сумки с чемоданами появиться на ленте, как все уже обрели желанную легализацию на Играх. Если есть возможность сделать так и в Минске, то ею нельзя пренебречь. Поверьте, это очень большой успех хозяев Олимпиады, повысивший тонус только-только прилетевших гостей. Но имеется один нюанс: качество замка на ленте аккредитации, надёжность зажимов, крепящих карточку к ленте. Не мелочь! Ибо утрата аккредитации на столь глобальных соревнованиях, как Олимпиада или чемпионат мира по хоккею, ведёт к таким неприятностям, порой с необратимыми печальными последствиями, что о них даже не будем заикаться — ужас. Так вот, в Сочи вечно перегруженные здоровенными баулами фотографы были вынуждены скотчем и булавками фиксировать все замки и зажимы. Ни с того ни с сего один раз отстегнулось крепление и у автора этих строк. Хорошо, что аккредитация упала под ноги, а то быть беде. Но переедем в минский аэропорт, где рекомендуем создать специальные информационные «точки» для лиц, аккредитованных на чемпионате, в том числе, и даже в первую очередь, для журналистов. Всё потому, что в Беларуси обязаны извлечь урок из негатива Сочи, в котором хуже некуда встречали именно людей, имеющих профессиональный долг формировать общественное мнение. В этом отношении нам следует вооружиться опытом Пекина-2008. В Китае с прессой не заигрывали, перед ней не лебезили, однако относились с подчёркнутым уважением, пониманием того, что необходимо специалистам пера, микрофонов и телевизионных камер для исполнения профессионального долга и творческого поиска. Разумеется, те из коллег, кто был «заряжен» не принимать успехов Поднебесной в организации Олимпиады, продолжали строить свои репортажи на миноре, буквально охотясь за мелочными недостатками. Но, во-первых, как им было трудно! А во-вторых, человеческое начало не убито в любом прожжённом профи: хочешь не хочешь, а западная пресса признала абсолют Пекина. Вот и нам надо не брезговать заниматься проблемами журналистов, а, наоборот, отнестись к ним трепетно и даже больше. Будьте уверены: воздастся! Если на той же информационной «точке» гостю подскажут все маршруты, все нюансы аккредитации и дальнейшего расселения, то первое впечатление уже будет благоприятным, в чём и заключается парадигма «стартового гостеприимства». А затем транспорт…

