На недавнем чемпионате Беларуси по спринтерскому многоборью статус безоговорочного фаворита у мужчин оправдал Игнат ГОЛОВАТЮК. Он и сам точно не помнит, какой это для него титул — пятый или шестой. Как и предшествующие 3 — 4, по признанию скорохода, дался он легко. Потому что ребята, пусть потихоньку и подбираются, но всерьёз на пятки пока не наступают. Разговор с лидером сборной мы начали с вопроса о том, какой дистанцией он доволен больше всего?
— Последней «тысячей», которую провёл хорошо тактически и показал неплохие для этого льда секунды. Я бежал её без рук, с одной стороны более расслабленно, с другой, — собранно. И лишь 0,4 секунды не дотянул до своего лучшего результата на «Минск-Арене», который показал в прошлом, олимпийском сезоне. А известно, что перед главными стартами четырёхлетия уровень готовности у всех спортсменов намного выше.
— Между тем чемпионат России по отдельным дистанциям в конце декабря сложился для вас не так, как хотелось бы…
— В Кемерове я попал в небольшую яму. Не знаю, с чем это связано. Возможно, с тем, что мы двигались на восток, с 4-часовой разницей. Хотя, времени для того, чтобы адаптироваться к ней вроде было достаточно. Но почему-то чувствовал себя неуверенно и выступил не так, как мог. По крайней мере, «тысячу» способен был выиграть, а ограничился пятым местом. На «пятисотке» 0,3 секунды бронзовому призёру уступил, сбой допустив. Но что теперь говорить? После драки кулаками не машут.
— Накануне вы вроде на ватные ноги жаловались?
— Да, мне там некомфортно было. И с каждым днём становилось всё тяжелее — ноги всё больше наливались лактатом. Этим, видимо, техническую ошибку и следует объяснить. А, может, суетой, чрезмерным желанием. Вообще со мной такое крайне редко случается.
— Соперник на этой дистанции вам достался классный — чемпион Европы, двукратный призёр чемпионата мира Виктор Муштаков…
— При том, что он очень быстро разгоняется, стартовые 50 метров я с ним наравне преодолел. А потом, к сожалению, произошёл упомянутый сбой — я носком зацепил лёд, из-за чего сильно потерял скорость. Виктор прямо на глазах уехал. Круг после этого у меня получился не таким быстрым.
Сплошной лабиринт
— Некоторым спринтерам тамошний лёд понравился…
— Он был рабочий, тяжёлый. В него много сил нужно вкладывать. Поэтому выигрывали довольно мощные парни. В какой-то степени его можно сравнить с нашим, но он чуть хуже, похож на масло. Тамошний каток новый, и ледовары ещё только учатся его готовить. По конструкции беговая дорожка, на мой взгляд, стандартная. А ребятам показалось, что виражи чуть покруче. А вот сама арена — это сплошной лабиринт, где запросто можно заблудиться. Найти разминочные зал или дорожку — проблема.
— Адреналин там чувствовали?
— Да, в отличие от Минска, в Кемерове у меня было волнение. Потому что понимал, что могу стать первым среди рекордсменов и чемпионов мира, призёров кубковых этапов. И на обеих дистанциях довольно близко был.
— «Тысячу» вы бежали раньше основных соперников. Как к этому отнеслись?
— Отлично! Мне нравится стартовать до лидеров. А когда знаешь, что кто-то показал высокий результат, начинаешь думать, о том, сможешь ли сам выйти на такие секунды, что сильно отвлекает. Далась эта дистанция тяжело. Как и все соперники, последний круг с трудом доезжал.
— На ней вы впервые уступили в том числе своему товарищу по команде Виктору Руденко…
— Я очень рад за него. Здорово, что появляются спортсмены, способные на таких серьёзных соревнованиях собраться и меня подстраховать, завоевать медаль для страны.
— Но это и задело?
— Правильнее будет сказать, подстегнуло к тому, чтобы больше работал над собой, ещё дальше оторвался от ребят, и им было тяжелее догнать меня.
— На чемпионате Беларуси не боялись «тысячу» Виктору проиграть?
— Перед первым стартом на ней такие опасения, не скрою, были. Но после гонки понял, что, если нахожусь в форме, дома меня вряд ли кто-то может обыграть. Даже в Европе, когда, повторюсь, я в хороших кондициях, на это способны лишь единицы. Не могу 100-процентно утверждать, поскольку сейчас не участвуем в международных стартах, но думаю, в топ-10 на этой дистанции на континенте вхожу. На большинстве катков там совсем другое качество льда, а, значит, и временные показатели.
