В межсезонье многие звездные белорусские хоккеисты завершили карьеру.
Также с работой на льду завязали несколько авторитетных судей, которых тоже нужно отнести к звездам в своей профессии. Один из них — Владимир Наливайко. На протяжении около 30 лет арбитр обслуживал матчи Экстралиги. Работа этого рефери — это целая эпоха белорусского (и международного) хоккея.
Корреспондент «СП» побеседовал с Владимиром Георгиевичем и узнал, что специалист продолжает трудиться в ФХБ, но уже в другой роли.
— В июле в ФХБ прошел учебно-тренировочный сбор для инспекторов и судей. Велика ли польза от таких мероприятия?
— Это был установочный сбор. Его цель —проверить всех арбитров. Проверить, как они готовык работе, на каком уровне находятся их профессиональные качества, физическая подготовкаи теоретические знания. Перед началом сезона нам надо было сделать такую оценку. На основании результатов нормативов принималось решение, кто какие матчи будет обслуживать. В розыгрыше Кубка Цыплакова и Кубка Салея судьи должны были оправдать оказанное им доверие, а может, даже поднять свой уровень. Все в их руках, ногах и головах.
— Результаты нормативов порадовали?
— В большей степени — даже очень. Не буду говорить о ком-то персонально, но, в общем, да. Особенно это относится к тем людям, которые работают не первый год на ответственных матчах чемпионата Беларуси. Судьи не расслабляются, они профессионально относятся к своей работе. Молодежь, которая пришла и приняла участие в сборе, тоже достойно себя проявила. Ребятам еще в апреле было сказано: как они покажут себя на июльском кемпе, так и будут работать дальше. Для них это был шанс проявить себя. В целом оценка положительная.
— Довелось побеседовать с одним из молодых арбитров — Александром Гринкевичем. Он отметил, что в судейском корпусе все сильно поддерживают друг друга. Похоже, что у вас оченьсплоченный коллектив.
— Такой подход существует уже не одно десятилетие. Опытные арбитры оказывают любое содействие молодым. Это касается подготовки к матчам, проведения игр, а также бытовых вопросов. У нас всю жизнь была такая установка: коллеги по судейству — это одна семья. Это вообще наш самый основной принцип.
— Новость о том, что вы завершили судейскую карьеру, пожалуй, была воспринята примерно также, как если бы клюшку зачехлил известный игрок. Почему приняли это решение? Насколько оно трудно далось?
— У любого человека, который отдает много лет профессиональной деятельности, неизбежно возникает ситуация, когда нужно определяться с будущим. Сейчас в судействе идет смена поколений. Причем массовая. Надо сконцентрировать больше внимания на подготовке молодых арбитров, передать им свои знания. Поэтому это абсолютно правильное решение. В ФХБ предложили мне выполнять такие функции. В такой роли я принесу больше пользы, чем на льду.
— Вам и Владимиру Руфу оказали почести — вчесть завершения судейской карьеры вручили памятные подарки и благодарности. Приятный момент?
— Конечно. Я уже и раньше говорил, что всегда с доброй завистью наблюдал за тем, как отмечают 500-й или 1000-й матч судей в других профессиональных лигах. Например, в КХЛ. Как провожают арбитрапосле последней отработанной игры, когда он завершает карьеру. У нас, к сожалению, раньше такого не было. То, что сейчас руководство федерации отметило нас, очень приятно. А еще это возлагает дополнительную ответственность. Есть понимание, что надо работать дальше в другом направлении. С тем же усердием, как судил на льду.
— Вы упомянули КХЛ. В этой лиге перед стартом каждого сезона вводится много правил. Реакция на столь частые изменения разная: кто-то одобряет такую практику, а кто-то критикует. На ваш взгляд, правильный ли это путь?
— Так происходит не только в КХЛ. У нас, например, тоже не первый сезон обкатываются различные нюансы. Из своей практики могу сказать, что на следующий сезон не берется правило или трактовка какого-то момента, если они не «зашли»ни тренерам, ни хоккеистам, и если болельщики этого не поняли. Точно так же и перед стартомнынешнего сезона мы собирались и обсуждали, стоит ли оставлять нововведения, которые внедрялись год назад. Решили, что их надо сохранить, потому что они добавили игре динамики и азарта. Самое главное — новшества «зашли»зрителям. Люди поняли, что это правильные решения, восприняли их адекватно.
— Все-таки у нас не так много изменений в правилах, как в КХЛ.
— В каждой ассоциации или федерации люди находятся на своих местах не просто так. Они серьезно занимаются этими вопросами. Все нововведения проходят проверку, анализируются. Идет постоянный контакт с тренерами и игроками. Не думаю, что какие-то правила внедряются насильственно. Считается, что это всегда идет на пользу хоккею.
— Переходя на другую должность, есть ощущение, что вы передаете работу на льду в надежные руки?
— Конечно. Знаете, если бы за плечами не было никакого резерва — перспективных и уже состоявшихся арбитров, то, если честно, никто бы мне и не дал уйти и начать работу в другом направлении. Никто никогда не станет оголять тылы.