
На недавнем планетарном чемпионате, прошедшем в американском Ричмонде, белорусская сборная взяла не числом, а уменьем. В элитном дивизионе она была представлена лишь тремя мужчинами и одной женщиной, но это не помешало в национальном зачёте впервые в истории пробиться в десятку сильнейших и оставить позади такие мощные велосипедные державы, как Испания, Бельгия, Россия, Колумбия, Португалия, Швейцария.
И это при том, что в зачёт пошли лишь потрясающая победа Василия Кириенко в индивидуальной «разделке» и два восьмых места Алёны Омелюсик, а её «золотой» успех в командной «разделке» среди профессиональных клубов не учитывался. Прокомментировать небывалый успех земляков мы попросили возглавлявшего делегацию директора РЦОП по велоспорту
Вадима Кривошеева:
— Мы очень серьёзно подошли к этому чемпионату, ведь в Ричмонде разыгрывались прямые лицензии на Олимпиаду в гонках на время. И оба лидера нашей сборной, Василий Кириенко и Алёна Омелюсик, завоевали их, подтвердив свою великолепную готовность, что в итоге и вылилось в девятое место в неофициальном командном зачёте. На моей памяти он подводился впервые. По крайней мере, прежде я таких таблиц не видел. В любом случае, раньше у нас не было шансов обосноваться так высоко. Единичные успехи, конечно, были: та же Зинаида Стагурская становилась чемпионкой мира и Кириенко был бронзовым призёром и ещё дважды останавливался в шаге от пьедестала, но сразу три результата в восьмёрке мы нигде ещё не имели.
— А вернее, четыре, правда, победа Алёны Омелюсик в клубной разделке, с которой и начнём разговор, в национальном зачёте не учитывалась…
— Совершенно верно. Гонка получилась очень напряжённой. Был момент, когда голландская команда Boels Dolmans перехватила лидерство у Velocio – SRAM, но Алёна с одноклубницами смогли вернуть себе бразды правления.
— Предполагалось, что главную конкуренцию им составит другой голландский секстет – из Rabo Liv…
— Несмотря на то что эта группа выиграла предпоследний этап Кубка мира в командной «разделке», наибольшую опасность, по мнению Алёны, представляла всё же Boels Dolmans, в Швеции выступавшая не основным составом, как и её Velocio – SRAM. Так в итоге и получилось. К нашей радости, грамотная концовка принесла немецко-американской группе четвёртую победу. Они заранее спланировали, что Мики Крёгер мощно проводит последнюю смену – максимально раскатывает со спуска и уходит, а дальше девчата дорабатывают без неё. На финальном подъёме они не только нейтрализовали отставание, но и привезли семь секунд. У Boels же на этой горе четвёртая гонщица, идущая в зачёт, отстала, и команде пришлось ждать её.
— В Velocio – SRAM собраны очень сильные «раздельщицы». Однако вопрос участия в гонке белоруски не стоял?
— Как показала индивидуальная «разделка», он и не мог стоять: у Алёны второй результат среди одноклубниц. Но вы правильно заметили, что в этой команде большое внимание уделяется именно «разделкам» – отработке различных тактических вариантов, аэродинамической посадки. Причём этими вопросами занимается узкий специалист — аэродинамист Александр Бауэр.
— Девчата настолько выложились, что некоторых пришлось откачивать…
— Это действительно так. «Горячие кресла» в Ричмонде были установлены не на улице в зоне финиша, как обычно, а в здании выставочного центра. И туда всех шестерых девчонок не заносили, но закатывали на велосипедах, потому как все силы они оставили на дистанции. Не удивительно, что именно они в четвёртый раз подряд стали чемпионками мира в этом виде.
— Британской Sky, за которую выступал Кириенко, трудно было претендовать на медаль?
— С нынешним составом – да. Понимал это и Василий. А падение трёх их гонщиков накануне во время просмотра трассы ситуацию ещё больше усугубило. Так что девятое место – это, пожалуй, закономерный результат. Не было бы в секстете Кириенко, и боюсь, репутация Sky, которую никогда не устраивала роль статиста, могла оказаться ещё более подпорченной. Дело не в том, что команда несерьёзно подошла к чемпионату. Просто сезон был очень насыщенный. Британцы преследовали самые высокие цели на всех трёх супермногодневках, наиболее престижную из которых, «Тур де Франс», выиграли. И на других гонках одержали несколько десятков побед. Причём те из них, что входят в календарь World Tour, ехали в основном одни и те же люди. И поскольку с января находились в напряжённом графике, к сентябрю многие получили травмы или просто выдохлись. Ведь спортсмены не роботы.