Там больно было
— Уступить всего 0,04 секунды и стать 4-м, наверное, особенно обидно?
— Я не впервые в подобной ситуации оказываюсь. Меня от олимпийской медали 0,15 секунды отделили. Вот там больно было. А здесь спокойнее воспринял. Из-за того, что нас отстранили от международных стартов, мотивация в этом сезоне не настолько высокая. Ощущения какие-то плавающие, не совсем понятные. Я провожу эту зиму психологически более расслабленно, стараюсь те же травмы, старые болячки залечить.
— «Тысячу» вы нынче выиграли на этапе Кубка России…
— В Коломне я бежал её во второй раз в сезоне. Чувствовал себя хорошо. И там лёд быстрее. Соперники были те же, что и в Кемерове. Но, как видите, раз на раз не приходится. Кто-то в ноябре ещё не набрал форму. А в конце декабря она у меня оказалась похуже. Это спорт. Редко кому удаётся постоянно быть на коне. Чаще взлёты сменяются спадами, которые нужно уметь пережить и сделать правильные выводы.
— Приходить в себя вы начали вроде ещё в Кемерово?
— Да, в последний день меня полностью отпустило. Ещё накануне я почувствовал себя лучше и готов был бежать масс-старт. Но согласился с тренером, что это не мой профильный вид, и лучше подготовиться к командному спринту. Сейчас можно было бы что-то попробовать, но негде. Только на финале Кубка России в Коломне в феврале можно будет пробежать масс-старт или «полуторку».
— С каким настроением выходили в Кемерове на командный спринт?
— Мы понимали, что за медали будут биться пять сборных, в том числе и мы, хотя лидерами далеко не являлись. Но собрались и выдали максимум — я свой круг хорошо пробежал, и Витя Руденко, находившийся в классной форме, — заключительный. Благодаря слаженной работе удалось стать первыми. Хотя бежали новым составом. Так получается, что на каждом турнире он у нас меняется. Но это не страшно. Мы ведь вместе тренируемся. Поэтому все более-менее прикатаны. Когда, если не сейчас пробовать, искать оптимальный состав, которым затем сможем выступать на этапах Кубка мира и других серьёзных турнирах. Да и запасные нужны на случай чьей-то травмы или болезни, чтобы команда не рушилась сразу, а оставалась боеспособной.
Найти мотивацию
— В конце ноября вы съездили на море. Эта перезагрузка была необходима, чтобы подлечить травмы, которые давали о себе знать на первых стартах?
— Да, у меня спина побаливала. И мы с тренером решили, что такой выезд не помешает. Тем более по семейным обстоятельствам в ближайшее время уже не смогу на отдых слетать. Я там не только грелся на солнышке, но и тренировался — бегал, прыгал. Базовой подготовки в виде велосипеда мне, возможно, немного не хватило. Потому что ребята уже неделю крутили его, а я по возвращении в ускоренном темпе навёрстывал. Но сейчас у меня достаточно времени, чтобы хорошо подготовиться ко второй части сезона — двум важным стартам и напоследок, как в старые добрые времена, съездить в Коломну и показать там «сизен бест резалтс».
— В нынешнее межсезонье подготовка сильно отличалась?
— Прежде всего у нас изменился тренер. Теперь мы работаем с Виталием Викторовичем Роговцевым по другому плану. Больше делаем силовой работы, на мощностное отталкивание, прыжковой. А велосипед крутили чуть меньше, и всегда с какой-то работой. То есть ищем что-то новое, смотрим, как на это реагирует организм. Мне необходимо поднять скоростную выносливость. В следующем году хочу бежать «полуторку», чтобы «тысячу» более уверенно доезжать. То есть успокаиваться не собираемся.
— За международными стартами следите?
— Да, на том же чемпионате Европы, который только завершился, участвовало много моих друзей. И эстонец Мартен Лииф, с которым мы постоянно зарубались, стал бронзовым призёром в спринтерском многоборье. Отсутствие россиян и нас сильно отразилось на уровне конкуренции.
— Чего ждёте от этой зимы?
— Хотелось бы восстановиться психологически, найти мотивацию, чтобы тренироваться дальше и показывать высокие результаты — то есть в первую очередь перезагрузиться. И заложить хорошую базу — прыжковую и на велосипеде. Какие-то технические моменты исправить, которые мешают выйти на новый уровень. Основная цель, конечно, Олимпийские игры. Со следующего сезона начнём уже основательно к ним готовиться. Надеюсь, всё нормально будет, нас допустят к ним и к другим международным стартам. И мы приложим максимум усилий, чтобы радовать болельщиков медалями.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО