Спортсмены выстраиваются в одну линию на старте, и ты непроизвольно чувствуешь, как сердце начинает беспричинно колотиться. С этого момента ревущие моторы техники звучат в такт твоему главному двигателю. В нескольких десятках метров от соревнующихся «раздражитель» с ярко-зеленым флагом готов сигнализировать о начале гонки. Он несильно нарушает концентрацию внимания, потому что ты сосредоточен и лишь ждёшь молниеносного рывка от атлетов в надежде, что переполняющая внутри энергия не разорвёт на части. Постоянно находишься в жутком напряжении – а всё время дистанции составляет целых 25 минут!
Волнение нарастает с каждым поворотом и пригорком, на которых мастера мотоспорта выполняют «скрабы» (приём для ускорения прохождения трамплина, некоторые выполняют для красоты), с каждым бок о бок взаимодействием противников, что отчаянно борются за выигрышные доли секунды. Финиш. Облегчённо вздыхаешь, что обошлось без жёстких падений и травм, иногда выбивающих «райдеров» из колеи. Получив новый опыт и бонусом заряд бодрости на целый день, как многие шутят, ты точно больше не будешь прежним. Ещё бы! Теперь с нетерпением ждёшь новый этап Кубка Республики по мотокроссу, чтобы узнать, кто возьмёт пальму первенства. А вот на втором завершившемся отрезке, прошедшем на недавно отрытой минской трассе около Стаек, одним из лучших стал гонщик Артём САЗАНОВЕЦ, который рассказал корреспонденту «СП» о тонкостях дисциплины и своей борьбе с главным конкурентом в Беларуси.
– Начальный этап чемпионата состоялся в Лиде. В стартовом заезде финишировал на первой позиции, а вот в следующем – всего лишь пятым. Меня подвёл мотоцикл – заклинило цепь в маятнике. В сумме результатов поднялся на третью строчку пьедестала.
– Второй этап прошёл более успешно?
– Вполне, в прошлую субботу в классе 125 (мужчины) стал первым, а в воскресенье в категории Open пришёл вторым. Турнир состоялся в новом спортивном комплексе для авто- и мотоспорта около Стаек, где специально для нас подготовили трассу. С профессиональной точки зрения, она ещё не доделана до конца: нужно досыпать и увеличивать число трамплинов, докручивать повороты. В целом, для юниорского кросса условия шикарные: есть трибуны для зрителей, стадион, мойка, поливка, свет – всё подготовлено на высшем уровне.
– Сам успел адаптироваться к новой трассе?
– Для меня она оказалась одномерно и простой, и сложной тактически. Слишком большие скорости. На этой дистанции было проблематично найти ту лазейку, где мог бы сэкономить время. Но в целом, мне понравилось.
– В классе 125 ты всех обогнал на круг, а то и больше…
– Был хороший запас энергии. Недавно восстановился после тяжелой травмы, которую получил на международном турнире в Польше. Сейчас больше всего слежу за здоровьем, поддерживаю форму.
– В абсолютном заезде уступил Виталию Махнову…
– На счёт Виталика… Видимо, на этом этапе он был более подготовлен, чем я. А вообще, на данный момент мы вдвоём с ним представляем национальную сборную страны и защищаем честь Беларуси.
– Главный конкурент?
– Да. Постоянно боремся между собой. Как и всегда, большую часть заездов проходим с ним наравне. Однако по объективным причинам на некоторых гонках мне вообще не стоило участвовать. Сейчас в планах закончить как можно лучше этот сезон, взять перерыв и отдохнуть. Будет время всё переосмыслить.
– Расскажи, что положило начало вашему принципиальному противостоянию.
– Раньше всегда ехал на класс ниже, так как был младше. Вечно переживал и болел за него. Всегда хотел побороться вместе с Виталиком, ещё даже не мечтая о каких-то обгонах. Когда перешли в один класс, озадачился. Гонку за гонкой, тренировку за тренировкой пытался тянуться за ним и, скажем, добился желаемого: теперь мы на одном уровне. Таков спорт. Здесь всё непредсказуемо, но что точно – нельзя препятствовать конкуренции, иначе спорта нигде не будет, а там и результатов, соответственно…
– В чём твои сильные стороны?
