Этот форвард является одним из трёх игроков, которые прибыли в стан национальной команды не из «Цмокi-Мiнск». В то же время Виталий ЛЮТЫЧ играет значимую роль в коллективе Александра Крутикова. Так что для нас важно, что 25-летний баскетболист находится на ведущих ролях в красноярском «Енисее». В преддверии двух домашних поединков Виталий специально для «СП» рассказал, что для него самое сложное в играх за клуб и за счёт чего наша сборная сможет навязать борьбу испанцам и словенцам.
— Прежде всего хочется спросить о подготовке к ближайшим матчам. Вы присоединились к команде немного позже, но уже провели достаточно тренировок.
— В принципе, всё нормально. Знал, что нужно делать, вспоминая последний вызов в сборную. Так что вливание в коллектив получилось безболезнеpнным. На момент нашего разговора осталось ещё пару тренировок в преддверии матча. Думаю, взаимопонимание улучшится.
— Насколько знаю, все тренировки сборная проводит во Дворце спорта. Такая практика с ноября прошлого года. Куда удобнее играть на том же паркете и в тех же условиях, в которых тренируешься долгое время?
— Конечно, это большой плюс. Здорово, что на этот момент тоже обратили внимание. Два раза в день мы тренируемся на одних и тех же кольцах. Чувствуем паркет, отскок. Раньше действительно мужская сборная проводила занятия в зале на улице Уральской, только за день до игры переезжая на место проведения поединка.
— Команде опять придётся обойтись без помощи Артёма Параховского…
— Данная потеря ощущается очень сильно. Артём — наш стержень в защите. На него боятся идти «малые» игроки. Да и против «больших» он хорошо справляется. Забирает много подборов, отскоков. Как его не хватает команде, мы ещё поняли в ноябрьских матчах. Особенно в игре с Черногорией, чьи центровые вчистую переиграли белорусов на подборах.
— Конфликт ФИБА и Евролиги возможно разрешить в ближайшее время? Не очень ведь нормальная ситуация, когда ведущие игроки не могут приезжать в национальные команды.
— Согласен, поэтому надеюсь, что обозначенные структуры найдут какой-то компромисс. Договорятся о разведении матчей в окна игр сборных. Всё-таки это только два матча. Не очень большой промежуток времени — где-то около недели. Со стороны данная ситуация вообще выглядит несерьёзно. Игроки-то хотят выступать за свои национальные команды.
— Вы уже отметили, почему с черногорцами не получилось достойно потягаться. Со словенцами борьба была более заметной. С чем это можете связать?
— Соперник рано поверил в свою победу. Словенцы повели «+20» и наверняка подумали, что затоптали нас в паркет. Но мы не сдались, продолжили бороться за каждый мяч. В концовке игры одно время наше отставание составляло меньше десяти очков. Думаю, в этой игре мы сами себе продемонстрировали, за счёт чего можно компенсировать недостаток того же Параховского. Надо цепляться, взаимодействовать друг с другом, и всё будет не так плохо.
— Возможно, словенцы по-другому будут настраиваться на нас в ответной встрече?
— Думаю, они лучше изучат нашу игру. Но мы не собираемся сразу опустить руки и сдаться.
— Несмотря на последние громкие успехи, словенцы, в отличие от испанцев, для широкого круга болельщиков не самая узнаваемая команда. В чём, на ваш взгляд, сила этого коллектива?
— Просто так первое место на чемпионате Европы не завоёвывают. У них индивидуально сильные баскетболисты. Скажем, Горан Драгич, который выступает в НБА, Энтони Рэндольф из мадридского «Реала». К сожалению для болельщиков, их сейчас не будет. Считаю, также большая заслуга в становлении сборной тренера. Он организовал коллектив. Помню, на крайнем континентальном первенстве словенцы достаточно средне выглядели в группе. Мало кто мог предположить, что они так прибавят в плей-офф. Помню, как легко разобрались с испанцами. Но балканская школа всегда славилась в баскетболе. В бывших странах Югославии нет слабых сборных.
— Костяк белорусской сборной на сегодняшний день составляют игроки «Цмокi-Мiнск». Что можете сказать по поводу нынешнего сезона в исполнении главного отечественного клуба?
— Посмотрите, как парни выступают в Кубке ФИБА, где вышли в плей-офф. С итальянским «Эйр Авеллино» спокойно могут побороться и пройти дальше. Ничего сверхъестественного в этом сопернике нет. Так что считаю, что у «драконов» выходит хороший сезон. Да, в Единой лиге ВТБ у них только четыре победы, минчане располагаются недалеко от «Енисея». Для сборной, думаю, большой плюс, что много игроков с одной команды. Они постоянно тренируются вместе. Знают все комбинации как в защите, так и в нападении. У других команд такого нет.
— Что знаете о новом натурализованном игроке белорусской сборной Девоне Саддлере?
— Познакомились на этой неделе. Могу отметить, что он мастер своего дела, который хорошо понимает игру. Защитник отлично борется как у своего кольца, так и в нападении. При этом Девону есть что доказывать. Он без звезды в голове, поэтому уверен, что нам поможет.
В Европе на энергетических напитках
— В Минск вы прибыли из Красноярска. Как настроение, учитывая, что у вашего «Енисея» в этом сезоне не всё складывается?
— В Единой лиге ВТБ ещё много игр впереди. Всего лишь пару побед, и мы не на 13-м, а на седьмом месте. А это уже зона плей-офф. На заметном отдалении первая топ-6, а на оставшиеся две путёвки все коллективы имеют шансы.
— Доверием тренерского штаба красноярского клуба удовлетворены?
— Да. За чем ехал, то и получил. Нахожусь на ведущих ролях, играю много.
— В августовском интервью вы признавались, что долго раздумывали над тем, переходить или нет в «Енисей». В чём заключилась главные сомнения?
— В постоянных перелётах. Команда тогда играла в Лиге чемпионов. Получалось очень много выездов именно в Европу. А учитывая красноярский часовой пояс, это очень ощущалось. Скажем, с Минском разница четыре часа, а с большей частью Европы — вообще шесть. Нам ещё как будто специально ставили матчи на позднее время. Начинали, скажем, в 20.30, то есть «по-нашему» уже было полтретьего ночи. Выходили полусонные, на энергетических напитках, грубо говоря. Это самый неприятный момент в моём выступлении за «Енисей». В остальном всё устраивает: и команда, и организация в ней.
— Перемещаетесь только с помощью самолётов?
— Да, учитывая наш график, по-другому никак. Скажем, только до Москвы лететь пять часов.
23.02.2018
Юрий Сницкий