Биатлон. Кубок мира - Спортивная панорама

В Поклюке без клюки, но клевали только по зёрнышку

Шестой этап Кубка мира по биатлону завершился в словенской Поклюке воскресными массовыми стартам, в которых приняли участие и белорусские биатлонисты. Ирина Кривко у женщин и Сергей Бочарников у мужчин.

Но это сухая констатация, которая, разумеется, не раскрывает в полной мере те драматические подробности, которыми оказался, насыщен минувший уик-энд стреляющих лыжников.

И не только потому, что в воскресенье погода в Бледе и Поклюке резко испортилась, став напоминать нынешнюю «белорусскую зиму». Прежде всего исчез бодрящий ночной морозец. Затем, повысилась влажность, а на подъезде к стадиону, на горной дороге на автобус вначале обрушился ливень, что, правда, сменился на высоте мокрым снегом, что имеет на биатлонном сленге очень точное название – «тормузун»…

Но уже к старту мужчин в Поклюке распогодилось, и даже выглянуло солнце, что ещё больше осложнило жизнь сервисменам. Именно в таких переменчивых условиях биатлонисты готовились к воскресным гонкам! Однако, для полного понимания ситуации нам необходимо вернуться аж в четверг, когда на шестом этапе Кубка мира состоялся первый вид соревновательной программы – мужская «двадцатка».

Соболезную братьям Клодам

Дело в том, что сразу по факту завершения мужской индивидуальной гонки в Поклюку пришла трагичная новость из Северной Америки: в горах северного Квебека погиб, провалившись на снегоходе под лёд, Жиль Клод – отец ставшего третьим призером «двадцатки» Фабьена Клода…

Так, что на первой в Полкюке пресс-конференции была гнетущая атмосфера. Сам Фабьен, ответив на вопрос ведущего, попросил журналистов больше не настаивать ни на каком общении. И он, и его брат Флоран, выступающий за Бельгию, срочно покинули Словению…

Таким образом, наш Бочарников превратился из «первого запасного массового старта» в его участника. Конечно, Сергей совсем не так хотел пробиться в элитарный старт, но ничего не поделаешь – это не его вина, если всё случилось в режиме «вопреки». В конце концов, и сам Бочарников, и Максим Воробей (всего один промах 19-м выстрелом, 28-е итоговое место, первые в сезоне зачетные очки, отличные эмоции на финише!) выступили хорошо, о чём и надо вспомнить.

Сергей Бочарников: трасса стала интересней!

-- Что больше всего понравилось по итогам «двадцатки»?

-- Прежде всего, стрельба. Что же касается моего лыжного хода, то говорить о нём непросто. Но, в принципе, раз всё-таки попал в список участников массового старта, смогу и его назвать более или менее удовлетворительным.

-- Если можно подробнее о стрельбе.

-- Первая «стойка» была с рисками промахов, а вторая, наоборот – надежная. Но это уже информация постфактум. Чаще всего мы, находясь на огневом рубеже, не видим, куда попали – «десятка» или габарит. Реагируем просто: либо мишень закрылась, либо нет.

-- Трасса?

-- Изменение рельефа сделали её более интересной. Тем лучше! И спортсменам, и болельщикам. Думаю чемпионат мира-2021, что пройдёт в Поклюке подарит захватывающие гонки. В конце концов, не могу назвать здешние новые виражи такими уж сложными. Есть другие трассы – например, в Эстерсунде, где спуски намного более коварны, несмотря на то, что шведский этап считается равнинным.

-- Старт в первой группе, то есть, в те минуты, когда стрельбище ещё освящали прямые солнечные лучи, никаких хлопот не доставил?

-- Нет. А то, что стрелять стоя все в Поклюке предпочитают по центральным мишеням – с 16-й по 18-ю, объясняется просто: подход здесь со спуска! Чтобы не терять время на торможение все в штиль предпочитают хорошо выкатиться. Конечно, при массовом старте это не совсем честная игра. Поэтому, как я слышал, к чемпионату мира организаторы хотят избавиться от этой несправедливости, внеся еще какие-то изменения. Кстати, сама трасса большей частью находилась в тени, и условия были близки к идеальным. Естественный снег, легкий мороз. Хотя, конечно, у Воробья, стартовавшего в последней группе, возможно, будет своя оценка.

Максим Воробей: опасный лёд

-- Настроение после «двадцатки» очень хорошее?

-- Так и есть – это честно! Я доволен, что вообще вышел на старт. Ведь уже давно не соревновался. Последний раз 10 января, когда неудачно выступил в спринте Оберхофа, после чего только тренировался. Признаться, устал. В первую очередь психологически.

-- Но вы конкретно готовились к индивидуальной гонке?

-- Именно. И хорошо, что с наставниками построили тренировочный план таким образом, чтобы держать в прицеле именно «двадцатку» в Поклюке. Это была моя перспективная цель, что помогало мириться с отсутствием соревновательной практики.

-- Стрельба получилась?

