Чемпионат мира по биатлону завершился в итальянском Антхольце в минувшее воскресенье массовыми стартами. Однако белорусские стреляющие лыжники подвели черту под своими выступлениями на «Зюдтироль-Арене» ещё в субботу. Эстафеты стали последним видом программы, в котором приняли участие как подопечные Василия Лещенко (леди), так и Олега Рыженкова (джентльмены).
Уже сам факт пролёта мимо массовых стартов говорит о неутешительности итогов ЧМ для белорусской сборной. Однако прежде чем перейти к обобщениям, всё же — о событиях эстафет.

Как сельди в бочке!
Вначале — о самом ярком впечатлении субботы, прямо не касающемся соревновательной подоплёки элитарных командных гонок. Учитывая ранний относительно предыдущих дней старт женщин, которых мужчины пропустили вперёд, я решил выдвинуться из Иннихина в Антхольц поездом не в 9.50, как обычно, а часом ранее.
Уже по многолюдности на перроне стало понятно, что решение принято верное. В вагон удалось войти более или менее спокойно и даже утвердиться в сидячем положении. Но уже в Тоблахе всё оказалось забито под завязку болельщиками. В Нидердорфе вагоны брали штурмом, которые не снились Зимнему дворцу в октябре-1917. Вместо ружей со штыками наперевес использовались национальные флаги.
Что же касается Вельсберга – последней перед высадкой в Оланге станции, то почти никому из потенциальных пассажиров не удалось пробиться в вагоны. В них пассажиров было — как сельди в бочке!
Столпотворение ожидалось, естественно, и на автобусной остановке. Только накопленный опыт выхода из таких ситуаций – размахивать карточкой аккредитации журналиста и орать каждому встречному волонтёру: «Мне положен приоритет при посадке!» — позволил более или менее оперативно десантироваться на борт четырёхколёсного друга, а значит, добраться до «Зюдтироль-Арены».
Во что вылился обратный вечерний путь – особый разговор. Не входя в подробности, сообщу лишь следующее: а) вся толпа болельщиков уже была разгорячена гонками и соответствующими напитками; б) поезд на Иннихен, который должен был уйти из Оланга в 18.45, оказался отменен. Однако! Если забыть кое-какой личный дискомфорт, надо признать: это был настоящий праздник биатлона! Популярность которого только растёт год от года.
Переживая за парней
Конечно, в субботу хотелось увидеть хотя бы частичную реабилитацию белорусских команд. Увы, у женщин всё пошло наперекосяк с первой стрельбы: по итогам премьерной «лежки» Кривко, вновь выступив застрельщицей, ушла на штрафной круг. Всё остальное уже не имело большого смысла, и какого-то принципиального значения.
Что касается мужчин, то наш стартёр Антон Смольский, прекрасно уйдя в гонку, на одном из подъёмов остался со сломанной палкой, что, естественно, наложило отпечаток на стрельбу лёжа – два дополнительных патрона. Но затем Антон показал класс, его капитанский порыв поддержали Лобастов и Елётнов, да и Бочарников справился со стрельбой. Но последний круг Сергея… В общем, мы – девятые.
Достойный результат, который позволил активно поработать по горячим следам гонки.
Антон СМОЛЬСКИЙ: доволен чемпионатом

-- Как случился инцидент с палкой?
-- У меня очень хорошо катили лыжи, что позволило сразу пробиться в лидерскую группу. Но именно в ней на одном из подъёмов случилась суматоха и толчея. В результате остался без палки. Причём неприятность подстерегла не только меня, но и Гараничева, по-моему, кого-то ещё. Мне на помощь пришли французы.
-- Однако их палка была явно для спортсмена ростом с Макса Воробья!
-- Да, вы правы: очень длинная! Не под меня. Но тут выбирать не приходилось. И спустя пару сотен метров Олег Рыженков сообщил мне, что на стрельбище после «лёжки» мне дадут нормальную палку. Андрей Падин передал её заранее арбитру, а уже тот – мне.
-- Наверняка сей инцидент выбил вас из колеи!
