Когда на носу выходные: едем в Вороцевичи

Тем, кто интересуется отечественной историей, можно посетить посёлок Вороцевичи, что в Ивановском районе. Благодаря уроженцу тех мест мы получаем наглядное представление о прошлом.

Полесские Вороцевичи в своё время подарили миру интересного и талантливого человека. Хотя сами земляки его потом почти забыли. Так бывает. Интерес к личности Наполеона Орды и его творчеству вновь появился в 1990-х годах. Когда наступили новые времена, а в райцентре случайно обнаружили памятную плиту с его  могилы. 

 Его имя его в политической истории, известно в мире музыки и живописи. Этого деятеля почитают архитекторы и даже современные туристические экскурсоводы. Продемонстрировать, как выглядели иные старинные дворцы и усадьбы, которыми славилась белорусская земля, сегодня можно лишь с помощью его картин и набросков. Многие из них он сделал уже на закате жизни. Словно предвидя, что нам это когда-то понадобится.

Речь о Наполеоне Орде. Родился он в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (теперь Ивановский район Брестской области) в семье инженера-фортификатора. Художественное образование получал в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара, что и сказалось впоследствии на творческом стиле. Первые рисунки появились после путешествия в 1840 — 1842 гг. по Франции и Рейнской области. Потом были творческие поездки по Испании, Португалии, Алжиру. Благодаря его рисункам мы сегодня можем представлять себе  Северную Африку или Португалию тех времён, а также знаковые места Беларуси, Польши, Украины. 

Это если брать сугубо творческую сторону биографии, но были и другие. Он родился в 1807 году, когда Европа дышала и восхищалась Наполеоном Бонопартом. Похоже, что и родители не удержались от соблазна назвать своего сына  в честь  французского императора. После поражения восстания  1830-1831 годов, в которых студент Виленского университета Наполеон Орда принимал участие, ему довелось спасаться эмиграцией во Франции. Здесь он сделал отличную карьеру. Становился даже директором Итальянской оперы в Париже. Тесно общался с Тургеневым, Верди, Листом, Берлиозом, Бальзаком, Стендалем и другими легендарными личностями того времени. Брал уроки музыки у Шопена и обсуждал поэзию с Мицкевичем. Говорят, что и аккомпанировал тому на фортепиано во время литературных чтений.  

Блистать бы ему в Париже и дальше, однако когда участникам восстания на родине решили дать амнистию, тотчас вернулся в родные края. Оставив во Франции и семью, и карьеру. Удивительный поступок, особенно на фоне наших времён. Тем более родовой дом на родине ему так и не вернули,  разрешив лишь в нём квартировать. Но после всё-таки выселили. Напоследок Орда нашёл должность учителя музыки на Украине и себя в живописи. Он ежегодно выбирался в творческие поездки, откуда привозил рисунки архитектурных достопримечательностей Беларуси, Литвы, Польши и Восточной Пруссии. 

В результате коллекция художника насчитывала больше тысячи натурных рисунков. В них можем видеть, как некогда смотрелся Ружанский дворец или  замок в Гераненах, который вживую уже никогда не увидим, усадьбы в Семково или Закозеле, Кревский или Новогрудский замки. Нам повезло, что его картины были пронизаны строгой документальностью. Сегодня они служат ценнейшим наглядным пособием для историков, архитекторов и реставраторов. Многих запечатлённых объектов Ордой в реальности уже нет, или  внешне они выглядят совершенно иначе. Поэтому и грустное, и увлекательное это занятие  — сравнивать рисунки художника, сделанные почти 200 лет назад, с современным обликом объектов. Конечно, если на том месте что-то ещё уцелело.

Наполеон Орда был ещё и туристом. Его творческим маршрутам можно только завидовать. Тем более при  тамошних  транспортных возможностях. Хотя многие творческие поездки мастеру выходили боком. И отнюдь не в смысле творческого вдохновения или бытовых неудобств. Художник постоянно находился в поле зрения бдительных граждан и стражей порядка, которые подозревали его в создании чертежей стратегически важных объектов и переправке их за границу. Тем более художник и впрямь отсылал многие рисунки в Европу, где было проще печатать и реализовывать создаваемые  альбомы. В рапорте пинского уездного исправника есть такие строки: «Орда ведёт вполне замкнутую жизнь; всё своё время посвящает черчению планов и, как информирует его прислуга, изготавливает схемы тех городов, в которых ему пришлось бывать. Потом отправляет их в Англию и Германию, за что имеет большие деньги; несколько раз получал по 100 и 180 рублей». 

