Санаторная база в Беларуси, даже по признанию зарубежных специалистов, весьма хорошая, разветвлённая и достаточно современная — всего насчитывает более ста здравниц.
Похоже, что пока только они способны начать вытягивать из нынешнего кризиса всю туристическую отрасль.
Леонид из Питера — бывший военный — приезжает отдыхать в белорусские санатории уже лет десять. Когда-то служил в здешних краях — понравилось. И выработал такую «жизненную» схему: весной с женой отправляются в Беларусь на лечение, потом — на море. Посещал у нас самые разные санатории, сервисом везде оставался доволен. В этом году вся его программа отдыха оказалась под угрозой. Во-первых, российские границы пока закрыты. Во-вторых, нужно учитывать карантинные меры. Время на размышления пока ещё есть. Шанс на оздоровление ситуации тоже сохраняется. И путёвку Леонид поэтому не сдаёт.
— Думаю, не буду возвращать её, даже если моя поездка к вам в мае и не состоится. Потери для меня не то что небольшие окажутся. Я бизнесмен, заработаю ещё. Просто понимаю весь форс-мажор и все дальнейшие возможные перспективы. Санаторный бизнес сейчас тоже следует поддерживать, чтобы он остался, выжил и сохранился. Не в этом году, так в следующем, но непременно приеду.
Пожалуй, это на сегодня как довольно здравая позиция, так и весьма необычный пример меценатства от поклонника и потребителя наших оздоровительных услуг. Впрочем, Леонид лукаво улыбается и добавляет, что нестандартные решения неплохо бы сейчас вырабатывать и санаторному менеджменту нашей страны. Проще всего завлекать людей скидками или льготами при оплате путёвок наперёд — других вариантов просто нет. К тому же ныне межсезонье, спрос и в обычные годы в это время высоким было не назвать. Пожалев поделиться более весомой долей своей прибыли, в результате можно потерять гораздо больше.
Да, у наших здравниц хорошая материальная база, но у них очень много чего есть «сверху». Иногда это помогает, но в ситуации, когда нужно действовать быстро и решительно, приводит к потере времени и средств. Этой весной часть денег и клиентов белорусские санатории упустили именно из-за подобного фактора. Конечно, весна для отечественной оздоровительной отрасли, как и для всего туризма, выдалась непростая, нестандартная. И при работе с клиентами требовались решения не только компетентные, а и быстрые. Чуть ли не ежедневно в здравницы спускали новые постановления, которые существенно меняли условия работы: на местах просто не успевали всё отслеживать и перестраиваться.
Особой нервотрёпки в работе с зарубежными клиентами добавили неясности с карантинными мерами. Когда в ответ на чуть ли не ежеминутные запросы санаториев «сверху» признали, что нахождение в них и есть как бы самая надёжная изоляция, эту оптимистичную новость многим отдыхающим можно было сообщать уже вдогонку. Люди заспешили домой, порой только приехав и развернувшись прямо у приёмной стойки. Опасались, что карантин для иностранцев будет заключаться в изоляции в самом номере, где им придётся и пищу принимать, и процедуры. Пока вверху зрело мнение не вводить дополнительных ограничений для иностранных гостей в санатории (вся его территория считается за карантинную зону, к тому же свой квалифицированный штат медиков имеется), впечатлительные зарубежные гости отбыли на вокзалы.
Время ушло, потеряны деньги и время. Подумай сейчас некоторые и возвратиться, так поезд уже ушёл. Границы закрылись, и иностранные гости в белорусские санатории теперь просто никак не попадут. Досадно. Сейчас заграничный интерес упал вовсе. Есть отдельные звонки, потенциальные клиенты интересуются, как обстоят дела в наших санаториях, что ожидается летом. Но дальше звонков, разумеется, дело не идёт. Когда отечественная туротрасль не по своей воле вынуждена взять тайм-аут, именно у санаториев сохраняется шанс первыми запустить механизм восстановления и тянуть за собой остальных. Многие туристические компании и прежде не отказывались делать ставку на медицинский туризм. В данное время, когда внешние границы пока закрыты и все окрестные государства на карантине, для них тут ли чуть не основное окно возможностей. Белорусские санатории остаются одним из тех немногих турпродуктов, которые всё ещё могут иметь спрос. Пусть даже с прицелом на будущее.