-- Да, это объективно. Пришлось догонять пелетон, то есть рисковать с подходом.
-- Кроме того, в тот момент, когда вы только изготавливались, трибуны уже бурно реагировали на выстрелы лидеров.
-- А вот это обстоятельство малозначимо. Не первый день здесь стартуем и к таким эмоциям болельщиков привыкли.
-- «Стойка» получилась замечательной!
-- У меня уже не было пути к отступлению. Старался работать и быстро, и наверняка. Получилось. В принципе, доволен и «стойкой», и последним кругом, на котором случились пару кризисных моментов. Однако я их сумел преодолеть, превозмогая собственную слабину.
-- Пережить непопадание в массовый старт тоже было непросто?
-- Конечно, очень хотел стартовать в воскресенье. Тем более надежда была, да и потом, после объявления стартового протокола, прекрасно понял, какой не хватило малости. Тем не менее не падаю духом. В конце концов, даже этот сезон продолжается, и у меня ещё будет возможность побороться за право участвовать в массовом старте.
-- На мой взгляд, вы в любом случае можете записать себе в актив Антхольц-2020.
-- Спасибо. Я действительно набирал очки во всех личных гонках, а в спринте установил новый рекорд в своей карьере.
-- Но теперь вас ждёт ещё допинг-процедура?
-- Да, это обычное дело!
… Кстати, именно в те минуты, когда я воскресным утром писал интервью Антона, стало известно, что Смольский из «второго запасного» стал уже «первым». Но дальше так и не продвинулся. Судьба лишь подразнила. А получилось всё потому, что…
Ох уж этот Логинов!
Конечно, российский биатлонист стал центральной фигурой Антхольца-2020. И не только потому, что выиграл в спринт, чем привёл в ярость всех своих многочисленных недоброжелателей, помнящих об ЭПО-инциденте Александра.
И хоть потом форма Логинова резко пошла на спад, на него продолжали коситься все, кому не лень. В субботу же разорвалась новая «бомба». Ибо в 6 утра местного времени полиция постучалась в дверь номера Логинова, который он делил с Гараничевым. Как вы понимаете, полиция просто так в дверь не стучится и сонным людям, которые в трусах, вопросов не задаёт.
Был произведён обыск номера, осмотр личных вещей. Заодно оказались изъяты все гаджеты Александра. Российские СМИ немедленно провозгласили лозунг «Руки прочь от Логинова!», чтобы заодно пытаться понять, по какой причине личный тренер Александра, Касперович, не получил аккредитацию на ЧМ-2020. В итоге он, чтобы пробраться на стадион и трассу, использовал чужую аккредитацию, заимствованную у одного из украинских товарищей.
И всё бы ничего, но Касперович знаменит усами. В общем, его явление на «Зюдтироль-Арене» кому-то не понравилось, и этот кто-то «стуканул» в офис IBU. Где нашлась инициативная деятельница, ведущая антидопингом, и немедленно привлекла к делу итальянскую полицию…
Ничего запрещённого у Логинова не нашли, однако все убедились, какая странная атмосфера царит в российском биатлоне. Никто ведь не сомневался, что Касперовича «сдали свои товарищи», чтобы досадить личному тренеру Логинова неприятным скандалом.
Но в итоге всё вылилось в грандиозную заваруху! Логинов, впрочем, вывел на последнем этапе эстафеты российский квартет на четвёртое место, после чего дал импровизированную пресс-конференцию российским журналистам. А уже ночью… покинул чемпионат мира, тем самым отказавшись участвовать в массовом старте. Разумеется, глагол «сбежал!» тут же пронёсся по пресс-центру, и этот очередной странный поступок Логинова только добавил дров в тлеющий огонь подозрений. Действительно, всё странно…
Неужели дело в Риднау?!
Но вернёмся к белорусским коллизиям Антхольца-2020. Итак, к Смольскому и Лобастову нет никаких претензий. Да, Антон запорол этап в смешанной эстафете, но тем ценнее, что наш капитан реабилитировался. В любом случае понятно, что Смольский прогрессирует, и никаких жалоб на состояние у него не было. Наоборот! Был здоров, весел, получал удовольствие от гонок, расстраивался, радовался, благодарил сервисменов и тренеров. В общем, жил, а не мучился!