Умер Наполеон Орда в 1883 году в Варшаве. Но похоронить себя завещал в родовой усыпальнице, что  в  белорусском Иваново. После себя оставил богатое творческое наследие: несколько десятков полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен. Иикарную коллекцию художественных работ, более двух сотен из которых занимают белорусские пейзажи, места, связанные с жизнью известных людей и архитектурные памятники. Искусствоведы констатируют, что художественное наследие Наполеона Орды насчитывает более 1 150 акварелей и графических работ.  В творчестве он отдавал предпочтение живописи,  точнее — архитектурному пейзажу. Его картины отличала фотографическая точность. Мастер словно чувствовал, что это будет востребовано потомками. Даже  когда те изобретут фотографию. На такое способны только личности исторического масштаба.

Относительно недавно на его родине появился музей Наполеона Орды. В чём заслуга прежде всего неравнодушных земляков. Их инициатива быстро обрела сторонников. Подключились  местные власти, предприятия, земляки-эмигранты. В итоге был возведён памятник, выпущены книги и научные работы. Брестский музыкант Виктор Фетисов придал новую жизнь и старинным полонезам маэстро, создав цикл «Музыкальные вечера в доме Юзефины Орды». 

Милые музейные экскурсоводы, встречая нас в музее, со смущением признались, что сами отучились тут, в местной школе, но о Наполеоне Орде тогда ничего не слышали. Им об этом нигде не рассказывали,  в моде были иные герои.

Сейчас его имя на слуху. Его картины использовались даже при создании денежных банкнот молодого белорусского государства. Его рисунки украшают современные туристические путеводители Франции, Алжира, Германии. Классик оставил потомкам богатейшую, тщательно оформленную и систематизированную коллекцию архитектурно-исторических пейзажей. Все они фиксируют былую славу, величие и культуру мест, где он побывал. Правда, все оригиналы его картин хранятся в зарубежных музеях. После смерти Наполеона орды родственники просто не знали, куда их девать: на родине они тогда оказались никому не надобны. А вот за рубежом их согласились принять. 

Возможно, если разбогатеем и сподобимся на дальнейшие благие дела, то делом чести станет попытка что-то выкупить оттуда для музея на родной земле художника.  Ведь созданный там недавно комплекс помимо музея включает и картинную галерею. Галерея функционирует с августа 2007 года, музей принимает посетителей с  апреля 2016 года. В целом, культурный комплекс очень хорош, впечатляет экспозициями и радушием персонала. Оригинальных работ художника тут пока нет, однако имеются очень ценные копии, сделанные маститыми реставраторами на оригинальной бумаге XIX века. Также предствалены работы местных талантов.

Первый зал музея знакомит с детством Наполеона и его семьёй, родовым имением, историей раскопок в Вороцевичах. Второй — посвящён периоду жизни во Франции. В третьем — можно увидеть копии его акварелей, рисунков и литографий. В четвёртом зале предоставляется шанс совершить своеобразное путешествие во времени благодаря  выставке работ «Век XIX в гостях у века XXI». Пятый зал, украшенный работами классика, предназначен для проведения торжественных мероприятий, научных конференций и семинаров. 

В давние времена родной дом художника  окружали богатый сад, величественный парк и целый ряд вспомогательных построек. Всего  в имении насчитывалось 21 строение — господские и фольварковые помещения, винокурня, сыродельня, солодовня, экипажный сарай, овчарня, амбары. Всю былую красоту этого масштабного усадебно-паркового комплекса тоже можно видеть  на рисунке Наполеона Орды. О масштабах даёт представление сохранившаяся инвентарная опись, составленная в связи с конфискацией. По этой описи, кстати, и начинали восстанавливать дом в наше время. За процессом тщательно наблюдали специалисты из Национальной академии наук, так что шансы на историческое соответствие новостройки давнему проекту у нас есть. Имеются планы и чуть ли не всю усадьбу попробовать восстановить.

Кстати, туристам, решившим сюда приехать, можно не только любоваться историческими местами и знакомиться с сохранившимися экспонатами. В доме планируют открыть кафе. В подвале может появиться винный погреб. Хотя угостить гостей вкусными полезными напитками тут могут уже и сейчас. Удалось восстановить рецепты чая и сбитней, которые любила в своё время смаковать здешняя шляхта. В Вороцевичах сейчас выращивают даже виноград, тут выведено более десятка сочных ароматных сортов. Хозяева обещают, что  передадут самые лучшие саженцы в сад у дома Наполеона Орды.

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Навстречу Токио

Не боясь «мясорубки»

Павел Мудрагель: ложка дорога к обеду