На недавнем дебютном этапе Кубка Содружества по парусному спорту, который прошёл на Минском море, гродненский яхтсмен Максим ДЯГЕЛЬ стал автором главного сюрприза.
Он входил в число претендентов на медали в одном из самых массовых классов «Лазер-Стандарт», но явным фаворитом в нём считался прошлогодний победитель этой регаты Максим Николаев. Нынче москвич уже выиграл первый этап открытого Кубка России, а на втором уступил лишь не приехавшему в Минск Сергею Комиссарову из Подмосковья. Дягель же на них устраивался соответственно 6-м и 4-м, но на почти родной акватории сумел обойти всех без исключения соперников, что для него самого, как выяснилось, не стало неожиданностью:
— Мы гонялись на своей воде, а дома, как известно, и «стены» помогают. Хотя я сам из Гродно, часто тренируюсь и выступаю в Минске. Поэтому здешние условия мне хорошо знакомы. Конечно, у россиян куда больше международного опыта, выступлений в большом флоте. У них и среди молодых яхтсменов, моих ровесников, есть сильные яхтсмены. Но в начале этого сезона мне уже удавалось создать им конкуренцию, причём на море, в их условиях. Так что совместная работа приносит свои плоды. Наш уровень тоже растёт, не только мой, но и других ребят. Тот же Евгений Мадыцкий неплохо провёл регату, просто в последней гонке, в которой всё решалось, мне больше повезло, чем ему. Он также мог, как выиграть, так и призёром стать.
— Для начала вы записали в актив 3-й и 4-й приходы. Сказывалось волнение?
— Небольшой мандраж у меня перед каждой гонкой присутствует. После старта он сменяется холодным расчётом. В первый же день я привыкал к условиям непривычно большого для Минского моря флота. Обычно у нас 5 — 6 лодок гоняется, а тут 16 собралось. Но я спокойно воспринял первые результаты. Они не такие и плохие были, с ними реально выигрывать регаты. Можно ведь начать хорошо, а закончить плохо. Но лучше наоборот.
Во второй день из-за слабого ветра у нас состоялась лишь одна гонка, а я предпочитаю средний, какой был накануне, — порядка 10 узлов. Кислые условия на нашей акватории — это, как правило, лотерея, в которой кому-то может повезти, если ветер неожиданно придёт с его стороны, а кто-то выберет, казалось, более надёжный маршрут, а там всё стихнет. В таких случаях напряжение максимальное, потому что в любой момент могут догнать, откуда не ждёшь, причём даже спортсмены явно более низкого уровня. Единственную гонку я опять же завершил 4-м. Нам дали и ещё один старт. Я неплохо взял его, третьим вышел на знак с достаточно большим отрывом от остальных соперников — не только Николаева, но и Мадыцкого с Кириллом Терёшкиным, в турнирной таблице располагавшихся сразу за мной. Но ветра было очень мало, он приходил порывами, один из которых подхватил эту самую опасную компашку, и буквально через 5 минут она «катком» проехалась по мне, вообще остановившемуся. На следующем знаке я огибался уже в числе последних. Поэтому, когда гонку прекратили, обрадовался.
— Решающей же оказалась следующая серия из трёх гонок…
— Да, но мы тогда об этом не знали, ведь планировали и в четвёртый день соревноваться. Ветер опять был довольно слабый. В принципе, в чисто белорусском флоте я неплохо в таких условиях выступаю, а в более сильном не всегда получается. На первой дистанции в тот день неудачно стартовал. По ряби на воде было видно, что порывы приходят справа. И чтобы максимально выигрышно взять старт, нужно было стоять первым от судейского судна. Эту позицию занял Николаев, а я находился за ним сзади. Поскольку волны не было, лодки не сносило. Применив тактические действия, Максим не дал мне вовремя уйти на дистанцию, что с его стороны логично. А у нас, если проиграл старт, зачастую проигрываешь гонку, ведь в выгодную сторону на чистом ветру тебе идти уже не дают. Изменить же ситуацию с помощью маневров по ходу не всегда получается. Я долго шёл 8 — 9-м, в итоге выбрался на 5-е место, а Николаев, поскольку ветер в его стороне скис, 7-м финишировал.
— Зато вы выиграли две следующие дистанции...
— Но дались они тяжело. Нужно было заранее принимать решение, куда идти, потому что ориентироваться по ситуации, как убедился, было опасно. Я выбрал максимально левую сторону. И мне повезло: пусть слабый, но ветер оттуда и пришёл. Всю дистанцию я провёл впереди, с небольшим отрывом от основных соперников, которых удавалось контролировать. И заключительная гонка прошла почти так же, с той лишь разницей, что сразу за мной находились не несколько лодок, а почти весь флот. Они мешали друг другу, что мне было на руку.