-- Да. Правда, на первой «лёжке» было не просто: испытывал определённый дискомфорт. Но – справился. А затем вовсе раскрепостился. Вы же знаете, как порой после трёх «нулей» приходит страх на последней «стойке». А тут его не было вовсе! Наоборот, лёгкость. И то, что совершил один промах – очень досадно. Чуть-чуть не хватило, как мы говорим – «не довёл»! Маленький габаритик не в мою пользу.

-- Вопрос о трассе неизбежен. Ведь через год в Поклюке состоится чемпионат мира.

-- Моё мнение об изменениях будет мнением биатлониста стартовавшего в последних номерах. На крутых спусках уже был лёд, вынуждавший по большому радиусу входить в повороты, ещё и пуская лыжи в «плуг». Почти останавливался. Так, что терял много времени. Но лыжи работали отлично, особенно на первых трёх кругах. Когда солнышко спряталось, стало немного хуже, но скольжением очень доволен.

-- Как отразился выигрыш спринтерской гонки на одном из декабрьских этапов Кубка IBU на ваших профессиональных ощущениях, подходах.

-- В принципе, пережил успех спокойно, хотя и получил новый стимул для совершенствования. Стало ещё больше хотеться дерзать и быть успешным. Ощущения победы – это приятные эмоции. Вот и стремлюсь их пережить снова.

-- Но вернулись на Кубок мира и – сбой…

-- Да, не получилось. Скажу честно: на Кубке IBU всё проще и легче, ибо спокойнее. А Кубок мира – это нервный ажиотаж, с которым надо уметь справляться, игнорируя все отвлекающие факторы.

-- Новогодний сбор в Антхольце?

-- Классно! Прошёл на славу! Погода, трассы. У нас вся подготовка проходит замечательно.

Женские коллизии

Видимо самым знаковым событием женской «пятнашки» стал сход после второй «стойки» нашего лидера Ирины Кривко (шесть штрафных минут!), который она объяснила следующим образом.

-- Самочувствие такое, что не могу понять, какое оно… Да и лыжи катили не очень хорошо. Не понятно… Пока в растерянности, не могу определить в чём причины того же разброса на обеих «стойках».

-- Поэтому, когда и на второй «стойке» трижды промахнулись, то…

-- Поняла, что шансов заработать, хоть какие-то очки не осталось. Поэтому решила поберечь силы, чтобы попробовать быть конкурентоспособной в масс-старте… Но не знаю, что произошло на обеих «стойках». Причём, вроде, как находилась в балансе, «удержание» было нормальным. Нет пока объяснений: ни для вас, ни для самой себе.

Как вы понимаете, Ирина совсем не рассчитывала принимать участие в субботних смешанных эстафетах, однако, человек предполагает, а Бог располагает. Ещё в пятницу наша участница сингл-микста Алимбекова почувствовала определённый простудный дискомфорт (то повысилась температура, то заболело горло), а за ночь Динара совсем разболелась, о чём своевременно проинформировала тренерский штаб. Так Кривко и образовала в субботу родственный тандем с братом Виктором. Учитывая, что лыжи им готовил супруг олимпийской чемпионки Артём, а старший тренер женской сборной её тесть -- это был «семейный подряд» в действии.

Но это мы забежали вперёд, а на «пятнашке» лучшей в нашей команде стала Елена Кручинкина, которая, пусть и провела не самую впечатляющую гонку, но пополнили свою очковую копилку ещё несколькими баллами.

-- Сегодня ехали на стадион, думая о задаче обеспечить себе участие и в воскресном масс-старте?

-- Нет, я, в принципе, никогда не ставлю перед собой таких задач. Всё формулировалось проще и самым дежурным образом: хорошо отработать на дистанции и огневых рубежах. Что-то, как все видели, получилось, что-то не очень.

-- Знакомство с Кубком мира у вас произошло 14 месяцев назад именно в Словении: в конце ноября-2018 вы приехали на пару дней в Поклюку и провели пару тренировок под началом Владимира Королькевича. Однако быстро покинули Словению, ибо ещё не имели возможности выступать за белорусскую команду. Теперь вы проверенный боец…

-- Так всё и было. Время летит быстро… Вот словенцы успели изменить трассу. Мне, кстати, нравятся обе версии, хотя, на мой взгляд, случилась парадоксальная история. Пытаясь сделать трассу более безопасной, в Поклюке добились обратного эффекта. Нынешний главный спуск, действительно, таит повышенные риски.

-- Приходилось «плужить»?

-- Нет, ни в коем случае. Я на тренировках отработала скоростной спуск, чтобы и на «пятнашке» не особенно терять на нём время. Считаю, что справилась грамотно.

-- Когда узнали, что у вас один из первых номеров во второй стартовой группе, не испугались «ослепнуть»? Ведь вы левша, а, значит, развёрнуты к солнцу.

-- Никакого испуга. У нас прошли две полноценные тренировки в солнечную погоду, на которых мы тщательно анализировали световую ситуацию на стрельбище, определялись с поправками. Так, происходит всегда. Мы изучаем каждое стрельбище, приобретаем и накапливаем опыт. Не только для оперативного использования, но и на перспективу.

