В итальянском Антхольце классической смешанной эстафетой стартовал чемпионат мира по биатлону. Безусловно, главное спортивное событие февраля для белорусских любителей спорта, которые всегда с особо пристальным вниманием следят за событиями в лагере элитных стреляющих лыжников планеты. А тут главный старт сезона!
Итак, в первый настоящий день чемпионата мира, Антхольц предстал во всей своей солнечной красе! Классическая яркая, даже блестящая погода для Доломитовых Альп банальная норма. Однако, есть, оказывается исключения даже из этого общего и такого благостного правила.
Прежде всего, о том, чего нельзя узнать, не работая непосредственно на месте соревнований. В четверг ещё достаточно ранним утром, уезжая в Антхольц из Иннихина, что стал моим местом проживания на ближайшие полторы недели, я в ожидании поезда на Оланг (такие местные географические привязки!) привлёк лестное внимание русскоязычной барышни, уже несколько лет работающей в Южном Тироле. Правда, скорее всего, причина этого внимания, крылась не в моей мужской харизме, а в очень красивой образца Олимпиады-2018 в Пьенчане белорусской форме.
Тем не менее, знакомство случилось, и после его формальной части, речь зашла о погоде и отменённой по неведомой причине электричке «на 8.20», что заставило провести в вокзальном ожидании дополнительные полчаса.
Так вот информация, которая раньше не была известна. Оказывается в ноябре на Южный Тироль, буквально, обрушился сильнейший циклон, который принёс с собой вначале сильнейшие ливни, а затем и снегопады. А ведь это горы, в которых есть свои естественные риски – оползни.
В общем, где-то на железнодорожные пути упали каменные глыбы, а на участке за Нидердорфом вовсе случился провал. Рельсы просто висели в воздухе. Какие тут поезда! Всё это время существовало только форс-мажорное автобусное сообщение между городами, а электрички «забегали» только неделю назад. К счастью! Ибо без них было бы совсем грустно: транспортная логистика одна из самых болезненных тем для Антхольца.
Но и в дни предшествовавшие чемпионату мира здесь не всегда светило солнце. Вот, что стало известно из предстартового интервью лидера белорусской сборной, олимпийской чемпионки Ирины КРИВКО.
– Прежде всего, как обосновались в Антхольце? Есть ли что-нибудь новое на стадионе по сравнению со сбором в декабре/январе?
– В Антхольце всё для нас предельно привычно. В последнее время мы сюда зачастили: кроме новогоднего сбора работали здесь и в августе, во время летней подготовки. Так что как для меня – ничего нового. А расселились комфортно, мне всё нравится.
– Но всё-таки хозяева «Зюдтироль-Арены» в последние недели произвели замену старых стрелковых установок на их современный электронный аналог.
– Да, но, во-первых, к ним уже все привыкли на других стадионах, и спортсменам нет большой разницы, а, во-вторых, стрельбище организаторы чемпионата мира открыли для тренировок только 11 февраля. Вначале только катались на лыжах.
– Качество подготовленных трасс уже можно оценить?
– Безусловно, и оценка очень высокая. В Антхольце, где традиционно нет дефицита снега, по-другому и не могло быть.
– Антхольц – это ещё и традиционно солнечная яркая погода, позволяющая во всём блеске, как в прямом, так и в переносном смысле, насладиться горными видами Доломитовых Альп и Южного Тироля!
– Да, но тут надо сказать следующее: когда мы приехали в Антхольц, здесь стояла та самая хорошая солнечная погода, которой и знамениты здешние места. Но в понедельник небо нахмурилось, и стал валить снег. Причём не кратковременно.
– Но настроение не испортилось?
– Оно хорошее! Да и погода наладилась.
Именно так и было! Классическая смешанная эстафета, действительно, прошла в классическую погоду Антхольца. Который, впрочем, имеет ещё одну особенность – это ведь среднегорье, а с высотой не шутят. Проверено на собственном опыте.
Не смейтесь над объяснением Пантова!
Разумеется, каждый «ответственный болельщик» не пропустил новость о скандале в сборной Казахстана. Чьи четверо стреляющих лыжников оказались заподозрены в пьяном разгуле на сборе в недалёком от Антхольца австрийском Обертилиахе, за что схлопотали различные сроки дисквалификации. От года до четырёх лет.
Серьёзнее всех пострадал Пантов, которого признали закоперщиком нарушения спортивного режима, что возмутило работников отеля, вынужденных убирать ту же рвоту и другую грязь. Но у Антона оказалось своё объяснение, которое, впрочем, почти у всех вызвало лишь усмешки. Оно, на первый взгляд, действительно, предельно наивно.
Итак, Пантов посетовал на несправедливость. Дескать, его вырвало около туалета, ибо Антон плохо переносит горную акклиматизацию. Убрать за собой он не мог по причине плохого состояния и банального отсутствия тряпки. Ничего никто не ломал, никаких бутылок в номере не было, как не было на сборе и самого главного тренера Шаранова, по чьему рапорту и закрутилось «колесо репрессий».
Так вот, и я ёрнически ухмылялся, пока в четверг автобус не стал подниматься от железнодорожной станции в Оланге к Антхольцу. Ибо стало не до улыбок. Прижало конкретно. Замутило крепенько. И не отпускало добрых два часа, пока вдруг что-то внутри не перещёлкнуло, после чего состояние вполне нормализовалось. Теперь у меня значительно больше веры к словам Пантова.
