Июльские централизованные сборы лучших отечественных биатлонистов, трудившихся на домашних базах в Раубичах и Логойске, успешно завершились еще на прошлой неделе.
Прошли заключительные, причем весьма интенсивные тренировки, после чего был опущен пресловутый занавес — июль себя исчерпал.
Впрочем, во-первых, даже в период между сборами стреляющие лыжники не просто отдыхают, а энергично тренируются по индивидуальной программе, которая заранее и весьма тщательно обдумывается, а потом и утверждается тренерским штабом.
Во-вторых, у мужской команды, к которой традиционно примыкает олимпийская чемпионка-2018 Динара Смольская, и пауза продлится всего ничего — неделю. Уже в грядущий понедельник, 4 августа, намечен вылет парней в Армению, где и состоится их второй в олимпийском межсезонье горный сбор в привычном Цахкадзоре, что продлится до 26 августа.
В свою очередь, женская сборная Беларуси вновь соберется 9 августа. В тренировочных планах Анны Солы и компании тоже тренировки в горах, однако адрес вновь будет иным, чем у парней. Хотя, в отличие от июня, когда наши биатлонистки находились в Казахстане неподалеку о Алма-Аты, в известном тамошнем комплексе в Алатау, на сей разони отправляются на Кавказ. Однако не в Армению, а в Грузию — Бакуриани!
Сразу отмечу: адрес новенький! Пусть даже Бакуриани, как и Цахкадзор, является наследством советской эпохи: спортсмены СССР постоянно использовали базу вблизи Боржоми, готовясь к самым важным международным соревнованиям, включая Олимпиады и чемпионаты мира. Нынче там популярный горнолыжный курорт, но вот, оказывается, и для тренировок биатлонистов созданы условия.
Бакуриани — это северный склон Триалетскогохребта. Высота над уровнем моря, как говорят втаким случаях биатлонисты, очень рабочая — 1700 метров. То есть повыше, чем в Алатуа (1500 м), но пониже, чем в Цахкадзоре (2000 м). Некогда Боржоми претендовал на проведение зимних Олимпийских игр, стремясь стать конкурентом Сочи! Но грузинская заявка не попала в итоговую тройку претендентов стать столицей Белых игр-2014.
В общем, любопытный выбор, хотя почему он сделан, ни старший тренер женской сборной Роман Малуха, ни его шеф Олег Рыженков не дали разъяснений. Впрочем, рано или поздно им предстоит прояснить свою позиция, чей мотивационный фундамент крайне любопытен и даже не слабо интригует.
После завершения сборов в Цахкадзоре и Бакуриани белорусская сборная соберется в полном составе в Сочи — на олимпийском комплексе «Лаура», где в начале сентября и состоится уже традиционный роллерный этап Кубка Содружества.
На первой осенней неделе в местах «боевой славы» Дарьи Домрачевой состоятся три вида соревновательной программы — спринт (5 сентября), женские и мужские эстафеты дуэтов — по два участника в команде (6 сентября), преследование (7 сентября). Сразу отмечу, что выбор «догонялок» в конкуренции с масс-стартом априори выглядит нелогичным. Однако в решениях боссов СБР, которые и в первую очередь и формируют календарь, часто присутствует некий свой «здравый смысл».
Итоги июльского сбора в Раубичах и августовские горные перспективы я обсудил с нашим капитаном — вице-чемпионом Белых игр-2022 в китайскомЧжаньцзякоу, неоднократным призером гонок Кубка мира Антоном Смольским.
Кстати, напомню, что он недавно стал дипломированным инженером, но решил продолжить процесс получения образования, поступив в аспирантуру Белорусского национального технического университета. Для структуры состоявшегося общения это весьма значимый фактор.
— Антон, в первую очередь попрошу вас подвести итоги сбора в Раубичах, заострив внимание на таков нюансе: как работа на домашней равнине коррелировалась с июньскими высотными тренировками в словенской Поклюке?
— Сбор в Раубичах прошел плодотворно. Это самый главный вывод. Нами освоена вся запланированная нагрузка, причем выполнение не абы какое, а качественное. Благо метеорология никак не помешала тренировкам, обеспечив в целом комфортные условия. Конечно, в какие-то дни было по-настоящему знойно, а в какие-то шел дождь. Однако серьезных помех погода не создала. Наш тренировочный план не претерпел коррекции. Ничего не меняли, делали все так, как и хотели.
Теперь о взаимодополняемости сборов в Поклюке и Раубичах. Наша с Динарой работа в Словении отлично коррелировалась с июльскими задачами. Отмечу следующее: июньский сбор в среднегорье получился очень качественным. И по восприятию, и по адаптации, и по релаксу, и по тем итожащимцифрам, которые получили в ходе тестирования. Все, чего хотели достичь, — достигли.