Смешанная кутерьма

Елена Кручинкина очень достойно выступила и на последнем этапе классической смешанной эстафеты, подняв белорусский квартет, в котором надо позитивно выделить и Никиту Лобастова, на восьмое место.

Но началась кутерьма субботы с сингл-микста, в котором белорусский тандем Ирины и Виктора Кривко боролся очень достойно, находясь в реальной близости от медальной разборки. В итоге, правда, на пьедестал, причём на его вторую ступень, заскочили сенсационные эстонцы, а, значит, их успех ещё более укрепил позиции тех аналитиков, что видят в этом виде шанс для «маленьких команд». А мы не такая уж и маленькая! Особенно если родственный тандем Ирины и Виктора Кривко сохранится, что видится очень перспективным вариантом: есть между ними особенная «химия»!

-- Виктор, если вы в чём-то более опытны сестры, так это в сингл-миксте.

В.Кривко: Ира бежала его во второй раз в карьере, а у меня – да, этот опыт, действительно, больше. Причём, мне по душе сингл-микст, который неплохо получается. Однако, сегодня проявились проблемы с функциональной готовностью, с чем необходимо разобраться. Ещё на прошлой недели на этапе Кубка IBU мне нравился собственный ход. А тут не мог цепляться за соперниками. Пришлось всю ставку сделать на точную стрельбу. Всего один дополнительный патрон, в принципе, нормально.

-- Ирина, когда и как вы узнали, что вам придётся стать участницей сингл-микста?

И.Кривко: Я проснулась в 7.20, собираясь после завтрака отправиться на утреннюю тренировку, как это и было запланировано. Но тут в номер постучался Василий Михайлович Лещенко. Он рассказал о приболевшей Динаре Алимбековой и не самом лучшем самочувствии Ирины Кручинкиной.

Ирина Кривко

 

-- А потом тренер задал сакраментальный вопрос?

И.Кривко: Да. Василий Михайлович спросил, не могу ли я выступить в сингл-миксте? Ответила, что если нужно, то, значит, нужно.

-- Но ведь вы тоже не «свеженький огурчик»!

И.Кривко: Да, это так. Состояние тяжёлое, усталость накопилась, воскресный массовый старт станет уже 18- гонкой й в сезоне. Надо немного передохнуть. Тем более, что после двух неудачных «стоек» на «пятнашке»… В общем, вы понимаете. Поэтому, когда дважды промахнулась на первой «стойке» и полезла за дополнительными патронами, признаюсь, коленки немного затряслись. Но справилась. Кстати, мы, надеюсь, уже устранили проблему с винтовкой, которая спутала мои планы в индивидуальной гонке -- они были связаны с пусковым механизмом.

-- На мою память, ваше выступление – самый интересный и интригующий белорусский сингл-микст во всей истории этого самого молодого соревновательного вида.

В.Кривко: Если мы повторим, или, что ещё лучше повысим, качество своей стрельбы, а я устраню «функциональную яму», то будем намного выше. Я в этом уверен. И это мой проигрыш, а Ира – лучше всех!

И.Кривко: Нет-нет, я тоже кое в чём ошиблась. Первая пара лыж, на которых я бежала, давала значительно лучшее качество скольжения на равнине и подъёмах. Вторая, как бы «упиралась» в снег. Но я совершила замену в паузе между этапами, о чём потом пожалела. Беги я финишный круг на первой паре, уверена, что смогла бы совершить ещё несколько обгонов.

Финальные аккорды

Что ж, дебют Бочарникова в массовом старте Кубка мира состоялся – и это, главное. Да, Сергей, как начал свою стрельбу по 30-й установке, так на ней и закончил, но именно его снайперскую работу тренер Андрей Падин оценил очень высоко.

-- Бочарников работал надёжно, и допустил, по сути дела, только одну ошибку, поддёрнув выстрел на первой «стойке». А то, что на дистанции ему пришлось тяжело, так это реальность сегодняшнего дня. Во-первых, Сергей соревновался с лучшими гонщиками, а, во-вторых, всё к чемпионату мира можно поправить. Сейчас команда остаётся на несколько тренировочных дней в Бледе и Поклюке, а 31 января переезжаем в итальянский Риднау.

В женском массовом старте в биатлоне Кривко чувствовалась усталость, о которой Ирина говорила накануне. А тут ещё и странное очередное происшествие, которое преследует белорусскую женскую сборную. Австрийка Хаузер неожиданно решила исполнить первую «лёжкук» по нашей мишени. Хорошо, что и она, и Кривко не допустили промахов, что и позволило Василию Лещенко не подавать протеста.

Но в целом было видно, что Ирина, хоть и борется, но привычная ей в лучших гонках лёгкость отсутствует. Но тем ценнее, что на заключительной «стойке» Кривко отработала отлично. Как сказал Лещенко: «Это и будет нашим позитивом при начале последнего этапа подготовки к чемпионату мира в Антхольце!»

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Внутренний туризм

Сплавы на байдарках в Беларуси

Слово за нанотехнологиями