Мастер-класс от Николаевских прудов

Задача развития туризма стоит сейчас и перед большими городами, и перед регионами.

Если в городах она ещё более- менее решаемая, то как справиться с ней небольшому посёлку или деревушке? Ведь надо найти не только чем привлечь путешественника и что ему показать, но и обеспечить надлежащие бытовые условия — где можно было бы остановиться и подкрепиться.

В рамках образовательного семинара, организованного Национальным агентством по туризму, нам демонстрировали, как этот вопрос решали в городке Круглое на Могилёвщине. В исторической летописи Круглое впервые упоминается в 1524 году как деревня Оршанского повета Витебского воеводства ВКЛ. С 1621 года перешло во владение великого канцлера Льва Сапеги. Потом принадлежало к гетману Огинскому. После  раздела Речи Посполитой оказалось в собственности княгини Екатерины Дашковой. На тот момент в Круглом насчитывалось 462 жителя, 41 двор, работали винокуренный завод и полотняная фабрика. Во время войны 1812 года в населённом пункте располагался штаб русских войск во главе с Михаилом Кутузовым. Но особых следов, как и исторических раритетов, от того пребывания в городе не сохранилось.

Ещё горожане могут похвастаться, что где-то когда-то здесь был настоящий замок, остались и следы старого городища. Вот, пожалуй, и все стартовые условия для попытки создания местного туристического бума. Ресурсы, прямо скажем, незавидные. Но, как ни странно, «бумкнуть» Круглому всё же удалось. Правда, этому поспособствовали не объективные обстоятельства, а пресловутая «роль личности в истории». Круглому повезло, что в городе функционировало такое предприятие, как ПМК. Которому, в свою очередь, повезло с менеджерами. Строили круглянцы много и повсюду. ПМК-266 не раз признавалось лучшей в республике, его руководитель Николай Патрончик тоже снискал почёт и уважение. В родном городе предприятие и вовсе развернулось с невиданным размахом. И ушло куда дальше привычного для подобных ПМК профиля — возведения сугубо жилых домов и промышленных объектов. Прибыль там не транжирили, а вкладывали с умом, смело выходя на нетрадиционные направления. Так их силами были возведены в райцентре несколько торговых центров, туристический комплекс, медицинский центр, бассейн с сауной, тренажёрный зал, бильярдная и парикмахерская, кондитерский цех. И всем этим хозяйством они владели и управляли сами, превращая ПМК районного значения в крупный преуспевающий холдинг. Одновременно с экономическими вопросами решая пласт социальных вопросов государственного значения.

Радело предприятие и за туризм, создав в Круглом комфортные для путешественников объекты бытовой сферы. В местных турфирмах стали привычными к неожиданным звонкам из ПМК с просьбой помочь буквально чуть ли не завтра отправить экскурсию в Москву или Санкт-Петербург. А в списке туристов были самые что ни есть рядовые работники — плотники, каменщики, экскаваторщики. Так предприятие поощряло их за хороший труд. И директор тоже часто выбирался в подобные путешествия со своими рабочими. Главный туристический объект, что создало в память о себе предприятие на родной земле, заслуживает особого внимания. Он располагается не в городе, а в глухой деревушке. Впрочем, какая глушь, если сейчас там есть даже шикарный конференц-зал с античными фигурами и статуями, где как раз и подводились итоги нашего семинара. А перед нами те апартаменты облюбовало Министерство юстиции для своего республиканского семинара-практикума. Экологический туристический комплекс «Николаевские пруды» находится в деревне Лысковщина.

К реализации столь масштабного туристического проекта руководство ПМК подтолкнула не только красивая природа. В деревне находился старый дом, где 19 лет прожил специально переехавший сюда из Москвы художник. Причём живописец с именем и созданные им в белорусской глубинке картины впоследствии удостаивались чести оказываться в Третьяковской галерее, в ведущих музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Риги, Саратова. Но похоже, что, не случись постройки этого комплекса, имя художника здесь вскоре было бы предано забвению. Последний раз сельчане сами ремонтировали его памятник где-то полвека назад. Но к началу строительства от могилы художника уже мало что оставалось. Кто хотел бы лучше познакомиться с художником Николаем Невревым, то рекомендую начать просмотр с картин «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» или «Торг. Из недавнего прошлого». В деревне рассказывали, что многие образы для своих работ, в том числе царей, монахов или опричников, художник писал с местных сельчан, выплачивая им по 40 копеек за сеанс позирования. В архивах Третьяковской галереи хранится запись, что последние большие деньги, которые Неврев выручил за продажу картин в 1894 году, составляли сумму 7300 рублей и были полностью потрачены на благотворительность. Хотя собственную старость художник был вынужден встречать в большой нужде. В итоге его домик был аккуратно реконструирован и переоборудован в музей.

