Межсезонье, в ходе которого гребцы закладывают фундамент, близится к завершению.
К сожалению, вместо двух запланированных сборов на тёплой португальской акватории в Вила-Нова-де-Милфонтеш наша женская группа байдарки, представительницы которой на трёх последних Олимпиадах неизменно поднимались на пьедестал, провела только один. От второго в связи с отстранением белорусских спортсменов от всех международных стартов пришлось отказаться. Это стало шоком для всех.
Но, как рассказал старший тренер национальной сборной Геннадий ГАЛИЦКИЙ, руки девчата не опускают.
— Лучшее средство от любого стресса — это упорные тренировки, в которых и спасаемся в это непростое время. Несмотря ни на что, моя команда сохраняет рабочее настроение и веру в светлое будущее. На очередном собрании я девчатам напомнил, как в 2016 году нашу мужскую сборную ни за что, на основании домыслов не пустили на Игры в Рио-де-Жанейро. Затем просто извинились: мол, простите, были не правы. А когда затем титулованная канадская каноистка попалась на тяжёлом допинге, ей запросто поверили, что он попал в её организм вместе со спермой полового партнёра. И её пустили на Игры в Токио, где она завоевала две медали. В таком мире нам приходится жить и бороться. У меня умные девчонки. Они всё видят и понимают. Поэтому продолжаем работать, надеясь на лучшее.
— В межсезонье вы решили вернуться в Португалию? — Да. Условия там жёстче. Но именно их нам и не хватило перед Токио. Жаль, конечно, что из-за пандемии коронавируса все местные базы для иностранцев были закрыты. Ту же Олю Худенко сейчас две недели поболтало по волнам, по приливам и отливам поносило. Но она стала прежней образца 2017 года, когда выиграла чемпионат мира в одиночке. Хотя первые тренировки ей очень тяжело дались.
Тогда я сказал: хочешь вернуться в элиту, значит, должна не один раз ежедневно проходить местные водовороты, а возвращаться и ещё трижды этот слалом преодолевать. В итоге к концу сбора она их уже проскакивала, не замечая. В Токио, к сожалению, при лёгкой боковой волне не смогла даже в ловушку стать. Это очень сдерживало её и сказалось на финише. Когда спортсменка идёт дистанцию зажатой, это требует больших мышечных усилий и выливается в большее закисление. На финальных метрах она почти остановилась.
Поработай и Оля, и Марина Литвинчук на такой «болтанке» в прошлом году, в Токио они показали бы совсем другие результаты. В Вила-Нова-де-Милфонтеш и погода, и природа совсем другие. Мои подопечные во время португальских сборов практически не болеют. А в Турции в апреле 2021 года холодный ветерок подул с гор, и девчата посыпались — и Марина Литвинчук заболела, и Маргарита Махнева долго не могла выкарабкаться.
— Кто-то из других команд с вами готовился? — Да, большая часть польской сборной, включая молодёжный и юниорский составы, но исключая мужчин-байдаристов. Это наши постоянные друзья-соперники, которые искренне переживали, когда Международная федерация каноэ приняла решение отстранить россиян и белорусов от всех регат, проходящих под её эгидой. На большинстве крупных соревнований наши девчата оказывались чуть впереди полек. Но они и не думали радоваться тому, что теперь их шансы на пьедестал увеличатся, а очень сочувствовали нам.
От второго тамошнего сбора в связи с изменившейся ситуацией нам пришлось отказаться. А первый завершили полностью. В конце его провели тесты и контрольную тренировку. Убедившись, что находимся в хорошей форме, поехали домой, где и продолжаем подготовку.
— И кто выиграл контрольную тренировку? — Как всегда, Марина Литвинчук. Второй была Инна Савчук и третьей — Оля Худенко. Мы шли три раза по 1000 м. Меня порадовала высокая плотность результатов. Девчат разделяли буквально 1 — 2 секунды, тогда как раньше Марина выигрывала много и дальше все растягивались. А тут довольно кучно заехали. Чувствуется обострившаяся конкуренция. Молодёжь рвётся показать, что она уже подточила зубы. Кроме Савчук, заметно прибавили Мария Коваленко, Вероника Леонюк, Алина Невмержицкая.
Всего же со мной готовились 10 девчат и каноист Максим Петров. Сейчас в Гомеле привлекаю ещё двух мозырянок — Машу Ахраменко, которая в прошлом году на первенстве Европы была третьей в одиночке, и Елизавету Очеретную. Есть в них гребцовская жилка и характер просматривается. Поработают рядом с титулованными девчонками и, думаю, тоже вырастут.
