Если в прошлом году на главном турнире – Олимпиаде в Пьенчане — лишь одному белорусскому лыжнику удалось пробиться в тридцатку сильнейших, то нынче на чемпионате мира в Зеефельде и Полина Сероносова в индивидуальных гонках отметилась трижды, и Александр Воронов – однажды, и в командном спринте девчата пробились в финал. Но главный тренер сборной Николай ЛОПУХОВ, которого попросили подвести итоги австрийского форума, оказался довольно сдержан в оценках:

-- Придя в команду, увидел немало проблем, как в организационно-методическом плане, так и в техническом, да и во всей системе подготовки. Конечно, маленький прогресс наметился, но хотелось бы большего. Та же Полина Сероносова заметно прибавила, показав 18-й, 26-й, 30-й результаты. Хотя летняя подготовка у неё получилась рваной. Спортсменка много болела. А 17 ноября ещё и спину травмировала, что заметно осложнило всю её дальнейшую работу. В феврале вновь простыла. Пришлось даже накануне чемпионата мира менять тренировочную программу – не брать её с собой в горы, а оставить на сбор в Раубичах и затем отправить на этап Кубка мира в Лахти. Каждый раз Полине приходилось лечиться и потом навёрстывать упущенное. А не будь этих перебоев, могла и в большей степени реализоваться. Хотя, повторюсь, за счёт характера, умения мобилизоваться и эмоций она и так достойно выступила.
-- Веса её 18-му месту в классической «разделке» придаёт тот факт, что гонка проводилась в 13 градусов тепла?
-- Разумеется! И в этом немалая заслуга нашей сервис-бригады, сработавшей здорово, причём на протяжении всего чемпионата. Найти идеальный вариант смазки для этих сложнейших условий очень непросто. Но они справились на «пятёрку». И сама Полина – молодец! Бежать в такую погоду невероятно тяжело. И то, что она показала такой результат в «классике», которая хуже получается, чем «конёк», -- дорогого стоит.
-- Ей и в скиатлоне чуть лучше классическая половина удалась…
-- Отчасти это следует объяснить травмой спины, из-за чего, повторюсь, Полина работала в щадящем режиме и вынуждена была отказываться от развивающих тренировок. Боль приводила к ограничению в движениях и прежде всего в свободном ходе не позволяла проявить себя более ярко.
-- Как расцените девятое место девчат в командном спринте?
-- И Полина, и Настя Кириллова отработали его очень хорошо, ни к одной не могу предъявить претензий. Они мотивированными вышли на старт, заряженными на борьбу и выложились на все сто. На своём втором этапе Полина даже четвёртый результат показала.
-- Казалось, после этапа в Лахти, где попала в тридцатку сильнейших, Настя и в Австрии в индивидуальном спринте преодолеет квалификационный барьер. Почему, на ваш взгляд, это не получилось?
-- По мнению работающего со спортсменкой Виктора Камоцкого, она выбрала не лучшие лыжи. Я же считаю, что в свободном ходе Настя пока не готова к борьбе на таком уровне. Всё-таки «классика» у неё идёт получше. Хотя она очень старалась. И если летом усердно поработает над «коньком», думаю, и в нём сможет стать конкурентоспособной.
-- От Александра Воронова в спринте наверняка ждали, что пробьётся в полуфинал?
