Всего два года назад она завершила спортивную карьеру, в ходе которой многого добилась — стала чемпионкой мира, Европейских игр, победительницей этапов Кубка мира.
А уже на прошедшей на днях традиционной торжественной церемонии закрытия велосипедного сезона «VivaРовар» Татьяна ШАРАКОВА получила две эксклюзивные статуэтки — как лучший женский тренер и за лучшую женскую команду. Мы не могли не поинтересоваться, что значат для неё эти призы?
— Конечно, это престижно и очень приятно. Но, к сожалению, сейчас есть много «но», которые накладывают свой отпечаток. Данная же церемония помогает в это непростое для всего белорусского спорта время хоть как-то поддерживать спортсменов и персонал. Отрадно, что оценили не только мой труд, но и команду. Правда, хотелось бы, чтобы её всю и пригласили на сцену — вместе с обслуживающим персоналом, который постоянно остаётся за кулисами, хотя без него невозможно было бы добиться того, чего добились. Думаю, правильнее было бы показать всех, кто внёс вклад в общий успех.
— Как вам дался переход на тренерскую работу?Нагонялись ли к тому моменту? И не страшно ли было браться за новую роль?
— У меня была довольно длинная карьера. Поэтому нагонялась сполна. И, скажем так, менять амплуа не боялась, поскольку рядом находилась и всячески поддерживала мой личный тренер Любовь Семёновна Немкова. Другое дело, что мой переход пришёлся на такой несладкий период. Он и мне тяжело дался, и спортсменкам. Мы оказались в замкнутом круге, где приходится вертеться лишь вокруг себя. В такой ситуации намного сложнее и себя, и подопечных мотивировать. Нужно ведь соответствовать уровню международных результатов, а это очень непросто, когда ты варишься лишь в собственном соку.
— А легко ли было выстроить субординацию со спортсменками, с которыми ещё вчера сами вместе ездили гонки?
— Да, это произошло достаточно быстро и, на мой взгляд, безболезненно. Мы сразу обговорили с девчонками, что теперь я в другом статусе, и они отнеслись с пониманием — без проблем с Татьяны перешли на Татьяну Валерьевну. Психологически, наверное, мне было чуть тяжелее в первый год. Мы ведь дружили, доверяли друг другу и вместе гонялись, а теперь уже нужно наставлять их на цели. Хотя, в принципе, ещё будучи спортсменкой, я начала передавать свой опыт, что-то подсказывать.
— Вы часто выезжали на тренировки на велосипеде?
— Нет, если только на пару за сбор. Дело в том, что спортсменки обычно выполняют разные задания, ориентируясь на свои личные показатели, то есть могут разъезжаться на расстояние до двух километров. На велосипеде я бы не смогла посмотреть, как все они работают. Поэтомусопровождаю команду на машине. И только когда не запланировано никаких работ, спокойно выезжаем группой, я могу тогда присоединиться к ним.
— А во время гонок импульсивного желания пересесть из «технички» на велосипед, особенно когда девчата допускали ошибки, не испытывали?
— Нет. Я себя сразу перестроила, убедила в том, что отныне это невозможно. Моя спортивная карьера осталась позади. И я не пытаюсь ставить себя на место спортсменок. Да и разные мы. Это уже другое поколение. Многие молодые девчонки мыслят совсем иначе. Поэтому всё обсуждаем. И, если только кому-то конкретно нужен мой пример, показываю его.
— Насколько сложно найти подход к каждой спортсменке?
— Однозначно непросто. Благо, у меня есть Любовь Семёновна с многолетним стажем. Где-то она помогает, где-то сама пытаюсь достучаться. Любой тренер должен быть психологом. Я это понимаю. Поэтому и специальную литературу вновь поднимала, перечитывала, ища ответы на интересующие вопросы. Мир движется и меняется, мы — тоже. Стараемся больше разговаривать. Где-то мне тяжеловато бывает с чем-то смириться из-за характера, могу вспылить. Но продолжаем работать.
— Какие гонки тяжелее — свои или в роли тренера?
— Те, в которых девчонки готовы на победу, но из-за ошибок проигрывают. Либо те, в которых недооценивают соперниц, что при любом раскладе недопустимо. И бороться нужно всегда до самого конца.
— Нынче ваши подопечные внесли три поправки в таблицу национальных рекордов. Причём в индивидуальной гонке Анна Терех превзошла ваше достижение. Не испытывали двойственных чувств при этом?