Поэтому, когда заполнял отчет о выполненной в Поклюке нагрузке, радостно убедился: словенский сбор претендует считаться одним из самых ключевых и плодотворных в моей карьере. Соответственно, и июльские тренировки в Раубичах я сумел пройти качественно. Моя адаптация была высокой и в нужной фазе. Поэтому есть повод для локального удовлетворения: те идеи, которые возникли у меня в преддверии старта межсезонья, успешно воплощаются в реальность, приносят свои плоды. Это очень важно!
— Вы закончили обучение на приборостроительном факультете БНТУ, теперь поступили в аспирантуру этого университета. При этом очевидно, что именно развитие измерительной аппаратуры, читай —приборной базы, и способствует бурному прогрессурезультатов в профессиональном спорте. Средства контроля, измеряющая различные параметры аппаратура, да и тот же тредбан, на котором вы постоянно тестируетесь, — именно про это. Но о каком новом «техническом помощнике/ассистенте»вы мечтаете? Не только как спортсмен, но и какдипломированный инженер?
— Честно говоря, поступая в БНТУ, не особенно хорошо представлял, что я буду делать с теми знаниями, которые получу в университете. Для меня был открытым вопрос «как связать инженерию со спортом?». Но сегодня иная картина: нет никаких сомнений в эффективности и необходимости такой связки. Измерительные системы играют одну из важнейших ролей для достижения высоких результатов в спорте!
Я сам нынче использую разнообразные приборы, а также измерительные методологии в тренировочных буднях. Мониторинг общего состояния, мониторинг суточной активности, наблюдение за своими движениями в ходе того или иного занятия на сборе. Современный спорт, если называть вещи своими именами, именно сейчас проходит оцифровку.
Приватное состояние, показатели эффективности в освоении нагрузки и все, все, все уже «цифруется», что значительно упрощает задачи оперативного и стратегического планирования. Так что инженерия в профессиональном спорте уже сегодня играет значимую роль, а завтра ее значение возрастет ещебольше. Простым наблюдением сложно увидеть те «мелочи», которые и оказывают серьезное влияние на результат. Цифровые системы — незаменимый помощник.
Что же касается собственных инженерных амбиций, то, конечно, хочется разработать тренажер, призванный помочь существенно улучшить результаты биатлонистов. Причем методом «от противного» — путем создания помех спортсмену. Например, колебания при стрельбе. Процесс преодоления, работа с различными пульсовыми режимами и поспособствует росту профессиональных компетенций. Эта идея была заложена в моем дипломном проекте «Стрелковый тренажер в подготовке биатлонистов». Решение продолжить обучение, как раз и вызвано желанием добиться реализации. Вывести тренажер с ватмана в физический мир, в приборное состояние.
— Ваш тренажер ориентирован на стрельбу неслучайно?
— Сколько бы биатлонисты ни трудились над физической составляющей, но стрельба была, есть и будет тем основным фактором, что и позволяет добиваться громких успехов. В современных условиях спортсмены элитного уровня практически сопоставимы в уровне физической подготовки. Возможно, даже уместно говорить об «идентичности». Но тогда понятно, что вопрос о победителе решается в области психологии —пресловутая ментальная подготовка и на огневых рубежах.
— Вы планируете лично тестировать свой тренажер?
— Очень бы этого хотелось! Благо в БНТУ открыты все дороги для реализации этого проекта, что сильновдохновляет. Мне идут навстречу, готовы помогать, в том числе оригинальными техническими предложениями. Это очень круто! У педагогов, с которыми меня свела судьба, колоссальный опыт.
— Август — снова горы. Вы в Динарой вместе с мужской сборной будете тренироваться в Цахкадзоре?
— Так и есть. В августе нас вновь ждут тренировки в условиях среднегорья. Отправимся с командой в Цахкадзор. Однако мы с Динарой продолжим начатую в июне историю: проведем десять дней на высоте 2000 м, а потом спустимся на 1500 м. Всеради выполнения той интенсивности, что и запланирована. В приоритете же скоростная и силовая подготовка. А вот проведи мы весь сбор на 2000 м — с этим могли возникнуть проблемы.
Напомню, что и Поклюка в июне была выбрана, исходя из тех же соображений: хочется по-настоящему качественно поработать над определенными компонентами. Чтобы все на пользу, а не во вред. При этом опять-таки отмечу целесообразность тренировок на высоте 2000 м. Работа на такой высоте позволит расширить возможности молодых спортсменов.