— А как Рита Махнева проехала? — Хорошо. Если раньше она Марине уступала чуть ли не 30 секунд, то сейчас 8. Очень радует её заряженность на серьёзную работу.
— Минувшее межсезонье для ваших подопечных сильно отличалось от предыдущих? — Во-первых, в прошлом году чемпионат мира прошёл аж в конце сентября, из-за чего в отпуск ушли позже обычного. Во-вторых, основным спортсменкам я дал возможность отдохнуть морально и физически, разрешив работать в поддерживающем режиме. Молодёжь тренировалась на полную катушку. Она у нас хорошая растёт: радует своими отношением к делу, результатами, целеустремлённостью. Сейчас мы уже находимся в преддверии соревнований. Сомнений в том, что они будут, нет. Сначала, думаю, россияне к нам приедут, затем мы в их открытой регате поучаствуем.
А, может, к лету и на международном уровне что-то изменится. Всё-таки формулировка, что решение остаётся в силе до определённых обстоятельств, оставляет надежду, которой и живём. Девчатам я однозначно сказал: мы вернёмся, и вернёмся более сильными. Такая задача перед командой и стоит.
— Кое-кто вроде взял паузу как минимум на предстоящий сезон? — Да, Надя Попок скоро станет мамой. Несмотря на то, что ей в мае-июне рожать, она ещё на воду выходит. Обещает очень быстро вернуться в строй после родов. Зная её целеустремлённый характер, уверен, так и будет.
— В связи с изменившейся ситуацией её примеру последовать никто не захотел? — Это важное и ответственное семейное решение. Обстоятельства, согласен, благоволят. Но пока о таких планах никто больше не сообщал. А там время покажет. Коль появилась возможность, опытные спортсменки стараются и имеющиеся травмы подлечить. Тем более и Марина Литвинчук, и Надя Попок передумали завершать карьеру после Токио. Поскольку осталась недосказанность, решили замахнуться ещё на одну Олимпиаду. Поэтому Марина занимается лечением старой травмы плеча. И у Риты Махневой есть проблемы с коленом.
— Кто грядущим летом может заменить Надежду в четвёрке? — Посмотрим. Дорога никому не закрыта. Я сказал девчонкам, что в командный экипаж нужен один человек — сильный, быстрый, ловкий, выносливый. Это хороший стимул для молодых спортсменок, каждая из которых надеется занять вакансию. Поэтому пока, скажем так, держим интригу.
— В прошлом году Рита Махнева пыталась готовить также спринтерскую одиночку… — Она исключена из олимпийской программы. У женщин осталась только одна дистанция — 500 м, на которую и делаем основной акцент. В прошлом году Рита, конечно, порадовала и в одиночке, и в двойке, в которой с Надей Попок здорово перед Играми прошли последнюю тестовую тренировку. Их звено очень сильно смотрелось. Поэтому в четвёрке я не сомневался.
— Нынче в двойке кто-то может составить конкуренцию Марине Литвинчук и Оле Худенко? — Очень надеюсь на это. На тренировках в Португалии достойно сражались с ними и Маша Коваленко с Вероникой Леонюк, и Лиза Вилькова с Инной Савчук. То есть Марине с Олей приходилось нелегко. Две Алины — Невмержицкая и Свита пока не так ярко себя проявляли. К Махневой вовсе некого было подсадить, поэтому она тренировалась только в одиночке. Но к Кубку страны, думаю, и ей найдём партнёршу с перспективой на четвёрку.
В его программе только олимпийские дисциплины. Поэтому, скорее всего, будем закрывать их все. Но займёмся экипажами уже на следующем сборе, который 25 апреля здесь же, в Гомеле, начнётся. Пока холодно, поэтому работаем исключительно в одиночках, а также в зале и в бассейне.
— И большую часть зимней подготовки вы провели в Гомеле? — Да, у нас здесь обжитая база, где созданы все условия. Хорошие акватория, тренажёрный зал. Местная школа олимпийского резерва нам помогает во всём, что необходимо, докупает. Поэтому ничего другого искать не собираемся. Зимой занимались в основном тренажёрной подготовкой. Поскольку перерыв без воды оказался большим, чем обычно, в Португалии в начале чуть дольше объёмную работу выполняли.
Чемпионаты мира и Европы планировались в августе, а в мае стояли только два этапа Кубка мира. Поэтому мы, не спеша, набирали форму. И, думаю, всё бы успели. На Кубке Беларуси 23 — 25 мая в Заславле проверим это.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО