Старообрядцы в Беларуси: что посмотреть в Ветке

Этот городок находится в 15 километрах от Гомеля. Автодорогами соединён и с областным центром, и с Добрушем. В Гомель можно ещё и по реке доплыть.

Город был основан в 1685 году староверами, сбежавшими сюда после того, как в России началось преследование раскольников. Существует ряд преданий о происхождении столь необычного названия. Одно гласит, что поселение прозвали Веткой, так как русло реки  на этом месте  напоминает ветку дерева. Другая версия о том, что во время прихода старообрядцев на месте поселения росли густые и ветвистые хвойные леса. Если верить третьей гипотезе, то старообрядцы приплыли сюда на плотах. После долгого путешествия решили остановиться. Для выбора стоянки  пустили по течению  ветку дерева — к какому берегу прибьётся, там и быть поселению. В итоге их ветку пригнало к левому берегу Сожа.

Впрочем, сюда староверы не только приезжали, но и отсюда начинали осваивать новые просторы. К примеру, в 1926 году 48 жителей городка перебрались в Крым в район Джанкоя. Там сейчас проживают их наследники, которые не забыли белорусский городок. Помнят, откуда прибыли их дедушки и бабушки.

В давние времена Ветка была даже крупнее Гомеля, число горожан достигало 40 тысяч. Многие обосновавшиеся в Ветке староверы были исконные москвичи. Поначалу стремились во всём подражать Москве, даже центральную ветковскую площадь  прозвали Красной. Правда, российские цари не раз предпринимали попытки вернуть раскольников назад. Даже войсковые экспедиции снаряжали сюда ради этого.

Первые переселенцы оказались людьми грамотными, легко разбирали сложнейшую старославянскую вязь и сами переписывали книги. Обосновавшись в Ветке, стали заниматься иконописью, художественным оформлением рукописных книг. Специалисты выделяют несколько оригинальных иконографических изводов, свойственных сугубо ветковской школе иконописи. И культура была особая — цветущая, радостная, предпочитающая  оптимистическое изображение святых, несмотря на определённую закрытость и замкнутость старообрядцев. В их работах также присутствовало обилие яркой вышивки и растительных мотивов. Ветковские иконы порой напоминали сад — до того были нарядными, многофигурными, изобиловали изображением цветов и трав.

Брались староверы в Ветке и за иные народные промыслы. Любили украшать жилые избы. В итоге сформировалась своя самобытная школа ветковской резьбы. 

О значимости Ветки говорят и исторические документы. Они свидетельствуют, что отсюда на протяжении нескольких веков иконами и книгами снабжался весь старообрядческий мир.

Город на Соже  славен необычной историей своего возникновения. А еще он знаменит шикарным музеем — Музеем старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова (до декабря 2012 года именовался Государственным музеем народного творчества). Там представлены художественная культура и народные традиции белорусского юго-востока (православной белорусской деревни и старообрядческой Ветки — исторического центра посадского раскола  XVII — XVIII веков). У него тоже судьба незаурядная, ведь возник и развивался на добровольных началах. 

Музей был основан 30 ноября 1978 года. Первую постоянную экспозицию открыли 1 ноября 1987 года в отреставрированном  историческом здании — бывшем доме купца Грошикова.  Получился интереснейший туристический объект, а вместе с тем научно-исследовательский и культурно-просветительский центр. 

Изначально музей задумывался как учреждение искусствоведческого профиля. Здешние места представляли богатый «заповедник» старинных икон и прекрасно декорированных древних рукописей. Тут собрана богатая коллекция старинных икон. Из наиболее видных  можно назвать старинную Покровскую икону Богоматери — внизу она обожжена и закопчена. Что для историков служит ещё одним подтверждением версии огромного пожара, уничтожившим  Ветку  в 1730-м или  в 1760-м.

Когда в атеистические времена в городе закрывали храмы и Покровский монастырь, местные жители разобрали реликвии по домам и бережно сохраняли. Когда появился музей — отдали туда. Впоследствии энтузиастам  удалось уговорить людей передать в музей и многие сугубо семейные исторические ценности. Что весьма удивительно, ведь старообрядцы  к мирянам и многим их идеям относились с определённой долей осторожности. 

Сейчас число экспонатов насчитывает почти 12 тысяч. Они расположены на трёх этажах бывшего купеческого здания. Если кратко сориентировать потенциальных гостей, то на 1-м этаже  они увидят экспозиции «Путешествие по истории Ветки», «Кузница», «Мастерская золотокузнецов». На 2-м этаже в экспозиции «Народное ткачество» представлены декоративные ткани и убранства одежды, передающие особенности местных ткацких традиций. В экспозиции «Чайная» собрана коллекция старинной медной посуды и самоваров. Там представлены от крошечного походного самовара до огромных и роскошных, некоторые выполнены в виде вазы. Чаепитие было в почёте у переселенцев, ни одна старообрядческая семья без самовара не обходилась. 

В зале, посвященном иконописи, представлены как работы старообрядцев, так и произведения мастеров ветковской и бабичской иконописных школ. Можно увидеть изделия местных чеканщиков-золотокузнецов (создавали чеканные оклады на иконы и книги), сами инструменты мастеров, их деловую и личную переписку. Тут же представлена «Книжная культура Ветки», где демонстрируются старопечатные книги XVI — XIX веков, такие как «Евангелие» П. Мстиславца (1575 г.), издания И. Фёдорова, В. Гарабурды, иллюминированные Евангелия XVI — XVII вв., а также манускрипты XVI начала XX веков, певческие «крюковые» рукописи.

В музейных залах также можно увидеть экспонаты, которые рассказывают про местные старинные художественные ремёсла и промыслы: шитьё золотом и бисером, древнюю резьбу по дереву, чеканку и гравировку по металлу. Ещё тут собраны коллекции костюмов и образцы старинного деревянного резного декора, уцелевшего от старых жилых домов.

Экспонатов так много, что все их быстро не охватишь. Похвально, что все залы оборудованы скамейками, где гостю можно перевести дух и осмыслить  увиденное, прежде чем  продолжить осмотр.

Известную картину российского живописца Петрова-Водкина искусствоведы также связывают с фактом, что в детстве мастер учился в иконописной мастерской. Сюжет картины «Купание Красного коня», как и необычный цвет изображенной там лошади, скорее всего, навеяли ему именно ветковские старообрядческие иконы. 

Местные краеведы не устают подчёркивать, что память об уникальной старообрядческой культуре Ветки сохранилась только благодаря Фёдору Шклярову и его последователям. Он сам на протяжении многих лет собирал иконы, произведения ткачества, книги, а в 1978 году передал все эти сокровища (их было около 400) в музей. Его ученицы и последовательницы Галина Нечаева и Светлана Леонтьева не уехали отсюда после Чернобыльской аварии, хотя им  предлагали перевезти музей в Минск и самим предоставляли жильё в столице. Обе оказались патриотками своего края, никуда не уехали, отстояли музей  и остались там работать.

Адрес музея: Красная площадь, дом 5. Он работает с девяти до восемнадцати часов. Стоимость билета чисто символическая,   для школьников составляет полтора рубля, для взрослых — три. Впечатления остаются незабываемые. Можете проверить сами.

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Навстречу Токио

Не боясь «мясорубки»

Павел Мудрагель: ложка дорога к обеду