Несколько недель назад на представительном совещании довелось услышать, что наши санатории понимают важность момента и собственной роли. И что работать в ближайшей перспективе, возможно, придётся только с белорусскими гражданами. Покупательная способность у которых не столь высока, как у прежних клиентов. Поэтому заявлялось о готовности предоставлять скидку чуть ли не на треть. С учётом весьма дорогих прейскурантов условие выглядело привлекательным. Несколько недель миновало с той поры. Однако подобных скидок лично я нигде обнаружить не смог. Максимум — 10-15 процентов.
— Поймите, нам сейчас не до скидок. Возврат путёвок идёт полным ходом. На компенсации тоже нужно изыскивать средства. Ведь деньги, вырученные за путёвки, не лежали мёртвым грузом, ожидая своего часа. Мы закупали продукты и медикаменты, ремонтировали и готовили базу к новому сезону. Никто не ожидал, что так выйдет, — объяснили мне в одном из наших ведущих санаториев, оправдывая низкие скидки.
Во втором санатории, где я поинтересовался наличием свободных мест и возможными бонусами, радостно заявили, что у них нет никаких проблем с отдыхающими: здравница ведомственная и с реализацией путёвок вопросов нет, завод деньги перечисляет исправно. Как раз сейчас предприятие прислало новую партию работников, номера заполнены стопроцентно. Санатории, которые и в это время имеют полную заполняемость, в целом неплохо себя чувствуют и без россиян, и без прочих иностранных гостей. Их немного, они сугубо ведомственные, предназначенные в первую очередь для оздоровления сотрудников предприятия. Что случится, если родной завод когданибудь не сможет щедро решать все маркетинговые вопросы подведомственного санатория, его руководство позволяет себе пока просто не думать.
Отрадно, что непосредственно на злобу дня — проведение санэпидемиологических мероприятий — везде реагируют с должным усердием. Предписанный режим проводится тщательно и по возможности тактично, а не подчёркнуто демонстрационно. Обработка дезинфицирующими растворами всех медицинских кабинетов и административных помещений, столовых и баров. Очищаются мебель, дверные ручки, перила лестниц, лифты. Это сейчас аксиома. Много где раздают и специальные памятки в помощь отдыхающим, как беречь себя в нынешних условиях.
Наши санатории, возможно, сейчас и есть наиболее оптимальные места, чтобы переждать тревожное время. И попутно подкрепить здоровье. У белорусских граждан, кто располагает временем и средствами, появился такой хороший шанс. Наши санатории тоже на него надеются, что белорусы выберут отдых у них. Путёвки имеются даже на летний период. В прежние годы с ними возникала напряжёнка — все места заранее выкупали иностранные гости. Преимущественно россияне. В силу сложившихся обстоятельств зарубежные граждане, так называемые нерезиденты, сейчас не бронируют туры в белорусские санатории. Продажи попросту остановились, Что касается самих белорусов, то своими санаториями они вроде интересуются, отдельные продажи есть даже в эти дни. В основном бронируют туры на ближайшее время.
Казалось бы, в таких условиях санатории должны массово снизить цены, сделать скидки, придумать акции, всячески подогревая интерес потребителя. Однако немногие из них хотя бы просто решились на скидки. Пробуют иной маркетинг — добавляя больше бесплатных процедур, предлагая трансфер от вокзала как бонус. Оправдываются, что в санаториях и так весьма низкая себестоимость путёвки, дальше снизить цену пока не представляется возможным. Не исключено, что вскоре санатории, увидев более ощутимый недокомплект постояльцев, свою риторику, как и ценовую политику, всё же изменят.