Это написано к тому, чтобы болельщики понимали, какие сложности таит выступление в Антхольце. Конечно, спортсмены – люди тренированные, и они специально готовились к ЧМ, но от акклиматизационных ям, никто не застрахован.
Лобастов готов биться!
Перед премьерной гонкой я также пообщался с Никитой ЛОБАСТОВЫМ, для которого это будет первый взрослый «мир» в карьере. Между тем молодой биатлонист уже зарекомендовал себя как хороший мастер контактной борьбы, что особенно ценно на последнем этапе любой эстафеты. Правда, в мужской дуэт на «смешанку» он не попал, однако шансов выступить будет ещё немало. С Никитой мы поговорили на тему заключительного сбора белорусской сборной.
– Как прошли тренировки в Риднау?
– Без происшествий – всё по плану, в стандартном рабочем режиме. Но это и хорошо, когда нет никакого форс-мажора, никто не болеет, никто не хандрит. Сам бодр и нахожусь в предвкушении дебютного для меня чемпионата мира на взрослом уровне.
– Погода способствовала белорусской команде в Риднау?
– Ещё как! Солнце радовало и мотивировало на тренировки. Со снегом не было никаких проблем. На стрельбище фактически все дни стоял полный штиль. Для обретения уверенности на огневых рубежах это очень хорошо.
– Рядом с вами работала и российская сборная, чьи тренеры запланировали для своих подопечных пресловутую контрольную тренировку…
– У нас её не было даже в планах, о чем тренеры заранее проинформировали спортсменов.
– Тогда, может, уже известно, кто в каких гонках выступит в Антхольце?
– Это интересный вопрос, который, впрочем, находится в компетенции наставников. Скажу так: да, существует определённая ясность. Однако всякий раз тренеры будут принимать окончательное решение непосредственно перед стартом.
– К чему стремитесь сами – спринт или «двадцатка», эстафеты?
– Для дебютанта все варианты интересны. Так что буду рад каждому шансу, каждому доверию. Кроме того, понимаю, что могу стать участником любой гонки. Значит, настраиваюсь на все виды, не боясь ответственности.
– Чемпионат мира – это испытание или праздник?
– И так, и эдак. Причём очень хочется, чтобы испытание в итоге вылилось в большой праздник.
Этого хотим и все мы, Никита!
Итак, если с женским дуэтом я в своих прогнозах попал в «яблочко», определив в классическую смешанную эстафету Ирину Кривко и Елену Кручинкину – им в любом случае полезно вернуть соревновательные ощущения перед спринтом, то с парнями, мягко говоря, как прорицатель попал впросак. Напомню, что я видел на третьем этапе Романа Елётнова, а на заключительном – именно Лобастова с его уже накопленным опытом финишёра, что требует особых навыков.
Но Олег Рыженков и Андрей Падин остановились на других биатлонистах – Сергее Бочарникове и Антоне Смольском. Заявка нашего капитана на заключительный этап вовсе удивила. Смольский ведь уже приобрёл репутацию надёжного стартёра. В качестве «человека ставящего точку» (или восклицательный знак!) он давно не использовался.
Тем не менее, на пристрелке тот же наставник Андрей Падин ясно дал понять: Антон в хорошем состоянии и готов к гонке. Но это ведь чемпионат мира, то есть, особые соревнования. В общем, чего скрывать: Смольский не сдюжил, не справился с ответственность. Его неудачная стрельба лёжа со штрафным кругом, лишила белорусов шансов заехать в топ-6, на что вполне можно было рассчитывать после трёх этапов, и, что стало бы прекрасным результатом четверга.

Ведь состав других квартетов – речь, разумеется, идёт о фаворитах, парадоксально оказался более предсказуемым. Всё потому, что разведение классической смешанной эстафеты и сингл-микста позволило концентрировать все лучшие силы именно в олимпийском виде соревновательной программы.
Оцените с этой точки зрения составы норвежцев, французов и тех же хозяев ЧМ – итальянцев. Лучшие самые именитые спортсмены – элитарная элита! Но наши дамы – Кривко и Елена Кручинкина как раз-таки соответствовали самым высшим требованиям. Ирина, хоть уже целую «пятилетку» не выступала на первом этапе, справилась с задачей застрельщицы на «отлично». Ни одного дополнительного патрона, хорошая средняя скорость и весьма достойный последний круг. Поэтому наш лидер после финиша пожурила себя лишь за некую стеснительность в ситуации со швейцаркой Гаспарин. Что же касается скорострельности, то точность важнее быстроты.
К Елене Кручинкиной тоже нет претензий: крепкий зачёт за «смешанку». Один дополнительный патрон на «стойке» -- нормально! На последнем круге, как призналась сама биатлонистка, её немного прижали горы, но она всё равно протерпела на ура.
Белорусскую перспективу быть в топ-6 поддержал и Бочарников, хотя на последний круг 6-километровой дистанции его не хватило. Но, давайте, не будем забывать, что Сергей тоже соревновался с элитой. Как, разумеется, и Смольский, но…
Антон, конечно, будет чувствовать себя виноватым, и это – правильно. Однако, ему нельзя зацикливаться на этой неудаче. Всё в Антхольце только начинается!