Кстати, что касается падения, то Кириенко чудом его избежал, хотя находился буквально в сантиметре от тройки неудачников. Его спас трековый опыт и молниеносная реакция.
— На индивидуальную гонку затем Василий выходил с настроением, что называется, рвать и метать?
— Не знаю, как рвать и метать, но настраивался серьёзно. Он понимал, что готов и способен на многое. Психологически это, конечно, давило. И эта напряжённость лично меня ещё больше обнадёживала. Понятно, что у самого мероприятия сумасшедшая энергетика. Плюс большая ответственность ложилась на персонал команды, понимавшей цену ошибки или какого-то просчёта. Поэтому перед стартом обстановка была довольно накалённой. Но всё было сделано как надо – по аналогии с Европейскими играми, где также бушевали эмоции. И очень приятно, что Василий завоевал именно золотую медаль, а вместе с ней и радужную майку чемпиона мира.
— В прошлом году в Понферраде, помнится, из-за того, что сразу со старта отказала рация, он ехал гонку вслепую…
— В этот раз всё работало. В принципе, в подсказках типа «правее, левее, быстрее, сильнее» гонщики такого уровня не нуждаются. Поэтому Евгения Сенюшкина и Эдуарда Карчевского, сопровождавших его, Василий попросил обойтись без лишней лирики и давать только сухую информацию по отсечкам относительно других фаворитов. Всё остальное он знает сам.
— Признаться, не видела, чтобы Кириенко в «разделке» выдавал такую частоту педалирования…
— Это было типично для него в раннем возрасте – юниорском, когда он отличался умением выдавать вплоть до 120 оборотов в минуту. А в профессионалах стал чаще делать ставку на мощь. На той же «Вуэльте», да и не только, гонка на время была силовой. Я перед стартом посмотрел, какие передачи ставили конкуренты. Оказалось, что, кроме Тони Мартина, все ограничились передней шестерёнкой 56. А Вася всю дистанцию ехал 58/11, чему даже сам удивился. Это был его день, когда он смог выложиться на все сто процентов, что отразилось на результате. Основной задел, кстати, он создал на самой тяжёлой первой четверти при довольно сильном боковом ветре, где тому же Малори привёз почти полминуты.
— А чем объяснить, что он несколько подрастерял свой запас на третьей части дистанции?
— В велоспорте побеждает не сильнейший (выкрутивший больше ватт), а быстрейший. Не важно, какую тактику ты избрал, главное, чтобы она позволила выиграть. В Ричмонде Кириенко лучше всех распределил силы по дистанции. Упомянутый Малори, напротив, осторожно вкатился в гонку, затем начал отыгрывать отставание и за 2 км до финиша, если верить GPS, уже шёл по нолям с Кириенко. Cудья-информатор даже предрёк поражение белорусу, но на финальной горе тот привёз Адриано девять секунд.
— На «Вуэльте» Sky позволила Василию работать с оглядкой на чемпионат мира?
— Безусловно, её боссы видели, что он созрел для борьбы за чемпионский титул. Их не смущало его четвёртое место на испанском Гранд-туре. Не случайно они впервые инициировали вопрос пошива для Василия комбинезона Bio Racer с улучшенными аэродинамическими характеристиками. И дали ему дисковое колесо PRO, которое вроде эксклюзивно изготовлено, в единственном экземпляре, для Криса Фрума под «Тур де Франс». Кроме того, команда купила ему билет бизнес-класса.
— Омелюсик так не приодели?