— Где вам больше нравится гоняться — на море или озере?
— Раньше однозначно дома, ведь, если приезжали соперники из России, им было сложно адаптироваться к нашим условиям после морских. Сейчас и они уже здесь быстро осваиваются. Поэтому гоняться тяжелее. На море как-то спокойнее. Там стабильный ветер, нет такой зависимости от погоды, куда большую роль играет мастерство. Если получается идти на волне, выбрал правильную сторону и держишь хорошую скорость, точно покажешь хороший результат. Хотя технически у меня ещё не всё получается, в последнее время предпочитаю гоняться на море.
— А что лучше удаётся — полные курсы или лавировка?
— Последняя, которая идётся против ветра под определённым углом. Как воспитанник озёрной школы (у нас в Гродно акватория ещё меньше, а изменчивость ветра — больше), я научился достаточно неплохо видеть ветер, предугадывать его, правильно и вовремя делать повороты. Лавировка чем-то похожа на шахматную игру, в которой ещё до старта нужно оценить обстановку, где и как установлены знаки, стартовая линия, продумать все ходы наперёд, как лучше стартовать — в группе или уйти в другую сторону, постоянно учитывать действия соперников и т.д. Моментов очень много, об отдельных из которых в пылу борьбы легко забыть, что непременно скажется. Поэтому нет пределов совершенству.
— Судя по всему, участи яхтсмена вам было не избежать?
— Думаю, да. Когда ещё не было такого вида спорта в Союзе, моя бабушка на любительском уровне уже пробовала ходить под парусом. А отец Дмитрий Дягель уже серьёзно занимался, выступал на Спартакиаде народов СССР, которую по уровню конкуренции нередко сравнивали с чемпионатами мира и Европы. И нас с сестрой Екатериной, которая уже завершила спортивную карьеру, довольно рано посадили в лодку.
— Поначалу много переворачивались?
— Конечно, это неизбежно. Но страшно не было. Главное — уметь плавать, держаться за лодку и знать, что делать. На воду мы выходим обязательно в спасательных жилетах и в сопровождении тренера на катере, который всегда поможет при надобности. Но однажды в подростковом возрасте я попал в экстрим на Кубке Беларуси. Минут за 30 — 40 до старта у меня порвалась верёвка. И поскольку катеров рядом не оказалось, решил сам её починить. Ветер же был достаточно сильный. И я перевернулся. А когда поставил лодку обратно, мачты не оказалось. Она просто выпала. Благо, мои мучения увидел Сергей Николаевич Морозов. И хотя я с ним тогда ещё не тренировался, помог поставить мачту, что было очень непросто. Пока сходил на берег, чтобы устранить поломку, одну гонку пропустил. Но на тот момент я был безоговорочным лидером в классе «Лазер 4.7», и это не помешало выиграть регату.
— Первые соревнования на море в сильный ветер помните?
— Такое не забывается! Вот там страшно было. Даже Минское море после наших гродненских озёр в первый раз мне показалось огромным. А когда в 2009-м, в 10 лет, выехал на первенство Польши в классе «Оптимист», вообще шокирован был. Не представлял, как можно выйти на такую акваторию на лодке. Во все три дня сбора нам это сделать и не удалось из-за полного штиля, что для меня идеально было. А в первый день соревнований поднялся ветер порядка 30 узлов, нагнавший 3-метровую (выше моей яхты) волну. Из-за штормового предупреждения гоночный комитет нас на воду не стал выпускать. Назавтра, несмотря на аналогичные условия, решил всё же проводить гонки. Но из-за слишком большой волны судно не смогло заякориться. И нас отправили на берег. В тот день у меня были самые широкие глаза в жизни, ведь до этого выше полуметровой волны даже на фотографиях не видел. В третий день из-за того, что погода не изменилась, мы вновь просидели на берегу. Именно там я прошёл крещение, хотя ни одной гонки так и не состоялось.
— Самым большим достижением считаете победу на Кильской регате-2016?
— Наверное, да, хотя добыта она в юниорском классе «Лазер 4.7». Это была тестовая регата к первенству мира. Поэтому и собрала больше 90 лодок из многих стран. И для меня она очень удачно сложилась.
— И о чём мечтаете?
— Было бы здорово выиграть чемпионат мира. А потом купить большую яхту где-нибудь на море и выходить на ней просто для души.