Его называют одним из самых универсальных белорусских гонщиков: на треке спортсмен чувствует себя хозяином в динамичном и зрелищном скретче, а на шоссе способен выиграть многодневку и вырвать победу на спринтерском финише.
За плечами Евгения Королька — участие в Олимпийских играх в Токио, медали чемпионатов мира и Европы, победы на чемпионате Беларуси и в самых престижных международных стартах по всей планете.
В этом сезоне велосипедист удостоился двух трофеев, которые долго от него «ускользали»: чемпионат страны на шоссе в групповой гонке и многодневка «Пять колец Москвы». При этом Евгений умело совмещает выступления за национальную команду, велоклуб «Минск» и международный проект «Art Cycling Team» из Кыргызстана.
Корреспондент «СП» поговорила с одним из лидеров белорусского велоспорта не только о гонках и медалях, но и о том, что для него значит велосипед, как удается балансировать между треком и шоссе и где успешный гонщик черпает силы для новых рывков.
— Евгений, где вы сейчас выступаете? Как складывается ваш спортивный календарь в этом сезоне?
— Я выступаю как спортсмен национальной сборной и велосипедного клуба «Минск», а также международной команды «Art Cycling Team». Несмотря на то, что пока у меня нет статуса нейтрального спортсмена, сезон в целом складывается удачно. Весной я выиграл на нашем чемпионате все гонки на треке. Далее принимал участие в гонках на шоссе: мне удалось победить в многодневной велогонке «Пять колец Москвы», а также я стал чемпионом Беларуси на шоссе в групповой гонке. Отмечу, что эти два турнира мне все никак не удавалось выиграть, поэтому очень рад, что в текущем году это свершилось. Кроме того, на «Туре России» у меня получилось победить на этапе и стать обладателем «зеленой майки» лидера в спринте. В августе у меня небольшой перерыв без гонок, и в основном только базовая работа — тренировки. В сентябре меня ждет шоссейная велогонка «Тур Кавказа», состоящая из 18 этапов. В октябре пройдут соревнования на треке — чемпионат России и Кубок сильнейших. К этим гонкам я уже начал подготовку.
— Как прошел ваш отпуск перед нынешним сезоном?
— Съездил на неделю в Китай в континентальную команду, немного потренировался там и вернулся домой. Затем отдохнули с семьей на море.
— Получается, что сейчас вы параллельно заявлены и в велоклубе «Минск», и в «Art Cycling Team». Как совмещаете два направления?
— Для меня всегда была и есть в приоритете национальная дружина. Исходя из этого, и строится конструктивный диалог между разными спортивными коллективами.
— Что вам дает каждая из этих команд как спортсмену — с точки зрения тренировок и условий?
— В велосипедном клубе «Минск» я рос как спортсмен совместно с национальной командой. Мы всегда шли по одному пути и добивались результатов.«Art Cycling Team» — пока совсем новый проект, и здесь еще предстоит много работы.
— За вашими плечами участие в крупнейших международных стартах. Какое из своих выступлений вы бы назвали самым значимым?
— Олимпийские игры в Токио, где я занял 12-е место в дисциплине омниум. Для меня этот ранг соревнований самый весомый. Также среди важных гонок отмечу чемпионаты мира и Европы, Европейские игры в Минске. Очень рад, что на таких турнирах удалось завоевать медали.
— В шоссе и треке разные требования к подготовке. Как вам удается балансировать между ними и сохранять форму в обеих дисциплинах?
— Сложности в совмещении иногда есть. Но одно без другого существовать не может. На треке необходима свежесть, должны быть хорошо развиты скоростно-силовые возможности. После шоссе порой ты выносливый, но уставший, и не можешь просто-напросто быть быстрым.
— Скретч — ваше «коронное» направление. Что именно в нем вас цепляет?
— Это зрелищная гонка с высокой динамикой, которая, как правило, длится чуть более пятнадцати минут. И массовый старт велосипедистов, где победитель тот, кто финишировал первый, преодолев 60 кругов на треке.
— Выходит, что в скретче побеждает тот, кто силен и очень хорошо чувствует свои резервы сил...
— Именно так.
— А есть ли у вас фирменная стратегия в этом виде или вы действуете по ситуации?