-- Конечно. Мы много работали над этим, в том числе на подводящем сборе в Тоблахе проводили специальную тренировку с подключением молодёжи. Но, к сожалению, Саше не хватает мотивации. Преодолев квалификационный барьер, он, по сути, считает свою миссию уже выполненной. Ему не удаётся максимально мобилизоваться на четвертьфинал. Хотя я просил: «Саша, для тебя это финал. Разомнись, как следует, и сразу выдай хороший рывок». Увы, он меня не услышал. А ведь соперники, как правило, на первом подъёме останавливаются, где и можно показать себя. Почему не попытаться бросить им вызов? Пусть они потом догонят, но ты хоть на каком-то участке, идя первым, порадуешь родных и друзей. А если соперники вдруг упадут, что не так редко в этом виде случается, то и в следующий раунд пробьёшься. К сожалению, поставленную задачу он психологически не выполнил. Поэтому за пролог я ставлю четыре с плюсом, а за четвертьфинал он даже тройку не заслужил. 23-е место – не его предел. Физически Саша готов был на большее. Если даже ещё в начале зимы он не выдерживал темпа лидеров, то к концу её вырос, особенно в «коньке», который всегда намного хуже получался. Самое обидное, и в забег попал далеко не самый сильный. Так воспользуйся этим, лепи, как можешь. Увы…
-- Юрий Астапенко, как я понимаю, главные надежды связывал со скиатлоном?
-- Да, ставка делалась на этот комбинированный вид, к которому целенаправленно спортсмен и готовился, а также на марафон и командный спринт. К сожалению, в скиатлоне после того, как неважно прошёл классическую составляющую, он откровенно загрустил.
В командном спринте затем парни были очень мотивированными. Первый этап Астапенко прошёл в группе. Воронов затем вообще первым передал эстафету. И на своём втором этапе Юра, накатив впереди идущего соперника, когда стал переходить на другую лыжню, не удержался на ногах. Это падение перечеркнуло надежды на выход в финал. Они продолжили бороться, заняли восьмое место, которого для попадания в решающий круг не хватило. Юра очень переживал из-за того, что подвёл Сашу, ведь это командный вид. Самое обидное, что, как признался потом, и состояние у него было отличное, и лыжи подготовлены классно.
-- В марафоне Астапенко тоже не избежал форс-мажора?
-- К сожалению, да. Перед ним стояла задача бежать смелее. И он старался, шёл в первой группе. Но во время захода в транзитную зону для смены инвентаря замешкался (долго не мог застегнуть крепление), и откатился в хвост. Хотя мы тренировали этот момент. Затем вернулся где-то на 30-ю позицию. А после второго заезда на транзит вовсе лыжа отстегнулась, выскользнула – пришлось ловить её. А это всё – и нервотрёпка, и временные потери. Тем более лидеры взвинтили темп. И он оказался 33-м. Хотя однозначно мог быть ближе.
-- Теперь – закатка?
-- Все команды до конца апреля продолжают и соревноваться, и тренироваться. А наши лыжники, к глубочайшему сожалению, уже сейчас рвутся по домам. Астапенко опять в раздумьях, продолжать ли ему карьеру. Сероносовой нужно долечивать спину. У Воронова также появилась проблема со здоровьем, которой, правда, можно заняться и в конце апреля. Как и у белорусских биатлонистов, у лыжников слабым местом являются спуски. Когда, как не весной, совершенствовать технику их прохождения? Вы посмотрите, как норвежец Иоханнес Клэбо отрабатывает их – не сидит до последнего, а где только возможно толкается. А я на чемпионате Беларуси попросил ребят раскатывать на пологом спуске, но почти все преодолевали его на параллельных лыжах. Стоит ли удивляться, что некоторые и падений не избежали. Работая в своё время с Ларисой Лазутиной, Любовью Егоровой, мы весь апрель — май катались не только на гоночных, но и на горных лыжах, стараясь максимально продлить сезон. В августе — сентябре на глетчер выезжали на 12-дневные сборы. С 5 октября уже начинали вкатываться в Алдане. Поэтому девчонки и выросли в мировых звёзд. А если апрель и май отдохнуть, затем два месяца понадобятся только на реабилитацию. То есть упускается стратегическая подготовка, а это грубейшая ошибка. И ведь руководство федерации нашло средства для сбора в Заполярье, но я не уверен, что он состоится. А поскольку мой годичный контракт заканчивается, мне сложно воздействовать на команду.
-- Вы не будете продлевать соглашение?
-- Пока не могу точно сказать. Но предварительная договорённость о продолжении сотрудничества есть.
21.03.2019
Елена Данильченко