Да и для проводящего лишь первый взрослый сезон Лобастова Антхольц-2020 – тоже позитив. Не растерялся, сражался, набирал зачётные очки. И прав тренер Андрей Падин, который сказал, что у Никиты есть хорошая перспектива. Она будет реализована! Как и у Воробья – это обязательно. Хотя за Максима досадно. Его целенаправленность на «двадцатку» в Антхольце, в отличие от этапа КМ, в Поклюке не сыграла как ставка – вместо «красного» выпало «черное». Непросто без соревновательной практики показать максимум.
Однако! Обратите внимание: белорусская мужская сборная почти сформирована не только на Игры-2022, но и на Игры-2026. И представьте, как лихо и празднично может быть на Олимпиаде в Антхольце! Куда Смольский, Лобастов, Воробей, а вместе с ними Лазовский, Казаринов, Кривко, Тулатин должны приехать в расцвете карьеры, закалёнными мужиками! Да и Елётнов хоть и будет «дедушкой», но только в армейском смысле.

Но, почему Кривко вместо того, чтобы зазвенеть в Антхольце, обнаружила на ногах гири? По четыре кило каждая, как говорила она сама? И как теперь отнестись к этапу смешанной эстафеты, с которого и начался ЧМ? Ведь на нем Ирина была хороша. А потом как навалилось! На всех. Чтобы если кого и отпустить по ходу чемпионата, так только Анну Сола, которая не бежала все гонки.
Неудачная методика? Возможно. Но у тренеров быстрых ответов нет. Тот же старший тренер женской сборной Василий Лещенко честно признался, что до сих пор нет понимания, почему произошло то, что произошло. А ведь со спринта оптимизм из речей Кривко исчез, и она стала говорить об утомлении, отсутствии свежести, что, скорее всего, вызвано методическими причинами.
Это версия. Но есть и ещё одна. Итак, после этапа Кубка мира в словенской Поклюке наши стреляющие лыжники должны были (по изначальному плану!) заехать на сбор именно в Антхольц. Все было договорено, забронировано и оплачено.
Но тут последовал отказ с извинениями: дескать, у нас (итальянцев) нет возможности предоставить тренировочные условия в связи с заменой стрелковых установок на «Зюдтироль-Арене». Извините…
И наши поехали в Риднау, местечко, которое, несмотря на всю высотную схожесть, возможно, является «заколдованным», а то и «проклятым» в преломлении на старты в Антхольце. Мы – мимо кассы. Шведы – выступают намного слабее ожидаемого. Россия – тоже. Конкретно Логинов -- спёкся. Чехия была неплоха вначале, но капнула после первых двух дней.
В то же время успешные французы «подводились» хоть в Южном Тироле, но только в Мартеле – 200 км от Антхольца. Норвежцы вовсе забрались на некий «сельский стадион со стрельбищем», который курирует в горах известный в прошлом биатлонист Патрик Фавр. Наконец, сами итальянцы. Говорят, что Вирер и Витоцци – их главные надежды — таки работали непосредственно на «Зюдтироль-Арене». Для них стрельбище работало.
А остальные? Тренировались в Обертиллиахе! А это, между прочим, хоть и совсем рядом с Антхольцем, но уже Австрия. То есть поймите, пикантность ситуации: хозяева чемпионата мира не выбрали домашний Риднау! Очень интересный факт. Заставляющий задуматься: почему?!! Возможно, итальянцы накопили опыт, говорящий о том, что к стартам в Антхольце нельзя готовиться в Риднау… Так что это тоже – версия.
Но сколько их еще будет? Сейчас белорусских биатлонистов ждёт второй кряду домашний чемпионат Европы в Раубичах. Будет интересно понять: «отпустит» наших барышень на равнине или нет? Для подготовки к Олимпиаде-2022 (соревнования пройдут на высоте Антхольца) это очень важно.
Фото: biathlon.by