С сайта Третьяковки выбрали картины трёх направлений творчества Неврева: портретного, бытового и исторического. Их оцифровали и напечатали. Ещё посетители, помимо тех красочных репродукций, могут осмотреть мастерскую художника, его жилую комнату. Кстати, у нас в стране сохранилось и четыре оригинальных полотна Николая Неврева. По соседству с музеем художника этнографическкая хата, — своеобразный музей местного крестьянского быта. Там представлены традиционные для подобных объектов экспонаты — старинная хозяйственная утварь, образцы вышивки, ткацкие станки, стол шаповала, детские колыбели, древние самовары. В центре экспозиции — массивный фрагмент бивня мамонта. Все экспонаты подлинные. А собирали их сами рабочие и инженеры ПМК, которые в выходные дни добросовестно отправлялись в творческие поисковые экспозиции по родственникам в дальние и окрестные села. А третий здешний музей называется «Музей СССР». Музеи на подобную тематику как бы уже много где есть. Но этот, в «Николаевских прудах», сделан очень масштабно. Уже на подходе гостей встречают громогласные марши той эпохи. Экспозиций тут представлено по числу бывших союзных республик. Всего экспонатов около 5 тысяч — от телевизоров и приемников тех времен до фотоаппаратов и мотоциклов, многие из которых остаются в полной технической исправности. Представлены денежные знаки, одежда, мебель, документы, предметы интерьера и даже муляжи продуктов, многие из которых, правда, тогда были в дефиците. На пачке пельменей того времени я для любопытства прочитал их состав — в одной строчке перечислены мясо, мука, соль и специи. Не то что сейчас, когда перечень всевозможных добавок и химических заменителей едва умещается на упаковке. На входе в музей установлены два кинопроектора. Каждый зал — это словно сцена из фильма о нашем прошлом. Специальный зал посвящён спортивной тематике. Интересно увидеть, в какой форме тренировались и выступали тогда спортсмены и физкультурники. И умудрялись побеждать, рекорды ставить.

Современные профи «по уши» упакованы во всевозможные красивые «адидасы», но спортивная удача частенько куда-то улетучивается. По музеям нас с весьма интересным и обстоятельным рассказом провёл Николай Курносов. Казалось, что он профессиональный историк или искусствовед, а на деле — главный юрисконсульт той самой Круглянской ПМК-266. Одной из особенностей этого региона является лаконичное смешение христианства и язычества. Поэтому на территории комплекса сделана попытка проиллюстрировать эту тенденцию, показать связь прошлого с настоящим. В итоге тут можно видеть идолы Перуна (славянского бога-громовержца) и Велеса (бога скотоводства), фигуры старинных воинов и известных былинных героев. Колоритна и склонившаяся над водой русалка — наверное, сестра той самой «андерсоновской», которой восхищаются в датском Копенгагене. Для верующих тут возведена часовенка и она всегда открыта. Особое раздолье в «Николаевских прудах» для любителей колоритных селфи.

Манит не только живая природа, но и фон местных скульптур, сказочных персонажей, уютных домиков, макетов кораблей, цветочных клумб, вековых дубов и липовой аллеи. И, разглядывая потом сделанные тут фотографии, многие удивятся, что в Беларуси имеется такая оригинальная экзотика и сказка. Не буду перечислять весь ассортимент бытовых услуг, что способны предложить тут гостям для полноценного отдыха. Жильё на любой вкус, баня с выходом к реке, тир, игровые аттракционы, огромный игровой город для детишек. Лодки и катамараны, картинг, страйкбол, теннисные площадки, шикарнейший бильярдный зал, лыжероллерная трасса по окрестностям. Беседки под барбекю своим видом и вовсе напоминают ресторан. А в настоящий ресторан многие продукты поступают из своего натурального хозяйства. Имеется тут и собственная пасека. Ныне этот комплекс занимает почти всю деревню. У тех редких домов, что оказались за его пределами, сейчас особая цена. Ведь можно купить их под дачу и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой — никто прогонять не собирается.

На строительство этого объекта рабочие ездили в охотку. В книге отзывов нашёл запись одного из них — с коллегами возводил городок, мечтая, как потом станут ездить сюда семьями. И ездят. А все сказочные скульптуры выполнены руками обычной работницы той же ПМК. Её зовут Надежда, она маляр-штукатур. Но, попав сюда на стройку, рискнула попробовать себя в творчестве. И на фоне созданных ею ярких сказочных персонажей сфотографировались, наверное, уже десятки тысяч восторженных гостей, не меньше. Объект, конечно, в первую очередь ставит перед собой коммерческие цели. Но уже с момента знакомства с показывающими объекты сотрудниками убеждаешься: люди тут работают по-особому, не только зарплаты ради. Участники нашего семинара — сплошь закалённые профессионалы, они обычно сдержанны на эмоции.

Но тут высказали своё восхищение и объектами, и царившей атмосферой. Красивая природа, ухоженная территория, уютные дома и впрямь располагают к приятному досугу. А наличие интересных разнообразных музеев и незаурядная история возведения комплекса поспособствуют и расширению кругозора.

 

 

 

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Навстречу Токио

Не боясь «мясорубки»

Павел Мудрагель: ложка дорога к обеду