Большинство белорусских велогонщиков шоссейный сезон завершили на главной российской многодневке «Дружба народов Кавказа» и международных соревнованиях «Нарты Адыгеи».
На обоих турнирах довольно ярко себя проявил представитель клуба «Минск» Денис МАРЧУК, которого мы и попросили поделиться впечатлениями. И для начала поинтересовались, с каким настроением он ехал на Кавказ, не пугали ли горы?
— Оно было боевое, поскольку на предшествующем«Туре Беларуси» хорошо себя чувствовал. Вообще мне нравятся эти российские соревнования, я на протяжении всего сезона настраивался на них, тем более и в прошлом году этап выиграл. К горам я, конечно, был не очень готов, а равнины, на которую больше надеялся, нынче было меньше. Но всё равно свой шанс не упустил.
— Надо полагать, после молодёжной «Джиро д’Италия», которую проехали два года назад, никакие перевалы не страшны?
— В какой-то степени, да. Хотя на Кавказе тоже есть хорошие подъёмы, пусть и не настолько тяжёлые. По красоте же ни горы, ни водопады ничуть не уступают апеннинским. Что же касается той «Джиро», то она запомнилась, как сплошное мучение с третьего этапа. Мы ещё зелёные были. Поэтому очень тяжело пришлось. Я, правда, в 2019-м проехал молодёжный аналог «Тур де Франс» — «Тур де л’Авенир», который был лишь на этап короче. После него «Джиро» из 10 этапов с одним днём отдыха психологически полегче далась, чем ребятам, которых старался всячески подбадривать. В ней много профессиональных молодёжных команд участвовало, что, конечно, сильно отразилось на уровне конкуренции. Скорости были запредельные. На одном равнинном этапе 2 часа 20 минут она держалась в районе 53 км/ч. Мы даже «разделки» так быстро не ездим.
— Весь маршрут той «Джиро» из белорусов одолели только вы с Артуром Кириевичем. Были уверены, что дотерпите?
— Да, я не допускал мысли о сходе. После «Тур де л’Авенира», повторюсь, имел ведь представление, что это такое. И настраивался доехать, понимая, что это задел на будущее. После «Джиро» мы хорошо и на чемпионате страны выступили, на котором Марк Гринкевич выиграл групповую гонку среди андеров, а я вторым стал. То есть мучения на пользу пошли.
— Предложи вам сегодня проехать тот маршрут в той компании, согласились бы?
— С удовольствием! Ведь уже и опыта больше, и сил. На равнинных этапах, возможно, могло даже что-то получиться.
— На многодневке «Дружба народов Кавказа» вы дважды распечатывали финиш, но первой победы на третьем этапе в Алании лишились… Как восприняли это?
— Поначалу, конечно, расстроился. Потом посмотрел запись, увидел, что с моей стороны было нарушение, пусть, может быть, и не очень явное, и принял ситуацию, как есть. Этап, кстати, очень тяжело дался. Я ехал больным и в тот день особенно плохо себя чувствовал. А тут ещё и дисквалифицировали… Видимо, чтобы добавить «положительных» эмоций. Но я понимал, что ещё будет шанс себя проявить.
— И на пятом этапе на 59 км в Нальчике вновь вырвали полколеса и уже поднялись на подиум…
— Это был критериум. Состояние у меня сталополучше. Узнав об этом, наш тренер Евгений Гутарович сказал, что для развоза лидера команды Евгения Королька людей хватает, поэтому могу сам попробовать что-то сделать. И так получилось, что мне удалось сесть в «пыльный» мешок и в концовке выдать свой «кусок». Повезло, что чуть-чуть у Жени выиграл. Хотя на самом деле на спринтерском этапе я особо не надеялся на такой исход, больше рассчитывал на отрывы. Из десяти этапов на семи отбирался в них в надежде, что доедем. Но увы… Самым обидным оказался шестой этап, на котором 120 км провёл на передовой. И нас непонятно зачем, догнали. Хотя в генеральной классификации мы все «ловили» по 20 минут. Видимо, в группе кто-то больше нас был мотивирован.
— По ходу гонки вы неоднократно выигрывали промежуточные спринты. Распробовали вкус к ним?
— Не сказал бы. Просто, едя в отрыве, ты понимаешь, на что способны попутчики и сам. Обыграть пару соперников проще, чем пелотон.
— А как кавказские горы давались?
— Поскольку первую половину многодневки больным ехал, непросто, особенно на 4-м этапе, когда на высоту 2000 м поднимались в слякоть и дождь. Через 100 км меня в тот день буквально «выключило», и оставшиеся 40 буквально доплывал, отстав от лидеров почти на 36 минут. Когда выздоровел, полегче стало. Вообще у нас было два капитана команды: за генеральную классификацию боролся Евгений Соболь, за спринтерские этапы и зелёную майку самого активного гонщика — Евгений Королёк, которым мы все старались помогать, а когда шансы появлялись, могли и на себя поработать — к примеру, уехав в отрыв.
— В целом итогами многодневки остались довольны?
— Вполне. Потому что в прошлом году, повредив колено, завершил её на седьмом этапе. И на «Нартах Адыгеи» в групповой гонке после того, как две недели просидел без тренировок, пятым стал. Стартовал в ней, конечно, зря, но очень хотелось. Нынче же на двух этих турнирах одержал четыре победы.
— В смешанной командной эстафете, правда, вас девчата спасли, а после мужского этапа вы со Степаном Безгерцем и Никитой Арламовым только шестыми шли…
— Зная силу соперников и нашего трио, я думал, что мы даже больше проиграем. Так что мы тоже сделали всё, что могли. После того, как Степан неважно индивидуальную «разделку» проехал, в эстафете от него ничего не ждали, а он на удивление неплохо себя показал. Я сам, как и просили, полностью выложился. Хотя самочувствие было не такое, как в индивидуальной гонке на 34 км, в которой нашим лидерам, имеющим и инвентарь совсем другой, лишь чуть больше минуты проиграл, а Кириллу Ковалёву —30 секунд. Обычно они на 20 километрах привозилимне, не специалисту этого вида, по две минуты. Так что своим 10-м местом в Майкопе остался очень доволен.
В командной же эстафете в победе уверен не был, а в том, что воспитанницы Татьяны Шараковой переберутся как минимум на вторую позицию, не сомневался. Но они всё отставание нейтрализовали, ещё и преимуществом успели обзавестись.
— В групповой гонке на победу нацеливались?
— Я ради этого и остался в Майкопе. Самочувствие было хорошее. И сложилась гонка удачно. Хотя круги были намного тяжелее, чем в прошлом году, постоянно вверх-вниз — не под мой нынешний вес. Но я успел отдохнуть. И соперников всех знал. Состав оказался почти таким же, как и на «Туре Кавказа» — за исключением нескольких наших ребят и россиянина Тимофея Иванова. Отрыв уехал ещё на 25-м километре. В погоню за ним вскоре отправились 10 человек и чуть позже — ещё восемь, в том числе и я. Затем мне с двумя сильными тюменцами удалось переложиться в первую группу, в которой стало 18 человек. Постепенно она сократилась до 13. За 25 км до финиша, когда начался пологий спуск, мы с Денисом Мазуром стали по очереди атаковать. После 4-го моего рывка удалось на 10 секунд оторваться. Оглянувшись и увидев, что ко мне пытается перебраться Рома Тишков, подождал его. Оставшиеся 15 км мы отработали вдвоём и затем разыграли финиш. Поскольку в ходе многодневки я трижды его обыгрывал на последних метрах, и здесь был уверен в себе.
— Насколько в целом довольны сезоном?
— Начало его было ужасное. Я лечил колено, из-за чего пропустил первый сбор. На втором в Адлере и Сочи уже присоединился к команде. После этого выиграл критериум в Бресте и буквально через неделю заболел. И более-менее смог подвестись только к гонке «5 колец Москвы», где показал лучший за три года результат — в генеральной классификации я завершил её 16-м, а на самых тяжёлых этапах в Крылатском был 7-м и 18-м. Это придало уверенности.
— А как в велоспорт попали?
— Вообще я хотел хоккеем заниматься, но мама сказала — нет. В 4-м классе учитель физкультуры предложил попробовать себя в лёгкой атлетике или велоспорте. Бегать мне не очень понравилось, а велоспорт затянул, за что благодарен своим первым тренерам в Пружанах — Юрию Александровичу Волковыцкому и Анатолию Геннадьевичу Плиско, к сожалению, уже ушедшему в мир иной. В 2018-м попал в юниорскую команду клуба «Минск», после чего на чемпионате страны по андерам заехал вторым, выступил на «Туре де л’Авенир», польской многодневке «Солидарность». Затем два года гонялся в Италии, откуда вернулся из-за коронавируса и продолжил выступать за «Минск», где приобрёл много опыта и уверенности в себе. В нашей команде есть всё для развития и роста: велосипеды покупают, сборы проводят, зарплату платят. В последние годы по известной причине их стало меньше, а раньше мы и в Турции, и в Италии тренировались. Благодаря этому прогресс был заметен. На гонке в Сербии я на этапах дважды 4-м финишировал и белой майкой лучшего молодого гонщика владел. И сейчас, как показывают старты в России, мы не стоим на месте. Но хочется, конечно, гоняться со всем миром.