12 июня скончался легендарный белорусский конькобежец Игорь Железовский - Спортивная панорама

Памяти Великого Чемпиона – Игоря Железовского

Утром 12 июня перестало биться сердце легендарного белорусского конькобежца Игоря Железовского. Буквально накануне — 1 июня — ему исполнилось всего 58. И потому так трудно поверить, что Великого Чемпиона с нами больше нет…

Спортивная судьба с лихвой испытала его на излом, на крепость характера. Болезни, травмы, нелепые случаи буквально преследовали белорусского самородка, найденного оршанским тренером Николаем Гапеенко. В 16 лет на юношеском первенстве Советского Союза в Коломне он неожиданно для всех завоевал «серебро». Но вскоре после того, как вызвали на сбор с юниорской командой, подхватил воспаление лёгких и целый месяц пролежал в больнице. В 1983-м, уже попав в основную сборную к Валерию Муратову, на одной из тренировок на горной дороге вылетел в кювет на велосипеде, на сей раз на полтора месяца угодив в больницу. В январе следующего года на чемпионате СССР — главном отборочном старте на Олимпиаду в Сараево — во время разминки сломал лезвие конька. Какой-то ботинок найти успел, но показать в нём нужный результат не смог — и поезд в Югославию ушёл без него.

В 1985-м в нидерландском Херенвене, где конькобежный спорт возведён в ранг религии, в 21 год исполнил свою главную мечту — стал чемпионом мира в спринтерском многоборье, победив тогда гремевшего канадца Гаэтана Буше. Через год в японской Каруидзаве продублировал тот успех.

На Играх в Калгари надеялся выиграть три «золота» — на 500, 1000 и 1500 м. Подошёл к ним в отличной форме. Но, впервые выступая под крышей, где совершенно другое качество льда, не успел к нему адаптироваться. В итоге на самой короткой дистанции довольствовался шестым местом, на «полуторке» — четвёртым, а на километре, который в последние годы нигде никому не проигрывал, завоевал лишь «бронзу», что для самого стало шоком.

Четыре долгих года он ждал, чтобы расквитаться за тот провал в Калгари, но на «Олимпийском овале» в Альбервиле белоруса постигло ещё большее разочарование. Его бег, всегда удивительно эластичный и отточенный, неожиданно расклеился. Готовясь к Играм в горах, они просчитались с высотой, из-за чего неважно выступила вся сборная СНГ. Это была очередная жуткая несправедливость, что Игорь доказал уже через несколько дней, став пятикратным чемпионом мира в спринтерском многоборье, обойдя по числу титулов знаменитого американца Эрика Хайдена. Уже следующей зимой — в 1993-м — он довёл свою рекордную серию побед до шести.

К тому моменту Игорь, как рассказывал, насытился коньками и не прочь был повесить их на гвоздь. Но Беларусь стала суверенной страной, и ему хотелось достойно её представить. К Играм в Лиллехаммере, в связи с переходом на самостоятельные рельсы, пришлось готовиться в непростых условиях. Дело в том, что его тренеру Валерию Муратову запретили готовить соперника российской сборной. Чтобы не подставлять любимого наставника, Игорь перестал обращаться к нему за помощью. Конечно, он очень хотел наконец-то покорить главную спортивную вершину. Но так получилось, что другая легенда — американец Дэн Дженсен — также не имевший олимпийских побед, «скомкал» свою коронную «пятисотку», с которой связывал главные надежды, а затем на «тысяче», разозлившись, сотворил чудо — установил мировой рекорд, отодвинув Железовского, несколькими минутами ранее перекроившего высшее олимпийское достижение, на второе место. Сам Игорь своё невезение на главных стартах четырёхлетия объяснял тем, что в детстве не понимал, что такое Олимпиада.  Даже в его спортивном дневнике не было такой цели — олимпийский чемпион. Но вообще неудачником себя категорически не признавал, ведь и мировые рекорды неоднократно обновлял, и чемпионаты мира в спринтерском многоборье  выигрывал шесть раз — больше, чем кто-либо. А мог и ими не ограничиться, если б в 1987-м не перенёс воспаление лёгких, а в 1990-м не травмировал мышцу. По версии журналистов, он пять раз признавался лучшим спортсменом года в Беларуси.

Завершив карьеру, Железовский стал помощником тогдашнего председателя Госкомспорта Беларуси. Но его предложения не находили поддержки, и через полтора года, поняв, что при имевшемся на тот момент законодательстве трудно что-либо изменить, он решил уйти. Вскоре после этого возглавил Белорусский паралимпийский комитет. Проблем в новой организации хватало. Большинство из них вытекали из нехватки средств. Но новому руководителю удалось создать команду и обеспечить её, может, не такой, как хотелось бы, но, как выяснится, довольно качественной подготовкой к Играм-2000. Под его руководством в Сиднее белорусские спортсмены с ограниченными возможностями завоевали 23 медали, в том числе пять золотых.

Вскоре после этого Железовский совсем ушёл из спорта в фирму своего брата Валерия, занимавшегося поставками продукции «Керамина». Позже они открыли в России два больших завода по производству керамогранита торговой марки «Уральский гранит». Игорь очень гордился качеством их продукта, поставляемого во многие страны мира. И был счастлив, что нашёл себя, что может обеспечить свою семью, помочь друзьям, а где-то и простым людям на улицах Москвы. Таким он и останется в памяти тех, кто его знал: добрым, честным, целеустремлённым, всего добивавшимся трудом и никогда не козырявшим своим именем и победами.

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Внутренний туризм