– Дисциплина некомандная, поэтому отвечаешь сам за себя. На результат влияет всё: физическая подготовка, мышление, тактика, отношение к спорту, техника. Я, например, вытягиваю победы за счёт постоянной физической работы над собой и характера. Виталик же, наверное, едет красивее и легче. Конечно, есть и талантливые спортсмены, которым от природы всё дано, они кайфуют. Но это единицы.
– В разделе Open не получилось вырвать у него старт?
– Самый нестабильный фактор, над которым сейчас работаю. Иногда могу много «проспать», иногда, наоборот, резко начать – толком ещё не разобрался до конца. Не сказал бы, что у меня проблемы с реакцией, но явно чего-то не хватает.
– Он довольно далеко оторвался…
– Бывает, что за 2-3 круга до финиша тот, кто сзади, догоняет лидера. Чаще всего это происходит, когда гонщик устает или расслабляется, потому что рано чувствует вкус победы. У меня было также. Причём играл роль в двух сценариях, так сказать. Поэтому никогда нельзя давать слабину.
– На бешеных скоростях так и навредить себе можно…
– Согласен, поэтому, если чувствуешь, что не осталось сил, конечно, лучше перестраховаться и сбавить темп, сохранить здоровье и проехать тише. Можно сильно травмироваться. Другой момент: если готов, тогда борись до конца.
– Может, у Махнова просто мотоцикл лучше, ведь он играет немалую роль…
– Можно выигрывать и на стандартном новом мотоцикле. Скорее, на результат больше влияет техника или мастерство самого гонщика. Спорный вопрос: слабый гонщик может не победить и с хорошей техникой, равно как и наоборот – сильный «райдер» выиграет с подержанным мотоциклом.
– В целом тяжело переносишь поражения?
– Стараюсь спокойнее к этому относиться. Каждую неудачу складываю в отдельный мешочек и извлекаю оттуда только уроки. Раньше, конечно, сильно переживал, особенно, если это континентальные или мировые соревнования.
– Важно ли самому спортсмену разбираться в технике, или ответственность ложится на плечи механика?
– Если плохо подготовлен мотоцикл, велика вероятность, что он тебя подведёт в заезде (допустим, может заклинить мотор). Чтобы не произошло казусов, в идеале нужно знать, за счёт чего едет мотоцикл, его обслуживание. Хорошо, когда понимаешь сам, где произвести минимальные починки (банально поменять колодки, цепи, звёзды, воздушные фильтры).
– Но механик-то всё равно должен быть…
– Да. У меня, естественно, тоже есть. Это мой дедушка Олег Сазановец, который является и моим тренером. Именно он с самого детства посадил меня на мотоцикл. Всё, чего я добился, в первую очередь благодаря ему. Он сам занимался мотокроссом и был чемпионом вооруженных сил СССР, серебряным призёром СССР, многократным чемпионом республики и международных соревнований, мастер спорта. И, конечно, его сын – мой дядя Александр Сазановец, среди заслуг которого также есть звание мастера спорта. Он многократный чемпион Беларуси, чемпион России. Ещё своим наставником по жизни считаю Николая Суходольского, который всегда может меня правильно настроить в моменты, когда хочется опустить руки. Верит в меня. Кстати, в своё время и он не смог обойти занятия мотокроссом, но в связи с семейными обстоятельствами завершил карьеру. Его главная особенность была в том, что умел выигрывать старты. Как раз то, чего не хватает мне. Эти люди очень многое мне дали не только как спортсмену, но и как личности. Самые близкие и важные в моей жизни. Именно поэтому хочу их чаще радовать своими успехами.
– Думаю, у тебя неплохо получается…
– Где-то в декабре начну подготовку к новому сезону. Возьмусь за него, как никогда раньше. Нужно работать ещё больше. Ставлю высокие ставки на будущий год и надеюсь, что коронавирус не станет всему преградой. Будем верить в лучшее!
– Номер, под которым выступаешь, любимое число?
– Обычно выбираешь, какой хочешь, главное, чтобы он не совпадал с кем-то ещё. У меня 729-ый. Девятка обозначает число моего рождения, двойка –последнюю цифру года рождения. Так у меня был изначально 29-ый номер, но после чемпионата Европы по юношам впереди появилась ещё семёрка. На турнире прописывали особые требования: для распознавания местности, откуда ты родом, следовало указывать соответствующую цифру. Примерно как у машин для обозначения регионов. Поэтому впереди и появилась семёрка. Мне нравится – теперь все знают, кто выступает под этим номером. Оставил себе.
Фото: Михаил Ясько, Павел Аглобин