Автобус — четырёхколёсный друг человека

Сразу отметим: организация транспорта на Олимпиаде и на чемпионате мира по хоккею — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Разумеется, нам будет значительно легче и с той же проблемой «блуждающих шофёров» нам вряд ли придётся столкнуться. Заблудиться на пути, например, от отеля «Беларусь» (одна из журналистских гостиниц) до «Минск-Арены» проблематично. Да и «Чижовка-Арена» находится, чай, не в Красной Поляне. А, кроме того, на автобусах в Минске будут работать свои, местные ребята, чего не было в Сочи. Не доверяя аборигенам с джигитскими замашками, на Олимпиаду командировали шофёров из Москвы и Московской области. Для них устраивали специальные ознакомительные курсы с целью адаптации к дорогам и маршрутам. Об этих сессиях весьма занятно рассказывал один из опытных мастеров «баранки»: «Понимаешь, у инструкторов было всего лишь одно указание: вышел на трассу — и тупо вперёд! Я говорил: покажите мне развязки. А мне: тупо вперёд!» Потому и не стоит удивляться, что несколько рейсов стали на Играх «автобусами-призраками». Ваш покорный слуга находился на борту одного из них: путь от Горки-города до Олимпийского парка, на который отводился астрономический час, занял в два с половиной раза большое время. Девиз «тупо вперёд» в данном случае не сработал. Развязки знать всё-таки надо. Однако, повторимся, эта проблема вряд ли грозит минскому хоккейному форуму. Тем не менее в вопросах транспортного обеспечения чемпионата надо быть бдительными и работать очень чётко. Задача N1 — безукоризненное соблюдение расписания. Если в салоне автобуса находится один человек и график говорит о необходимости отбытия — надо ехать, а не ждать какого-нибудь ещё. Так экономить на солярке нельзя. Расход топлива минимизируется грамотным, умным составлением расписания движения шаттлов. Задача N2 — дополнительные автобусы на час пик. То есть если в назначенное время не смогли уехать (не хватило мест) все желающие, то сразу надо подать второй борт, а не говорить страшные для той же прессы слова: «Следующий шаттл через полчаса». Задача N3 — подготовка водителей. Надо понять, что мнение о белорусах многие журналисты будут формировать именно… на основании опыта общения с водителями. Не в меньшей мере, чем с волонтёрами и сотрудниками служб безопасности. И если пилотом четырёхколёсного друга будет хмурый, неприветливый по причине приватных комплексов сыч, то и имидж Синеокой, мягко говоря, пострадает. Запомнить же слово «хеллоу» — на посадке и короткое «бай» — на высадке не так уж сложно, даже для индивидуумов, не имеющих никаких склонностей к изучению иностранных языков. Не в лингвистике дело, а в желании быть приветливым. А это — зона ответственности тех, кто проводил кастинги среди шофёров. Если же в отряд избранных попали люди, не способные улыбаться, — это плохо. На лучезарности никто не настаивает, но хоть немного приподнимать уголки рта необходимо уметь. Кроме того, водители, работающие с аккредитированными лицами, должны понимать, что они возят не свадьбы, а группы либо настраивающихся на тяжёлый труд, либо уже предельно уставших людей, мечтающих о покое. Не надо для поднятия настроения врубать во всю мощь динамиков музыку, а тем паче русский шансон, что в Сочи случалось сплошь и рядом! В принципе, в Минске на время движения необходимо ввести запрет на радио и магнитолы в автобусах. Во время остановок — пожалуйста, но и только. Иными словами, водители должны быть и просто добропорядочными людьми. Именно так. На любом топ-соревновании есть специальное бюро находок, куда и необходимо сдавать «найдёныши». Сразу, без намерения «поносить, а уж потом»! Забывают же в автобусах, на столах в пресс-центре, в кафе, на столиках контроля службы безопасности всё что душе угодно! Аккредитации, кошельки, фотоаппараты, сумочки, бейсболки. Наконец, солнцезащитные очки, чем «повезло» отличиться в Сочи вашему покорному слуге. Причём подкараулила несуразность западения памяти на предмет сохранения собственного достатка как раз в том диком автобусе, что наворачивал круги, не зная дороги в Олимпийский парк. Так хотелось вырваться наружу, что совсем остались без внимания повешенные на «сеточку» очки. Вроде бог с ними, но история имела странно неприятное продолжение. На следующий день тот бедовый водитель, как будто специально, попался навстречу на пешеходном маршруте. «Очки в салоне находил?» — «Да». — «Куда отнёс? В бюро находок?» — «Нет. Повесил обратно на шторку». — «Зачем?!!» Пожатие плечами, как и в ответ на другие вопросы с восклицаниями. В конце концов, из парня было вырвано обещание: найти тот борт (он уже работал на другом автобусе) и те очки, однако его слово не имело веса. Закружило журналистские очки в круговороте Игр, да так, что сгинули... Для того чтобы в Минске не было подобных историй, которые хоть и мелочны по своей сути, однако воспринимаются крайне болезненно, надо брать на службу чемпионату мира шофёров, знающих, что делать с найденными вещами, а не мастеров тупить глаза и пожимать плечами. Но, говоря о транспортных нюансах организации крупного спортивного соревнования, нельзя забыть и о пешеходных маршрутах. Здесь тоже много тонкостей. Прекрасно, что в Минске уже появились информационные щиты, на которых текст набран и по-русски, и по-английски. Да и тот факт, что вскоре столичный метрополитен станет доступен на слух иностранным гостям, безусловно, отраден. Однако этого мало для того, чтобы обеспечить полный комфорт аккредитованным лицам, хотя дополнительные меры, к счастью, не требуют каких-то грандиозных капиталовложений. Просто необходимо учесть и тщательно разобрать на детали ситуацию, когда у журналиста или, скажем, работника ИИХФ возникнет нужда отправиться в ледовые дворцы не на профильных автобусах-шаттлах (допустим, не устраивает расписание), а частным порядком. Более того, не на такси, а на общественном транспорте. Тут сразу возникает вопрос к столичной мэрии: будет ли аккредитация чемпионата мира предоставлять право бесплатного проезда? По идее, на всех крупных спортивных форумах это в порядке вещей, но иногда организаторы хитрят, стараясь сэкономить. Например, так происходило в Москве в августе-2013 на чемпионате мира по лёгкой атлетике. Трюк россияне выдумали достаточно остроумный, особенно и не придерёшься. Сама карточка аккредитации не обеспечивала право бесплатного проезда, но зато выдавался проездной на все виды транспорта с ограниченным, естественно, числом поездок: по две на каждый день чемпионата, из расчёта маршрута «Лужники» — отель — «Лужники». Но стоит ли мелочиться? Однако вернёмся к пешеходным прогулкам. Итак, пути от каждой официальной гостиницы до остановок общественного транспорта нужно протопать собственными организаторскими ножками, чтобы на каждой развилке (на каждой — это на всех, и никак иначе!) поставить указующие дальнейшее направление стрелки. Причём эти стрелки должны быть понятными, а не такими, как в новогоднем фильме «Чародеи», в котором герой Семёна Фарады имел повод для причитаний «Кто так строит?!» (Окончание следует)

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Любителям

Стартовали продажи билетов на III Этап Кубка содружества по биатлону

Выставка «Отдых-2023»: открываем новые туристические горизонты