— Нет. Мы хотели побить его ещё в прошлом году, но тогда немножко не сложилось. Я рада, что нынче Анна Терех подняла эту планку. Это спорт. Здесь нельзя останавливаться. Каждое новое поколение будет стремиться побить действующие рекорды. Мне, наоборот, льстит, что ученица проехала быстрее. Значит, мы не стоим на месте, движемся в правильном направлении.
Но ещё ценнее для меня то, что девчата установили новое высшее достижение в командной гонке преследования. Во-первых, это олимпийская дисциплина. А мне всегда хотелось, чтобы белоруски на равных боролись в ней с иностранками. Во-вторых, сплочённую четвёрку очень непросто было собрать. И на такой результат раньше сложно было рассчитывать. Но сейчас девчонки поверили, что всё возможно, поставили перед собой цель и достигли её. Аня, конечно, молодец. Но поскольку индивидуальное «преследование» не является олимпийским видом, мы особо не зацикливались на нём в дальнейшем, а больше внимания уделяли командной гонке.
— Какие из нынешних побед, одержанных спортсменками клуба «Минск» на треке дома и в России, вам особенно дороги? И хватало ли конкуренции на выездных стартах?
— Уровень соревнований в России достаточно высокий. Там много сильных гонщиц, таких как Гульназ Хатунцева, Мария Аверина, Мария Ростовцева, Валерия Валгонен, Мария Новолодская. И молодёжь у них хорошая подрастает. Так что соперничать есть с кем. И каждая гонка давалась как настоящий международный старт. Мы соответствующим образом и подходили к ним, настраивались. А самой ценной назову, пожалуй, победу на чемпионате России в командной гонке с национальным рекордом. И в мэдисоне девчонки в ушедшем сезоне классно выступали. То есть в этой олимпийской дисциплине мы тоже подросли.
— На шоссе, похоже, наступило золотое время Анны Терех, которая и обе национальные майки завоевала, и на российских стартах неоднократно отличалась, ипод занавес сезона в Китае счёт викториям на гонках мирового Тура открыла. Последняя сюрпризом не стала?
— Нет. Мы долго готовились к этому. Да, мы давно не соревновались в таком пелотоне. Но я сказала девчонкам: «Вы такие же, как они, вы тоже много тренировались, участвовали в гонках, пусть немного других, вы сильные и должны показать себя. Представьте, что у вас есть один-единственный шанс, где вы должны выдать максимум, потому что второй возможности не будет». И они услышали меня. Аня Терех, правда, хотела сделать акцент на борьбе за генеральную классификацию. Но я приняла решение, что виктория важнее, о чём и сказала утром перед вторым этапом. Ту гонку мы вели только на победу. Девчонки отработали её на все сто, помогли Ане, которая в итоге выиграла в очень красивой, что немаловажно, борьбе.
— А был ли у неё шанс, на ваш взгляд, назавтра удержаться в тройке в генеральной классификации?
— Шанс всегда есть. Но командой мы были ещё не совсем готовы к тому, чтобы на таком уровне всё грамотно разложить и отстоять лидерскую майку. А в тройке реально было закрепиться. Правда, было много «но», поэтому предпочли сделать акцент на майку лучшей горной гонщицы. Хотя пытались и в общем зачёте удержаться в топ-3. Ничего страшного, что не получилось, ведь добыли другую майку и победу. И девчонки хорошо ехали — и Таисия Носкович, и Ирина Чуянкова, для которой это был дебют на таком уровне на шоссе.
— Планируете ли дальнейшее сотрудничество с этой китайской командой Li Ning Star?
— Пока нет. Нынче они нам дали возможность выступить, а мы помогли им получить контракты на следующий год для китайских спортсменок, на которых они решили делать ставку. Но наши девчонки себя неплохо показали, надеемся, будет появляться возможность выехать на какие-то гонки в Европе. У россиян, кстати, есть олимпийские лицензии на шоссе и допуск к трековому чемпионату Европы. Мы же пока ничего не имеем. Возможно, это кого-то из спортсменов и тренеров устраивает. Я же человек с другими амбициями. Поэтому сложно мириться с такой ситуацией.
— И каковы дальнейшие планы?
— Весь декабрь и часть января будем готовиться дома. Соревновательный трековый сезон откроем в Санкт-Петербурге. А дальше будем смотреть по обстоятельствам.