— Velocio – SRAM ещё дальше пошла. Упомянутый аэродинамист Александр Бауэр помимо того, что работает над посадкой гонщиц, разработкой тактик гонок, занимается также аэродинамической одеждой. Нашей Алёне он сшил комбинезон, который, по его словам, имеет ещё более высокие характеристики – даёт экономию до 17 ватт, тогда как Bio Racer — до 8. Возможно, такую экипировку мы закажем и для нашей олимпийской сборной для участия в Рио. Цена вопроса — полторы тысячи евро. Правда, для Омелюсик Бауэр сделал скидку, ей костюм обошёлся в 650 евро.
— Заняв восьмое место, Алёна вполне оправдала ожидания?
— Конечно. В элите разделку она ехала лишь однажды – в 2011-м в Копенгагене — и была тогда 36-й. Сейчас достаточно посмотреть, кого обошла, чтобы признать: прогресс очевиден. С таким ходом (понятно, что дистанция отличалась) она бы и на Европейских играх была с медалью.
— В Ричмонде куда больше шансов завоевать её было в групповой гонке?
— Безусловно. Связывать такие надежды с индивидуальной «разделкой» пока было бы авантюрно, с чем согласилась и сама Алёна, и Бауэр. Но её отставание от победительницы не глобально, поэтому не исключаем, что в Рио с учётом специфики трассы и эта гонка не будет для неё проходной. Групповую же на американской трассе, несмотря на то что, в отличие от основных соперниц, ни на чью помощь рассчитывать не могла, Алёна провела очень грамотно. Она очень хотела пробиться на пьедестал. И была близка к этому. К сожалению, на мой взгляд, на заключительный спурт её чуть-чуть не хватило.
— В мужской групповой гонке самым активным оказался Сивцов…
— Полностью согласен с вами. На чемпионатах мира это была лучшая групповая гонка в его исполнении. На мой взгляд, мотивации ему добавлял тот факт, что он пока ещё не подписал контракт на следующий сезон. У меня нет сомнений, что Костя без него не останется. Вопрос в том, в какой команде он окажется и на каких условиях. Важно, чтобы спортсмен, как в той же Sky, имел возможность развиваться. Константин провёл две достойные атаки. Когда уехал в первый отрыв, мне показалось, что немного страхуется в связи с тем, что из-за перелома ключицы, полученного на «Туре Дании», почти месяц находился на реабилитации в Минске. Тренировался в тренажёрном зале и, когда медики разрешили, катался по тартану, но в основном работал на станке. Учитывая эти обстоятельства, его 27-е место в разделке с некритичным проигрышем дорогого стоит. И в групповой гонке после первой атаки не успокоился, предпринял ещё одну, подтвердив тем самым, что является гонщиком элитного уровня.

Кириенко угодил в завал где-то за 80 км до финиша. Хотя сам не упал, с велосипедом имел проблемы и попал в затор. Он продолжил борьбу. Но, поняв, что потерял шансы сразиться за медаль, сошёл. Евгению Гутаровичу вообще в тот день не везло. Он уже на пятом километре заколол заднее колесо, которое мы ему поменяли. А затем в одном из завалов ему кто-то въехал в задний переключатель, отломав часть его конструкции. Гонка превратилась в мучение, из-за чего Жене пришлось сойти.
— Как адаптировались к тамошнему временному поясу?
— Сразу привыкнуть к семичасовой разнице, конечно, непросто. Но все наши спортсмены – профессионалы, которые, если надо, готовы ночью встать и ехать гонку. Velocio – SRAM, настраивавшаяся на клубную «разделку», несмотря на то что трассу изучила ещё во время апрельского заокеанского турне, приехала чуть пораньше. Она останавливалась в том же отеле, что и весной. И мы его выбрали по рекомендации Алёны.
— Единственный андер Шумов надежд не оправдал…
— К сожалению, да. В отличие от многих коллег, я изначально не видел смысла в его командировании, потому как накануне Николай не показывал результатов, позволявших надеяться на достойное выступление. Но тренерский состав меня убедил, что, коль расходов не несём (их взяла на себя его итальянская команда), нужно дать парню шанс. В итоге мы, передвигаясь только в 24-й «техничке», догнали его на третьем круге. Сославшись на сильную боль в животе, Коля сказал, что не может продолжать борьбу. Хотя все ели из одной кастрюли, и ни у кого подобных проблем не было. Понятно, что спортсмен расстроился, но это слабое утешение.
11.10.2015
Елена Данильченко