— Безусловно, по ситуации, иначе гонки были бы неинтересными.
— Вы также выступаете и в других разделах — омниуме, который включает в себя четыре трековые дисциплины, и в мэдисоне — где побеждает пара, которая по ходу гонки набрала наибольшее количество очков. Также вы уверенно себя чувствуете в многокилометровых шоссейных заездах.
— Я доволен, что у меня на данный момент получается быть универсальным спортсменом-велосипедистом.
— В чем, по-вашему, принципиальная разница между индивидуальной гонкой и работой в связке или команде?
— В индивидуальной гонке ты один и сам в себе. Для меня это не так увлекательно, как работа в группе — ведь именно в этом направлении и заключается настоящий велоспорт. Побеждает не просто первый, а вся команда — и общий результат зависит от всех. Когда каждый отдается делу на сто процентов, вдвойне приятно побеждать.
— Евгений, с каким самым серьезным вызовом вы сталкивались в своей карьере?
— В нашем виде спорта каждая гонка — настоящий вызов. Если ты стартуешь как гонщик, то будь готов к риску. Мне это нравится, этим и интересен велоспорт.
— Велосипедный спорт требует колоссальной дисциплины. Бывают ли моменты, когда вы позволяете себе расслабиться и полностью «отключиться» от велосипеда?
— Велосипед всегда со мной. В период отдыха все равно езжу по 50-70 километров.
— Вот это да! Вы даже в период отдыха не пропускаете заезды?
— В первую очередь, это кайф для меня: прокатиться с ветерком, насладиться природой, а потом остановиться, выпить чашечку кофе и пообщаться с приятелями. Мне это дает удовольствие и энергию. Да и в велоспорте в составе национальной команды я уже почти 10 лет. Нагрузки всегда высокие, поэтому отдыхать тоже нужно правильно, активно.
— С чего началась такая тяга к велосипеду?
— Велосипед я полюбил еще в дошкольном возрасте — где-то в 6 лет. В детстве на каникулах в деревне мне нравилось просто ездить, гонять по лесу. Доставляло удовольствие даже по грязи кататься, где-то падать, когда-то ломать велосипед, а потом чинить его пару дней. Уже тогда чувствовал: это мое. Я занимался футболом, греко-римской борьбой, метанием молота, паркуром. А потом случайно попал в велоспорт — и у меня загорелись глаза. В той же борьбе у меня шло все очень хорошо, но чего-то не хватало. А в тандеме с велосипедом я сразу почувствовал, что это точно мой вид спорта.
— Как строится ваш день вне гонок и тренировок? Есть ли привычки, которые помогают держать баланс и наполняться ресурсом?
— Вне гонок, как правило, по режиму. В 7 утра подъем, далее час гуляю с собакой — у меня лабрадор Джек, следом идет общефизическая подготовка (спортивная площадка, TRX или бег), потом завтракаю и к 10 часам выезжаю на тренировку. Если занимаюсь на шоссе, то длительность — от 2,5 до 5 часов. Если на треке — то в день может быть две тренировки. Раз-два в неделю вечером стараюсь посещать бассейн или массаж для восстановления мышц. Далее — ужинаю, выхожу на вечернюю прогулку с собакой и готовлюсь ко сну. В восстановительные дни стараюсь уделять время семье.
— Многие болельщики думают, что успех гонщика зависит от физической формы. Но насколько важно умение сохранять хладнокровие на дистанции? Какие качества еще необходимы для спортивного успеха?
— В нашем виде спорта нужно быть устойчивым к различным стрессовым ситуациям. Ведь гонки — это всегда тяжело не только физически, но и психологически. Все происходит на высоких скоростях. И случается разное: падения, поломки велосипеда, не очень хорошее самочувствие или гонка идет не по плану. Действительно сильный спортсмен это преодолевает и идет вперед. Но некоторые все же с этим не справляются.
— Вместе с супругой Ксенией вы воспитываете дочку Еву. Рассчитываете на то, что она пойдет по спортивным стопам папы?
— Пока не загадываю. Но сейчас, когда дочка в свои два с половиной года садится на беговел, за ней сложно угнаться. Еще ей нравится плавать и заниматься гимнастикой. Когда станет старше и, если захочет попробовать себя более плотно в избранном виде спорта, я буду этому только рад.