Олимпийская квалификация в каждом виде своя. Где-то, как, к примеру, в гребле на байдарках и каноэ, львиная доля лицензий разыгрывается за год до Игр на чемпионате мира, а их единичные остатки — на специальной регате в 2020-м. В парусном спорте, опять же, 101 квота, а это большая их часть, нашла своих обладателей на комплексном планетарном форуме 2018 года. Но в классах «Лазер-Радиал» и парусной доске «RS:X» добраться можно было и на нынешних планетарных чемпионатах, чем белорусы и воспользовались. А кто ещё не решил задачу-минимум, получит шанс попробовать сделать это на весеннем этапе Кубка мира в Генуе. Но сегодня мы поговорим о велоспорте, вернее, о двух его направлениях – шоссейном и трековом. Представители первого уже завершили отбор. У них на кону стояло 197 допусков (130 у мужчин и 67 у женщин). При этом каждая страна может получить не больше девяти (5+4). Основным критерием квалификации был мировой рейтинг UCI, у мужчин закрывшийся 22 октября китайской многодневкой Tour of Guangxi. Неплохо проехав её, Александр Рябушенко завоевал 35 очков и вывел нашу страну на 32-е место, дававшее право на две лицензии в групповой гонке. Но, как сообщил начальник национальной команды Александр Синельников, затем у располагавшейся следом Турции вдруг «нарисовались» дополнительные 88 очков, и она отодвинула Беларусь на 33-ю строчку, дающую лишь одну квоту: «По нашим наблюдениям, турки разделили результаты групповой гонки отдельно на мужские и андеровские. И сделали это задним числом. Наша федерация, пытаясь отстоять вторую квоту, направила письмо в Международный союз велосипедистов (UCI). Официального ответа пока не пришло. Поэтому на данный момент располагаем лишь одной лицензией». Что касается мужской индивидуальной «разделки», то в ней Беларусь вовсе никого заявить не сможет. Для того, чтобы квалифицироваться в этом виде по национальному рейтингу, нужно было попасть в топ-30. Был и второй путь – войти в десятку сильнейших на чемпионате мира. В двух предыдущих олимпийских циклах эту задачу благополучно решал один из самых титулованных специалистов этой дисциплины Василий Кириенко. Нынче же у него возникли проблемы с сердцем, едва не вынудившие вовсе завершить карьеру. Благодаря врачам речичанин вернулся в гонки, правда, только в мае, когда соперники уже четыре месяца соревновались. Он серьёзно готовился к чемпионату мира в Йоркшире, надеясь добыть там допуск в своей коронке. Но гонка, к сожалению, не сложилась. Похожая ситуация и у женщин. Чтобы в групповой гонке гарантировать себе две квоты, Татьяне Шараковой и Анне Терех пришлось после трекового чемпионата Европы лететь в Китай на тот же финальный Tour of Guangxi, а оттуда -- в Минск на дебютный, опять же, трековый этап Кубка мира. Недостающие очки девчата заработали. Но, увы, по факту они оказались бесполезными. Дело в том, что тем странам, которые не отобрались по национальному рейтингу UCI, но имели кого-то из своих спортсменок в топ-100 индивидуальной табели о рангах, по условиям квалификации выделяли по одной квоте за счёт тех, кто добыл их две. В число обиженных, у кого забрали путёвку, попала и наша сборная. Поэтому на выходе имеем по одному месту в групповой и индивидуальной гонках. А поскольку, согласно критериям, разных спортсменок в них заявить нельзя, а в «разделке» на чемпионате мира в десятку попала Алёна Омелюсик, она и является кандидатом на участие в главных стартах четырёхлетия. [caption id="attachment_112491" align="alignnone" width="900"]

Сложно. Но возможно!
В трековых велогонках олимпийская квалификация в разгаре. На её кону стоят 189 лицензий – 98 у мужчин и 91 у женщин. Их распределят по итогам мирового рейтинга UCI за 2018—2020 годы, который будет опубликован по завершении чемпионата мира 1 марта 2020 года. В список стартов, на которых можно заработать очки, вошли два мировых и два континентальных чемпионата, а также 11 этапов двух кубковых розыгрышей – предыдущего и текущего. Большая часть этой двухлетней дистанции, на финише которой страна может получить максимум 15 допусков (восемь для мужчин и семь для женщин) уже позади. И в какой-то степени картина прояснилась. Увы, и здесь она не радужная. Если в 2012-м в Лондоне наша женская сборная, заработав пять квот, выступала в командной гонке преследования, омниуме и спринте, то в Токио уже абсолютно точно в командных дисциплинах мы земляков не увидим. Для этого в олимпийском рейтинге необходимо обосноваться в топ-8, а белорусы на данный момент в командном спринте «квартируют» на 15-й строчке, как, кстати, и женский квартет в «преследовании», а мужской идёт 16-м. И поскольку от восьмёрок их отделяли, что называется, воз и тележка, на предыдущий кубковый этап в шотландский Глазго с целью экономии средств их уже не командировали. У женщин велика перспектива вовсе остаться за бортом выездного состава. Ведь в мэдисоне они занимают 21-е место, больше тысячи очков проигрывая китаянкам, располагающимся на последней проходной 16-й позиции. И только в омниуме ещё остаётся теоретический шанс отобраться. В нём к восьми спортсменкам, квалифицировавшимся в командном «преследовании», добавятся 13 из олимпийского рейтинга в многоборье. То есть в последнем условно нужно финишировать не дальше 21-го места. В настоящий момент мы замыкаем топ-20. Но! У белорусок нет квоты на участие в кубковых этапах в этом виде. Они не претендуют даже на резервную. На этапе в Минске Татьяну Шаракову допустили лишь как представительницу страны-хозяйки. А это значит, что ближайшие турниры розыгрыша в Гонконге, Новой Зеландии и Австралии наши девчата пропустят и, естественно, потеряют свою позицию в рейтинге. Спасти ситуацию, если и сможет, так только Татьяна Шаракова. Для неё в ближайшее время запланированы несколько международных гонок 1-й и 2-й категорий, благодаря которым она попытается подняться в индивидуальном рейтинге, что необходимо для допуска на чемпионат мира. И там для завоевания лицензии в Токио потребуется высокий результат. Какой конкретно, пока неизвестно. Приблизительно попадание в топ-5. Точнее можно будет просчитать лишь непосредственно перед планетарным форумом: возможно, и этого не хватит. Но, не исключено, и седьмого места будет достаточно. [caption id="attachment_112490" align="alignnone" width="900"]